search
main
0

Конструктор будущего

Чем больше впечатлений в детстве, тем легче определиться с выбором профессии

В школе Владислав ХАЛАМОВ хорошо стрелял из винтовки, увлекался бегом, плаванием. Подростком вместе с другими детьми ходил на экскурсию на завод, смотрел, как плавится металл, как организовано производство. А когда его, еще совсем мальчишку, пустили в настоящий самолет, стоящий в военном училище, твердо решил для себя: «Вырасту – буду конструировать красивых железных птиц, покоряющих неведомые дали!»

Главное – верить в себя

…Уже десять лет Владислав Халамов руководит Домом юношеского технического творчества Челябинской области. За этот период он провел и сам участвовал в более ста мероприятиях по техническому творчеству регионального, всероссийского и международного масштаба. А его ученики (всего более девяти тысяч человек!) завоевали несколько десятков комплектов наград за призовые места на соревнованиях по робототехнике.

Значимо? Да. Весомо? Конечно! И тем более интересно, как же так получилось, что однажды Владислав Николаевич решил заняться техническим образованием детей от мала до велика. На самом деле все просто: он патриот Урала, и это отнюдь не громкие слова. В детстве вместе с родителями он объехал весь Советский Союз, побывал в удивительных местах нашей Отчизны. Поэтому до сих пор испытывает глубокую благодарность к родным, которые уже тогда понимали, что путешествия не только откроют мир их любимому чаду, но и дадут возможность ему самоопределиться.

Став взрослым, взяв на себя ответственность руководителя учреждения дополнительного образования областного уровня, Халамов посетил в командировках более двадцати стран, всякий раз сравнивал их с родным краем и убеждался, что уральские озера, леса, горы, реки, степи ничуть не хуже иностранных. Талантливые люди, по мнению Владислава Николаевича, рождаются везде, но его задача – взрастить, развить таланты юных южноуральцев, дать им самые современные знания и навыки в плане технического развития. Для этого Халамов спешит каждое утро на работу и держит в рабочем кабинете несколько чемоданов на случай внезапной командировки по обмену опытом. А еще на тот случай, если надо будет принять участие в больших образовательных технических выставках, форумах, где взрослые решают, как вырастить технологических, производственных лидеров в лучшем смысле этого слова.

Собственно говоря, именно ради этого Владислав Николаевич вместе с руководителями промышленных предприятий города и региона создали авторскую систему дополнительного образования. И теперь ученикам центра предоставлена редкая возможность обучаться не только у преподавателей по робототехнике, судо- и авиамоделированию, а еще и у производственников, имеющих уникальный практический опыт, и потом получить классную работу в родном городе.

А ведь в начале 2000‑х, когда система детского и юношеского технического творчества была на грани полного уничтожения, Владислав Николаевич был успешным бизнесменом, поставлял компьютерную технику в организации и занимался обучением взрослых и детей. Но, когда поступило предложение выйти на новый уровень и начать воплощать свои идеи более масштабно, действуя рука об руку с государственными структурами, инженер и управленец с блестящими перспективами согласился возглавить региональный Центр технического творчества.

Модернизацию системы допобразования начали с организации робототехнических соревнований. Но потом у Халамова стали возникать вопросы. Роботы, играющие в бильярд. Зачем и кому это нужно? К чему мы стремимся, обучая детей новинкам технического творчества? Уральский патриот понял, что правильно будет так выстроить систему обучения и взаимодействия с промышленниками, чтобы выпускник его центра сразу после вуза получил место работы на предприятии родного города и региона, имея возможность созидать, работая на высокотехнологичном оборудовании. Тогда молодой человек останется жить и работать в родном городе, а промышленные предприятия получат грамотных специалистов.

Во всем этом есть ключевое слово – «созидание». Электрики, программисты, рабочие, люди инженерных специальностей – это как раз те специалисты, которыми могут и должны стать выпускники центра. Поэтому программирование, робототехника, моделирование – все это, по мнению Владислава Николаевича, востребовано сегодня, как никогда.

Сам Халамов живет техникой с детства. В его комнате на толстой леске, натянутой прямо над головой, всегда висели модели самолетов. А еще была у юного Влада заветная тумбочка, доставшаяся в наследство от деда-инженера. В ней лежали старые книги по электротехнике, написанные простым и ясным языком, причем крупным шрифтом, поэтому читались легко. И еще там были тома «Большой советской энциклопедии». Особо интересовало мальчишку все, что связано с историей, космосом и искусством. Из школьных же предметов больше всего нравились история и география.

Сегодня Владиславу Халамову 49 лет. В 19 он получил свое первое образование – профессию техника-электромеханика в Челябинском металлургическом техникуме, окончив его с отличием. Еще через шесть лет успешно завершил обучение в Южно-Уральском государственном университете как инженер по специальности «радиоэлектронные системы». И уже в 2004‑м получил еще одно высшее образование в Челябинском филиале Уральской академии государственной службы по специальности «менедж­мент организации». Все это в сочетании с уральским характером пригодилось ему, чтобы выстроить систему допобразования в Челябинске.

Первые выпускники Центра технического творчества под руководством Владислава Николаевича появились к 2016 году. Любопытно, но факт: его учеников с 14 лет берут на заводскую практику, где они, к примеру, создают экскурсионные программы в части виртуальной реальности, работают программистами, системными администраторами.

Халамов считает себя счастливым человеком по многим причинам. С ним всегда были люди, любящие и умеющие талантливо формировать его будущее. И мечты сбываются, потому что не могут не сбыться. Есть первые серьезные результаты, есть ученики, которые создают беспилотные системы, о которых обязательно будет говорить вся страна. Сегодня центр, которым он руководит, находится на острие прогресса. Конечно же, он мечтает о тех временах, когда промышленные беспилотники, созданные молодыми жителями Челябинской области, будут встречаться на каждом шагу. А еще есть мечта – увидеть выпускников центра в числе молодых инженеров, ведущих конструкторов и разработчиков новейших высокотехнологичных систем. И чтобы было это создано в родном регионе и с пользой для всей страны.

В конце июня на Урал, не случайно названный опорным краем державы, на робототехническую олимпиаду прибыли дети и педагоги со всей России. Конечно же, директор центра, в котором так ярко проявляется мальчишка с техническим интересом к жизни, снова по-хорошему волновался. И это объяснимо, ведь такие встречи помогают объединить усилия талантливых людей, созидающих нынешний и будущий дни.

Завершая рассказ об этом замечательном человеке, хочу поблагодарить его родных, чьи любовь, труды и усилия дали возможность будущему руководителю получить жизненный фундамент, найти свое призвание. Для чего, спрашивается? У него есть ответ и на этот вопрос: чтобы приносить пользу Родине! А еще чтобы передать ученикам жизнелюбие и интерес к обучению, ко всему новому как главные черты характера.

Вера ЕВСТИГНЕЕВА, Челябинская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте