Дорогие родители! У вас растет малыш. Самый замечательный малыш на свете. Но иногда, сравнивая его с другими детьми, вы замечаете, что говорит он как-то не так. Стоит ли волноваться? Когда пора выговаривать все звуки?
Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.В 2-3 месяца на смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Также малыш учится управлять интонацией.К 8-му месяцу ребенок произносит серии одинаковых слогов: дя-дя-дя, ба-ба-ба, ма-ма-ма. Это проявление речи называется лепетом. Если ребенок произносит один слог, к примеру ма или ба, – это уже тревожный звоночек.К году малыш подражает звукам речи взрослых. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: мама, баба.Обратите внимание: слово «мама» звучит на всех языках одинаково. Это объясняется тем, что м – первый губной звук, который произносят лепечущие дети. П и б тоже губные звуки, для их произнесения не нужны ни губы, ни язык. Они самые простые для детей по своим артикуляционно-фонетическим характеристикам. Отсюда и получаются «слова», произносимые ребенком неосознанно: мама, папа, баба – смысл добавили за них взрослые.Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение.Стоит волноваться и бить тревогу, если ребенку скоро 3 года, а он молчит, отворачивается, когда его спрашивают: «Как тебя зовут?». В активе только мама, папа, би-би, да еще несколько слов. Речь носит лепетный характер, фразовая речь отсутствует, например: «Дай пить», два слова связаны – это уже фраза. К трем годам фраза должна уже быть сформирована и словарный запас около 1 тысячи слов.Прежде всего необходимо:- обследовать слух ребенка,- обследовать зрение,- обратиться к психоневрологу, возможно, он назначит препараты, стимулирующие развитие головного мозга;- проконсультироваться с психологом.Не следует думать, что ребенок ленится или не хочет говорить. Дети в этом возрасте не знают усталости.В 3-4 года дети с нормально развивающейся речью употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам. Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков.4-5 лет. Развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные.5 лет. Дети умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Почти все недостатки произношения исчезают. Запас слов около 2500.Правильное звукопроизношение в норме формируется к 5 годам. Потому что созревает фонематический слух. Фонематический слух – это умение слышать звуки родного языка. До пяти лет дефектные звуки в детской речи являются физиологической нормой.Звуки родной речи ставятся от 5 до 7 лет. Логопед показывает правильную постановку языка при каждом дефектном звуке, подбирает специальные артикуляционные упражнения для каждого ребенка индивидуально, учит слышать звуки. Старше 7 лет вырабатывается стереотип на неправильное звукопроизношение, и даже если мы добьемся правильного изолированного звукопроизношения, трудно будет звук автоматизировать и ввести в речь, так как ребенок уже привык говорить неправильно.Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два-три года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.Кроме того, у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы:- низкое развитие мелкой моторики;- сниженный уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия;- более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без недостатков речевого развития.Все эти нарушения требуют тщательного подбора методов коррекционной работы, которые может подсказать только логопед – специалист по работе с нарушениями речи.
Светлана Князева
учитель-логопед ГБОУ школы № 2087 “Открытие”
Комментарии