search
main
0

Конкурсная стратегия и тактика. Начальные классы

Высказывание Суворова «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» с успехом можно перефразировать применительно к нашей педагогической сфере: «Плох тот учитель, который не мечтает стать победителем педагогического конкурса».

Развитие педагогического потенциала – одно из пяти направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». При определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы становятся действенным средством развития творческого потенциала, профессионального роста. Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению.Исходя из собственного опыта, утверждаю, что участие в таких конкурсах дает возможность педагогу реализовать свой творческий потенциал, приобщиться к научно-исследовательской деятельности; опубликовать свои методические материалы в научно-методических изданиях, изучить опыт коллег, повысить авторитет в педагогическом и ученическом коллективах.Приняв решение участвовать в профессиональном конкурсе, педагог должен проделать колоссальную работу:- Ознакомиться с конкурсной документацией.Безусловно, положение конкурса нужно перечитать вдоль и поперек. Все требования, оговариваемые в нем, необходимо безукоризненно соблюдать. Организаторы не просто так обращают на это внимание каждый сезон: «Пожалуйста, прочитайте это, прежде чем отсылать свою работу!» Постоянно находятся участники, которые почему-то игнорируют прописанные правила участия! Действовать на авось в данном случае не получится. Все неточности пойдут только в минус конкурсным работам. Например, в положении говорится: «К нашему методическому состязанию допускаются только оригинальные авторские разработки, ранее нигде не опубликованные и не участвовавшие в других педагогических конкурсах». К сожалению, несколько работ ранее были опубликованы в сети Интернет. Есть работы с большим процентом заимствования и без указания использованных источников. Это уже плагиат. Соответственно такие разработки не имеют права на участие в конкурсных состязаниях. – Изучить опыт участия в конкурсе победителей и лауреатов прошлых лет.Это очень полезно. Ведь недаром они стали победителями. Следует обратить внимание и на их содержание, и на оформление. – Взвешенно оценить собственные возможности участия.Посмотрите на свои работы критически. Не завышайте самооценку, но и не принижайте ее. Нет смысла участвовать в конкурсе ради участия. Это потеря времени, сил, средств, разочарование. А уж если участвовать, то рассчитывать только на победу! А для этого нужно запастись терпением, методической литературой и желанием! Поверьте, даже если вы не оказались в числе победителей, этот опыт будет очень полезным в дальнейшей практической деятельности. – Выбрать номинацию, оценить необходимость повышения педагогического мастерства по выбранной теме.Если при создании работ не хватает теоретических знаний, необходимо перечитать соответствующую литературу. Это будет полезно не только при подготовке конкурсных материалов. В этом году вызвали вопросы классные часы, принимавшие участие в конкурсе. Хочется напомнить, что «Сто друзей» – конкурс разработок, относящихся к учебной деятельности. В положении конкурса говорится, что в качестве произвольного задания принимаются сценарии внеклассного занятия по предмету. Для классных руководителей «Учительская газета» ежегодно проводит конкурс «Мудрая сова». Возможно, стоит поучаствовать в нем?- Систематизировать свои методические материалы.Оформление в соответствии с требованиями положения – немаловажный момент. Но необходимо выполнить работу таким образом, чтобы коллегам можно было легко ориентироваться. Например, если используется презентация, то в разработке урока очень полезно будет прописать, на каком этапе урока используется тот или иной слайд.Очень часто участники указывают, что выполняется определенный номер из учебного пособия. Но в начальной школе на данный момент несколько действующих УМК, и поэтому очень трудно сориентироваться, в чем суть этого задания. На мой взгляд, необходимо прописывать указанный номер в конспекте урока или прикладывать скан страницы учебника. Наш конкурс имеет всероссийский статус, участники – жители разных регионов нашей страны. В последние годы удивительную активность проявляет Республика Хакасия (86% всех материалов поступило именно из этого региона). Также порадовала Самарская область. Очень жаль, что не удалось познакомиться с творческими педагогами из других уголков нашей необъятной страны. Совершенно покорила своими конкурными работами учитель начальных классов средней школы имени Героя Советского Союза Е.А.Никонова села Васильевка Самарской области Светлана Анатольевна Шейкина.Представленный конспект урока «Симметрия. Симметричные фигуры» для 3-го класса по учебнику Л.Г.Петерсон соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования. Учительница эффективно подобрала приемы, средства для создания условий включения каждого ученика в процесс целеполагания, организована деятельность по приему целей учащимися.Все этапы урока логически связаны между собой героями – Линеечкой и Карандашиком, что мотивирует учащихся и способствует достижению поставленных целей. На протяжении всего урока герои урока создают проблемные ситуации, требующие от учеников поиска решений и аргументированных доказательств. На уроке используются разные формы сотрудничества: парная, групповая, фронтальная, способствующие развитию коммуникативных универсальных учебных действий.Целесообразно используется презентация, которая не только решает проблему наглядности. Ученики являются активными участниками интерактивного процесса. Результативность урока обобщается с помощью компетентностно-ориентированных заданий, оценочных листов «Самооценка».Достойна внимания и программа внеурочной деятельности «Путешествие в страну Геометрия» этого же автора. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволяет формировать, развивать, корректировать пространственные и зрительные представления.Программа содержит планируемые результаты освоения программы, содержание учебного материала для 1-4-х классов, тематическое планирование с расчасовкой теоретических и практических занятий, а также, что немаловажно, примерные практические задания.Отдельное спасибо Светлане Анатольевне за прекрасное оформление работ. Все очень аккуратно и доступно. Приятно работать с такими материалами! Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области преподавательского мастерства, открыть в себе ту глубину творческих способностей, о которой, возможно, вы сами не подозревали! Расширяйте свои возможности, изучайте свой творческий потенциал, а мы ждем ваши новые находки и интересные работы!

Татьяна КАСАТИНА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории основной школы №8 Каширы Московской области, победитель Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте