search
main
0

Конкурс «Новые решения старых проблем»

Анри Пуанкаре утверждал, что в науке каждое поколение смеется над предыдущим, обвиняя его в слишком поспешных и слишком наивных обобщениях: «Декарт выражал сожаление по адресу философов-ионийцев; в свою очередь он вызывает улыбку у нас; без сомнения, когда-нибудь наши потомки посмеются над нами». Так ли смешны примеры из истории педагогики, решать вам, уважаемые читатели.

Предлагаем вам поучаствовать в конкурсе! Постарайтесь определить, где и когда возникли описываемые проблемы, проанализируйте их актуальность и предложите собственный вариант выхода из кризиса.

Текст 1

При образовании юношества большей частью применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало детей и в места истязаний для умов. Поэтому большая часть учеников проникалась отвращением к наукам и книгам и предпочитала школам мастерские ремесленников или какие-нибудь другие житейские занятия.

Конечно, мы страдаем той же наследственной болезнью, перешедшей к нам еще от прародителей: оставив в стороне древо жизни, мы беспорядочно стремимся к одному только древу познания. В угоду этому беспорядочному стремлению школы до сих пор гнались только за знаниями.

Подсказка к тексту: Опять поучения!

Текст 2

На школьного учителя перестал давить моральный пресс «показушности». Было как? Инспектура давила на дирекцию, дирекция – на учителя: «Двойки»? Как можно? Вы же портите показатель. Нет уж, будьте любезны, пересмотрите. Чтобы ребенок ничего не знал по предмету, такого не бывает. Вы поймите, нельзя выглядеть хуже других…» Ну и далее в том же духе. Из года в год давление пресса – не быть хуже других! – усиливалось, пока не стало общей картиной: в школах – стопроцентная успеваемость. А за ширмой – слабые знания, нежелание учиться, неумение учить, натяжки, подчистки, ловкачество, протекция – круговая порука лжи…

Ударили в сплошной колокол, давильный пресс осудили, учителю позволили писать, как есть, оценивать, что знаешь. Климат потеплел. Напряжение в учительской спало. Нервотрепные тучи рассеивались, все чаще проглядывало солнце, и учитель приосанился, отвердела походка, в очах засветилось достоинство… И валом повалили двойки, посыпались, как горох сквозь редкое сито. По предмету каждый пятый – неуспевающий. В классе половина учеников увешана неудами, как храбрые солдаты Георгиевскими крестами – по три-четыре на персону. Что случилось? Ширму сбросили, и открылась реальная картина? Да, именно реальная. Но почему картина одна, а суждения разные? Учитель: знаний не прибавилось, я стал строже спрашивать. Директор: оценки – это цветочки, корни – в программах. Родитель: двойки – кнут в руках учителя, школа подстегивает детей к учению. Кто прав? Похоже, все правы, виноват ученик: ленив, невнимателен, неусидчив – не ребенок, а наказание.

Подсказка к тексту: Ломать – не строить!

Текст 3

– Куда ты ходил?

– Я никуда не ходил.

– Если ты никуда не ходил, почему ты бездельничаешь? Нужно ходить в школу, прилежно учиться и выполнять все задания. Когда закончатся занятия и учитель тебя отпустит, возвращайся домой, не болтайся на улице. Ты понял, что я тебе сказал?

– Я все понял.

– Тогда повтори.

– Сейчас…

– Говори же! Начинай же, говори!

– Ты сказал, чтобы я пошел в школу, рассказал заданный урок и получил новое задание. Я должен прилежно заниматься, показать все учителю, а потом вернуться к тебе. Вот что ты сказал мне.

– Сколько можно разгуливать по садам, бродить без дела по людным площадям?! Когда идешь по улице, не глазей по сторонам. Хотел бы ты достигнуть успеха? Тогда взгляни на старших, спроси у них совета. Послушай, будь же мужчиной! Сейчас ты взрослый только по своему упрямству. Вот другие дети работают, помогают родителям. Бери пример со своих соучеников. Почему ты им не следуешь? По сравнению с ними ты вовсе не мужчина. Будь почтителен перед своим учителем. Когда он увидит страх в твоих глазах, он полюбит тебя.

– А можно позвать его в гости?

– Да.

Пришедшего наставника отец щедро угостил и подарил ему кольцо. Тогда учитель сказал: «Юноша, ты будешь лучшим среди братьев своих и главным среди друзей своих, ты займешь первое место среди всех учеников!»

Подсказка к тексту: Клин клином вышибают.

Текст 4

Учителя получали за свой труд мало и вынуждены были подрабатывать на стороне; социальный статус учителей был крайне низок. Эти и многие другие причины способствовали тому, что эффективность обучения в школах (несмотря на расцвет государства в эту эпоху) оставляла желать лучшего. Попытки реформирования образования вызвали резкое неприятие властей. Было вынесено специальное постановление сената и издан эдикт: «Дошло до нас, что есть люди, которые завели науку нового рода, к ним в школы собирается юношество, и там-то молодые люди бездельничают целыми днями. Предками нашими установлено, чему детей учить и в какие школы ходить; новшества же, творимые вопреки обычаю и нраву предков, представляются неправильными и нежелательными. Поэтому считаем необходимым высказать наше мнение для тех, кто содержит школы, и для тех, кто привык посещать их, что нам это не угодно».

Подсказка к тексту: Это просто риторика.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте