search
main
0

Конкурсный урок – это правда!

Послесловие к профессиональному состязанию

Всероссийский конкурс «Учитель года России»-2021, который в этом году проходил в Ростове-на-Дону и собрал педагогов со всех уголков России, уже позади, но мы снова и снова возвращаемся к тем ярким и наполненным разнообразными событиями дням, чтобы, как написал мой коллега по жюри, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2011 Алексей Овчинников в статье «Уроки конкурса», опубликованной в «Учительской газете» в №44 от 2 ноября, «сделать выводы и идти дальше». Продолжая начатый им разговор, поделюсь своими впечатлениями о конкурсных уроках.

В очередной раз мне посчастливилось быть в роли эксперта в составе межпредметного жюри. Принадлежу к числу сторонников именно такого формата оценивания мастерства учителя, когда мы смотрим на него не только с точки зрения его предметной грамотности, но и с позиции владения им универсальными компетенциями, общей педагогической культурой. Конкурс позволил уйти от узкопредметного подхода в образовании. Находимся в уникальной ситуации, когда независимо от нашей специализации мы вместе обсуждаем, сопереживаем, соучаствуем, одним словом, проживаем вместе с конкурсантами каждый урок, каждую методическую мастерскую и можем оценить их с разных сторон, увидеть главное в их педагогическом творчестве, сформировать целостное впечатление о личности конкурсанта.

Конкурсные уроки. Казалось бы, это самое простое испытание. Сколько на своем веку учитель дал уроков? Сотни, тысячи… Каждый день мы заходим к ребятам в класс: «Здравствуйте, присаживайтесь…» Потом начинается волшебство. Да, урок – это Вселенная, которая раскрывает перед школьниками тайны, а учителю дарит неповторимые эмоции от познания и общения. На каждом уроке должна быть тайна. Если природа прячет у себя в дебрях клад, то для того, чтобы его найти, нужно пройти немало дорожек, зачастую трудных, порою плохо проходимых, тернистых. Но как сладок и приятен вкус поиска, находки и открытия!

Конкурсный урок! Незнакомые дети – они такие же разные, как и наши знакомые ученики из родной школы. Они такие же открытые, честные, не испорченные конъюнктурой и шаблонностью, интересные и неординарные. А у вас тридцать с небольшим минут, чтобы не только познакомиться с ними, но и влюбить каждого в свой предмет, показать свои находки и подходы. Перед учителем стоит задача-дилемма – показать разнообразие, красоту и яркость педагогических приемов и при этом не забыть о важности демонстрации фундаментальности своего образования. Как объединить эти подходы? Как найти золотую середину?

Конкурсный урок! В классе дети и эксперты. Нужно обаять и тех и других. А еще помнить, что твой урок транслируется, на тебя смотрят тысячи глаз и любая ошибка – речевая, предметная, поведенческая – становится достоянием общественности. Самое коварное в этом испытании – избыточная самоуверенность, завышенная самооценка («Я прав, мое мнение единственное и не подлежит сомнению»), они не прибавляют внимания детей к такому учителю, а у экспертов – баллов в оценочных листах. Но как гармонично смотрится учитель, который нашел контакт с детьми! Он показывает красоту своего предмета через взаимное сотрудничество, не затмевая школьников своими красивыми речами и обширными знаниями, а предлагая каждому ученику найти свою дорогу, свое направление в освоении учебного материала, чтобы стать объективно счастливым в поисках доброго и вечного.

Конкурсный урок – это погружение в свое профессиональное поле. Все мы в подавляющем большинстве обладаем набором многих приемов и методов, каждый из которых заслуживает внимания и оценки. Урок – это короткий отрезок времени, потому так важны отбор и применение не избыточных, а необходимых технологий, нужных и оптимальных для изучаемой темы и конкретной ситуации! И здесь важно помнить, что школьники приходят к тебе на урок со своим багажом знаний, умений и навыков – именно они направляют умелого учителя, который, как креативный продюсер, выбирает из своего набора наиболее эффективные в эту минуту, в эти мгновения, в этом образовательном пространстве приемы, методы, формы. Злую шутку играют с конкурсантами наработанные шаблоны и выверенные до мелочей презентации, которые, забегая вперед, предугадывают все ответы школьников, все хитросплетения, которые произойдут на уроке, и тем самым отвергают ее величество мысль, идею, открытие! В свое время один известный учитель после моего успешно проведенного, по мнению коллег и по реакции самих детей, урока, на котором был фейерверк эмоций, радости, интересных опытов и открытий, попросил меня показать ему конспект урока. Я был в замешательстве, ведь мой конспект состоял из десяти вопросов, которые я должен был задать ученикам, и нескольких фрагментов занимательных текстов и ссылок на эксперименты. После увиденного тетрадного листа он с восхищением сказал: «Вот почему получился такой прекрасный урок!»

Конкурсный урок – это не набор клише, обязательных физкультминуток и зрительных диктантов, соответствующих требованиям ФГОС и методистов, у которых тысяча и один лист с рекомендациями, как его нужно провести. Мы не можем предсказать, в какую минуту Паша, Полина или Сережа поднимет руку и скажет: «А хотите, я вам расскажу историю…» или «А вы читали…», но нам необходимо быть готовыми к полилогу в любой ситуации, к погружению в научное познание, к объяснению, когда это требуется, природы или причин появления лженаучных течений, а возможно, и к проведению исследования того или иного неприятного и необъяснимого факта. Конкурсный урок – это правда, это честность, безопасность и открытость учителя перед школьниками и экспертами. Фальшь чувствуется мгновенно, ее не скроешь никакими уловками и ухищрениями.

Увлечь предметом, показать красоту природы через единую картину мира, интегрируя предмет не ради интеграции как модного термина и плюсика в экспертном бланке, а ради объединения искусственно разобщенных наук в одно целое, для ухода от предметоцентризма к образовательным областям. Высший пилотаж, когда педагог показывает школьникам не отдельные изолированные явления природы, а рассматривает их в единстве и в многообразии.

Конкурс «Учитель года России» – это площадка, где активно продвигаются современные идеи, новые методики и подходы, где можно увидеть многогранность работы российского учительства и многообразие новых техник. Что же в итоге? Положительные эмоции вызывают любые активные методы, фундаментальные подходы, позволяющие осмыслить закономерности природы и научных теорий, деятельностный, продуктивный характер работы со школьниками, глубокое понимание значимости предметности и метапредметности, интеграции. И главное – осознание того, что есть новые современные инструменты, электронные программы, которые в профессиональных руках учителя дают несомненный эффект, а в неумелых создадут ситуацию, подобную той, когда в руках граната без чеки, а вокруг море людей.

На конкурсе, как и каждый день в школе, важно не забывать, что есть самое ценное в нашей профессии. Об этом нам напоминает автор гуманной педагогики Шалва Александрович Амонашвили: «Придет Учитель к Ученику, улыбнется ему сердечной улыбкой и начнет великое таинство одаривания светом, что и есть урок. Урок – матерь жизни и сама жизнь… И будут они уроками на всю жизнь».

Андрей СЁМКЕ, тьютор Института развития образования Краснодарского края, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, учитель года-2000, абсолютный победитель Всероссийского открытого конкурса «Мужская профессия»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте