search
main
0

Конкурс помог нам стать лучше

Подходит к финальному этапу – городскому – конкурс «Учитель года Москвы-2010». А участники и призеры окружных этапов сегодня осмысливают итоги прошедших профессиональных испытаний, оценивают свои успехи, то, насколько они сумели продемонстрировать свой опыт педагогической деятельности, и отвечают на многочисленные вопросы журналистов.

Анна ФИЛИППОВА, учитель МХК школы №1666 «Феникс»

– Почему вы выбрали профессию учителя?

– Я думаю, что профессия выбрала меня, а не я ее. У меня долгий путь был в профессию. Я начинала как учитель, но я не собиралась задерживаться в школе надолго, училась на культуролога, исследователя, и у меня соответственно были другие задачи в жизни. В школе мне очень понравилось, там встретились замечательные люди. У меня были прекрасные первые ученики, которых я вспоминаю до сих пор с теплым сердцем. Это оказался очень позитивный опыт. Потом я окончила вуз, у меня родился ребенок, я на какое-то время оставила преподавание в школе. То есть я никогда практически из школы не уходила, но это не было моим основным занятием, у меня были и другие приоритеты. Постепенно как-то школа не оставляла меня. Сейчас это основная работа, она мне нравится, хочется быть в ней на каком-то новом этапе, то есть расти, совершенствоваться и повышать свой интеллектуальный уровень. В перспективе планирую взять классное руководство.

– Что нужно сделать, чтобы наша система образования соответствовала самым высоким международным стандартам?

– Учителя могут многое сделать на своем поле, нужно постоянно расти и чувствовать время, в котором мы живем, откликаться на него, принимать его таким, какое оно есть, и учеников не пытаться сравнивать, какие они были несколько лет назад, не пытаться проецировать на них свои жизненные реалии, стараться понимать, в каком мире им предстоит жить и что для них главное в жизни. Сегодня в первую очередь мы должны растить учеников творческих, которые не боятся самостоятельно мыслить, давать им ценностные установки, но это уже из области этики и воспитания. На выходе из школы должен быть человек креативный, который широко и смело мыслит, который не боится стандартных ситуаций, которые умеет строить свои знания, самостоятельно планировать свою стратегию образования и обучения. Сейчас есть большие возможности решать, как получать образование, кем становиться, расставлять приоритеты. Выпускник школы должен уметь рефлексировать, понимать, что он делает и зачем.

– Кто он такой, современный ученик? Чем его может привлечь мировая художественная культура?

– У нового ученика превалирует экранная культура, учителя должны думать о том, что нужно не только рассказать, но и спровоцировать поиск знания визуально. Ученики сейчас информационно перегружены, поэтому перед нами возникают другие задачи.

– Вводится новая система оплаты труда учителя. Ваше отношение к ней?

– Я с этой системой не очень хорошо знакома. Я считаю, хорошо, когда людям повышают заработную плату, но это не решение задачи повышения качества нашего преподавания. Повышением зарплаты учителям мы не решим проблему качества образования и потребности в сильном, творческом учителе.

– В рамках Года учителя власти намерены формировать привлекательный имидж педагога. Что, на ваш взгляд, для этого необходимо сделать и что включает в себя это понятие?

– Я не очень понимаю, как его можно формировать извне. Имидж может формировать только сам человек. Учеников привлекает человек, любящий их, который их уважает, видит в каждом потенциал, это человек, который будет навигатором в этом мире, а не командиром пионерского отряда. Им интересны люди разносторонние.

– Может ли школа стать источником дохода, вдохновения и самореализации?

– Доходом – да, но у меня нет проблемы, что я одна должна содержать многочисленную семью. Мне деньги важны, но не это самое главное. Вдохновение – это неиссякаемый источник, для меня важна самореализация.

– Остается ли время на личную жизнь?

– Я не могу не позволить оставить время на личную жизнь, потому что у меня трое детей и они требуют внимания. И то меня мучает угрызение совести, что им не так много времени уделяю, как бы мне того хотелось.

Анна ЛАПИНА, учитель русского языка и литературы школы №411

– Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы наша система образования соответствовала самым высоким международным стандартам?

– Оставить лучшие традиции, которые были в школе, укрепить школу, развивать, не мучить ее никакими инновациями. Нужно срочно что-то делать с высшей школой, потому что в школу приходят учителя – дилетанты в психологии, несмотря на то что у них в течение пяти лет преподавали психологию, но это не практическая психология, которую можно применить в какой-то ситуации.

– Ваше отношение к ЕГЭ?

– В принципе ЕГЭ по русскому языку как система, его части А и В меня устраивают. Но часть С, где ребенок должен писать эссе, я отрицаю, потому что невозможно эссе, творческое понимание мира подвести под какие-то пункты оценивания: верно ли ученик раскрыл и правильно ли он понял тему? Кто это может оценить? Это очень сложно, индивидуально, личностно. Как и любая система, ЕГЭ подвержен корректировке, но то, что такую систему придумали, это здорово. Потому что школьники, которые никогда бы не сдали русский язык в связи с нарушениями речи, владея правилами, получают возможность удачно сдать этот предмет. По поводу тех учеников, которые приехали в Россию жить и учиться, я могу сказать, что у нас есть национальные школы, но если ты приехал в эту страну жить, язык для тебя должен стать родным. Если ты хочешь учиться в вузе данной страны, то будь любезен учись в общеобразовательной школе и национальной. Это должен быть личностный выбор: ты хочешь быть полноправным хозяином или гостем в этой стране.

– Это имидж человека, ради которого ты идешь в школу. Если в твоей жизни произошла сложная ситуация, то можешь в любое время подойти к этому человеку, посоветоваться с тем, кого очень уважаешь. Это человек, который обладает разносторонними знаниями. Я, наверное, вижу идеального учителя, который любит детей.

– Если посмотреть с точки зрения часов и реального времени, то, конечно, нет. Но так как наша жизнь строится не только из реальности, то на творческую жизнь, на какие-то задумки всегда время есть. Его просто необходимо изыскивать. Какие бы ни были творческие уроки, должно находиться время на себя. Нужно уметь совместить свою личную жизнь с жизнью учеников. Ты должен быть ученикам интересен не только на уроке, но и за пределами школы как человек, собеседник.

– Я всегда понимала, что буду учителем, но мне хотелось пойти на режиссерский или актерский факультет, я даже хотела пойти в политику, чтобы изменить существующую систему. На мой взгляд, именно профессия учителя позволяет совместить все это. На уроке литературы ты актер и сценарист в одном лице, придумываешь и воплощаешь свои идеи. Ты и политик, потому что воспитываешь будущее своей страны. Здесь идет реализация в полной мере. Также большое внимание уделяется внеклассной работе, проводятся спектакли, пишутся сценарии, готовятся различные постановки – музыкальные, театральные. И хотелось бы мне все свои знания и умения передать следующему поколению.

Татьяна ЛИНЕВА, учитель истории и обществознания школы №1246

– Мое первое детское решение оказалось правильным и судьбоносным. Я выбрала эту профессию, когда пришла в первый класс и сразу решила, что буду школьным учителем. Дальше это был маршрут по достижению мечты: школа – институт – школа. Школу №1246 я выбрала не случайно, это моя родная школа, раньше она была №61. Сейчас стаж моей работы учителем составляет 30 лет.

– Ваше отношение к ЕГЭ? Много ли ваших учеников сдавали единый государственный экзамен по истории?

– В нашей школе, конечно, есть ученики, которые сдавали такой экзамен по истории и справились с ним достаточно успешно. ЕГЭ – это новая система оценки знаний в нашей стране. Идея неплохая, с моей точки зрения, это определенный шаг вперед. А сложности возникают в связи с тем, что не до конца отработан механизм. Минусы ЕГЭ тоже всем известны – в вузы поступают ученики совсем не с тем уровнем знаний, которые написаны в сертификатах. Я отношусь к тем людям, которые считают: главное, чтобы у выпускников были знания, а системы их оценки могут быть различны. Несколько лет назад, когда не было ЕГЭ, а выпускные экзамены сдавали по выбору школьника, значительная часть моих учеников выбирали экзамен по истории. Среди них были и такие, которые свою профессиональную жизнь связали с этой наукой.

– Что вам дал конкурс «Учитель года»?

– Такие конкурсы необходимо проводить. Я считаю, что это выход на новый уровень. Возможность проверить себя на самом высоком профессиональном уровне и ознакомиться с опытом коллег. Это очень интересное испытание.

– Чем должен быть привлекателен имидж учителя?

– Я считаю, что это человек активный, творческий, не останавливающийся на достигнутом, не принимающий догмы, меняющийся и интересный для детей.

– Я стараюсь, чтобы оно оставалось, но этого времени мало.

– Какая самая главная ваша победа?

