Зачем педагоги идут участвовать в конкурсе «Учитель года»? Так получилось, что, общаясь с Натальей Мухартовой, учителем истории гимназии №22 города Белгорода и победителем конкурса «Учитель года-2014» Белгородской области, мы все время возвращались к этому вопросу. 22-я гимназия – школа особенная, у них своих, выращенных, выпестованных от самого первого года работы учителем до победителя областного этапа конкурса и участника всероссийского этапа, шесть человек. Некоторым из них Наталья Егоровна, будучи заместителем директора гимназии Светланы Анатольевны Шляховой, тоже, кстати, победителя регионального «Учителя года-1998», помогала готовиться к конкурсу. А вот сама как выступила в 1996 году, в начале своей уже более чем 20-летней педагогической деятельности, так больше и не пыталась. До какого-то определенного момента… А потом что-то случилось.
Нет, пожалуй, не так. Особенного не случилось ничего, просто появилось желание оглянуться: ведь еще недавно думала, что ты в школе всего ничего, и вдруг оказалось, что уже 21 год, и ты понимаешь, что на самом деле это уже долго. И появляются мысли, что ничего нового детям дать ты уже не сможешь, вроде бы все изучено, прожито, выдано – все, дальше только повторение. Работа затягивает, одно и то же каждый день… А психологи говорят, что раз в пять лет работу надо менять, а менять ее не хочется совершенно! Потому что это твое любимое дело, и ничего другого ты делать не хочешь, тем более что тут и получается неплохо. Неплохо – да, но уже почему-то не так хорошо, как представлялось… – Такое «замыливание», – говорит Наталья – бывает очень страшным, особенно когда ловишь себя на мысли, что дети-то другие! Уже твои выпускники привели к тебе своих детей! И учить их так, как я учила 5-10 лет назад, неинтересно ни им, ни мне. И захотелось что-то в себе перевернуть и попробовать! И вот тут на помощь приходит конкурс. Получается, конкурс – помощник? Не обуза, не сплошное испытание нервов, сил физических и эмоциональных, не годовое выпадение из графика и привычного, приятного ритма жизни, а помощник?! Наталья Егоровна улыбается в ответ: к этому просто надо уметь готовиться. Если человек принимает решение об участии в конкурсе не самостоятельно, ничего хорошего не получится. И если не чувствует поддержку коллег, семьи, тоже ничего не выйдет. У них в гимназии «в конкурс ходят» – это так сами учителя говорят – каждый год, причем по двое, а то и по трое: два человека для «Учителя года» и для «Педагогического дебюта» и еще третий – на конкурс «Сердце отдаю детям». Да, тяжело. И силы тратятся, и время, и энергия, но готовит людей не один завуч, а целая команда, точнее, две – предметная и команда завучей. Чтобы каждый мог помочь, подсказать что-то из своего опыта. Есть еще и межпредметные советы, они иногда ярче, чем предметные. Например, Мухартова, когда готовилась к всероссийскому этапу, знала, что будет давать урок в старших классах, она в них работает. За помощью решила обратиться к учителям химии своей гимназии. Попросила их помочь проиллюстрировать процесс накопления знаний: накапливаются, накапливаются, а потом – бурный всплеск! Какой опыт нужно провести для этого? Коллеги удивились, но сказали, что придумают что-нибудь, а через два дня сами к ней подошли: «Придумали, пойдем покажем!» Дали колбу с прозрачной жидкостью и какую-то маленькую «штучку», которую надо в колбу бросить. Наталья бросила – и пошла реакция: жидкость сначала розовела, потом стала фиолетовой, потом забурлила, даже дым начал идти – знания накопились и выплеснулись!.. Этот опыт Наталья Егоровна впервые продемонстрировала в своем 10-м классе на уроке истории. Дети удивились и одобрили: им показалось очень интересным и неожиданным, что происходящие в обществе процессы можно продемонстрировать с помощью химической реакции. Дочке, кстати, тоже понравилось. Даша в этом же 10-м классе учится, точнее, сейчас его заканчивает и переходит в 11-й. Учится очень хорошо, радует маму и папу. Папа Андрей Александрович Мухартов – учитель права и обществознания, тоже в свое время участвовал в конкурсах, и достаточно успешно. Наталья Егоровна познакомилась с ним во время учебы в Белгородском педагогическом институте, ставшем теперь классическим университетом. Когда появилась возможность поехать вожатыми в «Артек», ни она, ни он не раздумывали и в итоге отработали там три смены, которые стали для них настоящим открытием педагогической профессии. И наверняка помогли найти друг друга. – Думаю, именно во время работы в «Артеке», – рассказывает Наталья, – у меня появилось устойчивое желание остаться в образовании, работать в школе, с детьми. Сама она не из учительской семьи. Говорит, в профессию попала, наверное, случайно. Советский Союз разваливался, в Белгороде было всего три вуза – технологический институт, педагогический и кооперативный. Ни в первый, ни в третий она не хотела, поэтому сам собой определился педагогический. А вот предмет – история – случайным не был. Детство Натальи прошло в городе Шебекино, это в 30 километрах от Белгорода, училась в одной из лучших школ своего города. Говорит, педагогический коллектив был степенный, выдержанный, старого классического советского образца, жестко консервативный, но это придавало уверенность, стабильность, и учителей любили. Историю в классе Натальи вела Эльвира Петровна Артемьева, она и пробудила в детях интерес к предмету. Наталья Егоровна вспоминает, как проходили в школе дни дублера, когда старшеклассники заменяли на уроках учителей. Помнит, что всегда ждала этот день, чтобы попробовать себя на месте учителя, и всегда вела историю… – А ведь, пожалуй, – продолжает она, – и не таким уж случайным был мой выбор профессии. Я ведь даже с детства помню только одну игру, в которую всегда с удовольствием играла, это была игра «в школу». Тетради проверяла, оценки выставляла, кукол к доске вызывала – это самые яркие воспоминания. Окончив педагогический, пришла работать в гимназию, и с тех пор никакой другой профессии или другого места работы себе не представляет и не желает. Естественно, я не могла не расспросить хорошенько про дочь, ведь если оба родителя педагоги, больше вероятность того, что ребенок захочет стать учителем. Или нет? И тут мы снова вернулись к конкурсу. Как я уже сказала, в этом учебном году мама Наталья Егоровна Мухартова впервые за 10 лет стала вести уроки в классе своей дочери. А год был конкурсный – так совпало. В итоге конкурс стал их общим делом, потому что первым человеком, на котором мама опробовала свои наработки и с кем советовалась, насколько они интересны и хороши, была дочь. «Даша, как думаешь, сколько времени потребуется вам на выполнение такого вот задания? А если я вот этот прием попробую, как вы на него среагируете?..» Результат получился довольно неожиданным – не у мамы, у дочери. К своему 10-му классу она еще не могла определиться, какую профессию выберет, в какой вуз идти и какие экзамены сдавать. А тут так получилось, что она не просто прожила с мамой всю подготовку и сам конкурс, но и позже, уже после приезда мамы домой, просмотрела с ней все открытые уроки, например, урок победителя Аллы Николаевны Головенькиной. Смотрела и восхищалась: «Какой учитель, как интересно, как здорово работает с детьми!..» А отсматривали они все это вместе, потому что в своей гимназии Наталья Егоровна организует методические мастерские, где педагоги не только обсуждают новые приемы и технологии, но и смотрят потом уроки лучших учителей – вопросы задают, советуются, как и что у себя применить. Прежде чем что-то показывать коллегам, Наталья Егоровна дома готовится, а дочь помогает, советует. Вот так они посмотрели урок победителя конкурса, а потом стали выбирать для общего просмотра и обсуждения такой урок, чтобы всем было интересно независимо от предмета. В итоге остановились на уроке немецкого языка в четвертом классе Екатерины Владимировой из Чувашии. Это притом, что Даша учит английский, мама когда-то в школе учила немецкий, но урок настолько захватил и оказался таким интересным, что знание языка не потребовалось, чтобы это понять. Как говорит Наталья Мухартова, важнее понять энергетику общения с ребенком, и сразу становится ясно, что хочет учитель донести. В итоге в школу Наталья Егоровна принесла этот урок, и все учителя начальной школы (урок был в 4-м) его посмотрели. Правда, сначала удивились: мы не знаем немецкого языка. А Наталья Егоровна им ответила, что содержание «убрала» специально, чтобы не думали, «где она это упражнение взяла», «а мы по этой программе не работаем»! Следующие 45 минут все смотрели урок немецкого, а потом с большим воодушевлением его обсуждали. Вот после этого случая десятиклассница Даша стала говорить маме, что работать учителем очень интересно! А может быть, и у нее получится? Правда, страшновато, все-таки не знает еще английский язык до того уровня, чтобы детям преподавать. Но, с другой стороны, она этому сможет научиться в университете… – А потом она у меня спрашивает, – продолжает рассказ Наталья Егоровна: «Мама, а в конкурсе я смогу участвовать?» Я отвечаю, что конечно, и привожу в пример нашу Алину Магомедову, учительницу гимназии №1 города Белгорода. Алина Владимировна в 2013-м стала победителем на Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют». Вот такие у нас замечательные учителя! А конкурс, наверное, – это как инфекция… Последнюю фразу Мухартова произносит с улыбкой. А я про себя добавляю, что, пожалуй, болеть такой инфекцией довольно приятно, а главное – полезно. Не только много нового узнаешь, но и начинаешь жить на других оборотах. Например, Наталья Егоровна сама себя характеризует больше как человека интеллектуального и в меньшей степени творческого. Поэтому когда шла на конкурс, хотела показать, как у детей формируются системное мышление и их интеллектуальные умения. Долго думала, что может стать иллюстрацией, и пришла к выводу, что инфографика «Совершенно уникальная вещь, когда на ограниченном фрагменте листа появляется немыслимое количество информации, с которым потом можно бесконечно работать!» Первую такую работу они с детьми подготовили к конкурсу «Учитель года», в ней есть все: подсчитаны все участники за 25 лет конкурса, названы победители и регионы, откуда они, все это обозначено на карте, посчитали, сколько раз побеждали мужчины, сколько женщины, в какой год больше участников, в какой меньше. К сожалению, эту замечательную инфографику Наталья на конкурсе не показала, не сложилось. Но свою работу они с классом продолжили, и следующим большим проектом стало исследование, посвященное 70-летию Победы. Третий большой проект и информационно насыщенная таблица инфографики появились после изучения темы «Научные открытия на рубеже веков». Ребята все знания систематизировали в виде таблицы. По горизонтали отмечены десятилетия: 1870-е годы – это первый столбец, 80-е – второй, 90-е – третий, 1900-е – четвертый, а 1910-е – пятый. По вертикали идут года от 0 до 9. Пересечение этих строк дает год и соответствующее открытие. Здесь физика, биология, астрономия, география, химия, и уже можно делать выводы о развитии различных наук и значении их для общества. – Инфографика, – считает Наталья Егоровна, – позволяет задействовать интеллект ребенка, не просто составить таблицу, это детям уже неинтересно само по себе, но интересно создать такую вещь, с которой потом можно продолжать работать… Вот это и есть ответ на вопрос, зачем нужно было идти в конкурс! Ведь до этого можно было бы не додуматься, если бы не поиск нового, не желание хорошо выступить. Методический материал Натальи Мухартовой читайте на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_category/156.Конкурсный урок смотрите на сайте http://ug.ru/toy_video/40.Белгород, фото автора
Комментарии