– Главная победа заключается в том, что я воплотила мечту в реальность и стала учителем. Сегодня могу гордиться успехами своих учеников, часть из которых стали историками. На данном этапе победа – участие в этом соревновании, где надо преодолеть не только многочисленные конкурсные задания, но и себя саму.

Нина РЫМАРЕВА, учитель английского языка школы №1282

– У меня стаж работы в школе уже 12 лет, профессию я выбрала, потому что потомственный педагог, и можно сказать, что у меня не было другого выбора. С раннего детства для меня стали родными стены вуза, где у меня работают дед, мама, дядя и двоюродные братья. Дома были постоянные разговоры о студентах, а я, подражая взрослым, учила кукол и мягкие игрушки. Вот так и случилось, что профессия выбрала меня.

– Каково ваше отношение к ЕГЭ? Много ли учеников в этом году в вашей школе сдавали ЕГЭ по английскому языку? Какие показали результаты?

– Среди 42 выпускников прошлого года 30 человек сдавали ЕГЭ по английскому языку. Это в первую очередь связано с выбором специальности, по которой ребята хотят продолжить обучение, и требованиями вуза к абитуриентам. В основном все, кто сдавал ЕГЭ по иностранному языку, стали студентами гуманитарных институтов. Я в целом к такой оценке знаний отношусь положительно, потому что за основу ЕГЭ в нашей стране принята копия формата Британских экзаменов, который дает первый сертификат на знание английского языка для школьников. Очень многие задания ЕГЭ взяты именно оттуда. Такой экзамен тестирует все пять навыков владения языком, и ничего страшного в этом нет. Бытует мнение, что нужно не язык изучать, а «натаскаться» на ЕГЭ.

Безусловно, можно специально подготовиться к решению отдельных вопросов, а так задания все разные, наполнение лексическое может быть разнообразное, и если ты не разбираешься в тонкостях, то и сдать экзамен успешно вряд ли получится.

– Какие критерии должны быть мерой оценки качества труда учителя?

– Коллеги по цеху, например словесники, забывают, что они учат каким-то тонкостям родного языка, ученики на нем говорят, и в массе своей прилично. Я имею в виду технические характеристики языка – скорость, владение понятиями, а мы обучаем новой речи, учим говорить на другом языке. Передо мной стоит задача научить его языку с нуля. Об этом как-то забывается. Чтобы научить одного ученика иностранному языку, мы тратим порой огромное количество времени. Мы учим ребенка по-русски призносить первое слово несколько месяцев. На уроке же я должна научить учеников осознанно воспринимать «земли чужой язык и нравы», и делать это правильно. Владение иностранным языком учеником, знания, полученные за определенный период обучения, и есть критерии оценки работы учителя. Я обучаю учеников со

2-го по 11-й класс. Для меня работать с пятыми классами гораздо проще, чем со вторыми. К каждой возрастной группе нужен свой подход. Ученик 1-го класса и 5-го класса – это абсолютно разные дети. Учителя начальной школы работают с младшими школьниками и превращают ребенка в человека, способного воспринимать, понять и сделать. Пробовать оценивать работу учителя независимо от специализации достаточно сложно, потому что разная точка начала отсчета.

– Первая проблема в том, что наша школа консервативна, она не готова меняться, очень трудно воспринимает что-то новое, особенно если руководят ею люди в возрасте. Пока верхушка образования будет закостенелой, мы вряд ли что-то сможем сделать и по-прежнему будем воспроизводить старые схемы обучения. Одна из главных проблем – то, что люди, которые проводят реформы образования, от самого «живого образования» крайне далеки. Для примера берем учебник: автор или чиновник, который его рекомендовал, пробовал ли по нему обучать? По тем заданиям, которые в нем есть, порой кажется, что эти люди не имеют никакого отношения к образованию. Поэтому говорить об умной реформе образования очень сложно. Школе нужны молодежь и ее интеллектуальная мобильность.

– Учитель – позитивно настроенный человек, готовый к изменениям, который понимает последствия и смотрит на все разумно. Это человек, готовый учиться. Учителя могут не принять новый метод, но научиться и понять его они обязаны. Учитель должен быть яркой личностью, одаренным преподавателем и хорошим воспитателем. И, конечно же, профессионалом своего дела.

– 1 сентября был урок на тему «Это гордое слово – Победа». Что вы считаете главной победой в своей жизни?

– Побед в моей жизни было несколько, но для меня основная заключается в том, что стала учителем и работаю в школе. Если говорить о конкурсе, то это очередная победа над собой, потому что конкурс – это сложно, так как испытываешь большие эмоциональные и психологические нагрузки.

– Остается ли у вас время на личную жизнь?

– Вечерами и в выходные дни есть время, как практически у всех работающих женщин. Мой сын учится во 2-м классе, ему нужно обязательно уделять внимание, вовремя занять, чтобы не потерять и не упустить ребенка. Мне несколько легче в этом плане, чем остальным мамам, потому что он учится в школе, где я преподаю.

– Может ли работа учителя стать источником дохода, вдохновения и самореализации?

– Из-за того что я учитель иностранного языка, зарплата у меня выше, чем у коллег по другим предметам. Но все равно приходится подрабатывать, поэтому даю частные уроки. А дети – это неистощимый источник энергии и вдохновения.

Татьяна ОКСЮКЕВИЧ, учитель физики школы №1404

– Почему вы выбрали профессию учителя и какой у вас педагогический стаж?

– 24 года я преподаю физику. Пришла к выводу в процессе конкурса «Учитель года», что мой выбор был предопределен, потому что я знала всегда: моя бабушка, папина мама, была заслуженным учителем РФ. Но она умерла до моего рождения. Потом мне мама рассказала, что у нее были еще четыре сестры и брат, все они были учителями. Бабушка была именно учителем в ВАО, а ее сестры и братья – сельскими учителями. Я, сколько себя помню, всегда играла в школу, и, когда подошло время выбирать профессию, для меня вопрос «Кем быть?» отпал – была уверена, что стану учителем. Выбор был только между предметами – какой вести. Я склонялась к физике или математике. Когда я оканчивала школу, к нам пришел работать молодой учитель физики, его образ, влияние на меня помогли мне выбрать физику.

– Кто он, современный ученик, чем его может привлечь физика?

– Современный ученик – это человек, я стараюсь видеть в своих школьниках не маленьких детей, а сознательных людей. В старших классах ученик – это друг, с которым я могу чем-то поделиться. Я работаю довольно долго, и один из плюсов конкурса «Учитель года» – то, что он заставляет на себя, на свою деятельность посмотреть с другой стороны, проанализировать какие-то ситуации. Ты можешь поделиться опытом, дать совет ученикам. Все предметы по-своему сложны и красивы. В большинстве случаев, когда я на вопрос своих знакомых «Ты кто – учитель физики?» отвечаю утвердительно, все восклицают: «Ой, ой!» Я вижу одной из задач, чтобы, когда мои ученики уходят из школы, у них не было отрицательных воспоминаний о физике. Может быть, они не станут учеными-физиками, не свяжут с этой наукой свою жизнь, но мне бы очень хотелось, чтобы воспоминания обо мне, как учителе, и уроках у них вызывали только положительные эмоции. На своих уроках я стараюсь как можно проще преподать сложные вещи, одна из моих задач – сделать так, чтобы ученики увидели в повседневных занятиях что-то необычное. Но в то же время те, кому физика нужна для поступления в вуз, получили те знания, которые им позволят идти учиться дальше и реализовывать себя в этой науке. Я стараюсь много рассказывать об истории физики, о личности ученых, которые связаны с этой наукой, об интересных опытах и экспериментах. С учениками мы создали музей космонавтики, где сделали первый искусственный спутник. Сейчас делаем музей воздухоплавания, делаем макет воздушного шара, дирижабля, собираем различную информацию. Некоторые говорят, что это непосредственного отношения к физике не имеет, но без этих законов и явлений ничего бы не было. Ученикам гуманитарного склада это тоже очень интересно, все-таки это физика, и они к ней прикасаются.

– Каково ваше отношение к ЕГЭ по физике?

– В прошлом году ЕГЭ сдавали некоторые мои ученики и в этом году собираются. Если абстрагироваться от реализации этой идеи, то я считаю, что она положительная. Ученик сдает экзамен один раз, результат может послать во многие вузы и ждать в ответ, куда прошел по проходному баллу. В этом я не вижу ничего плохого, но то, как это реализуется, наносит штрихи на этот процесс, которые вызывают негативное отношение.

– Один из положительных моментов – это переосмысление своей педагогической деятельности. Конечно, участие в конкурсе было не моей инициативой. Опыт большой, лет мне много, и я считала, что эмоционально уже переросла стрессовые ситуации.

Вопросы конкурсантам задавала Анна ПАШУТИНА

Много ли ваших учеников сдавали единый государственный экзамен по истории?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте