Великолепная пятерка картин об интеллектуальных играх
При всем многообразии фильмов о спортивных состязаниях, будь то футбол, регби, бейсбол или баскетбол, картин, посвященных интеллектуальным играм, от шахмат до телевикторин, не так много. Между тем для школьников часто именно участие в подобных турнирах становится поворотным моментом в жизни, позволяет не только по-настоящему раскрыть умственные способности, но и проявить волевые качества. В сегодняшнем номере «Учительской газеты» представляем вам пять ярких кинолент, в которых конкурс не просто соревнование на эрудицию или логику, а пространство нравственного выбора.
«Шахматист» (2019)
Пронзительная история о мальчике из Бангладеш, который вместе с отцом бежит в Париж. Таких людей сотни, если не тысячи, но только юный Фахим – невероятно одаренный шахматист. Однако, прежде чем проявить свое призвание, ему придется столкнуться с многочисленными трудностями, которые сопровождают мигрантов – далеко не всегда желанных гостей в глазах даже европейского цивилизованного общества. Впрочем, общество – это про абстракцию, а фильм «Шахматист» – про искренних добрых людей. Таких, например, как Сильван, его исполняет Жерар Депардье. Дружба-вражда между одним из лучших шахматных тренеров Франции и юной звездой из третьего мира становится едва ли не центральной в картине. Чемпионат Франции по шахматам, который Фахим мечтает выиграть, превращается в своеобразную метафору осознания себя. В общем, кино обязательно к просмотру.
«Миллионер из трущоб» (2008)
Конкурс – не просто интеллектуальное соревнование, в котором многое зависит от удачи. Для героя фильма «Миллионер из трущоб», 18‑летнего помощника оператора в Мумбаи Джамаля Малика, каждый вопрос в игре «Кто хочет стать миллионером» становится воспоминанием о его страшной жизни, полной нищеты, насилия, дикой жестокости и беззакония, но вместе с тем и невероятной любви. Эта любовь и приводит его на шоу. Только для Джамаля оно отнюдь не развлечение и даже не желание разбогатеть. Единственное, о чем он мечтает, – спасти свою возлюбленную Латику. Оттого лейтмотивом картины становится образ дороги. Персонажи все время бегут от кого-то или за кем-то. Поезд как символ ускользающего счастья, разделивший самых близких людей, в конце концов сближает их, но многое и многих уже не вернуть.
Конечно, «Миллионер из трущоб» выходит далеко за рамки истории про разносчика чая в колл-центре, сироту, победившего в конкурсе и выигравшего двадцать миллионов рупий. Нет, перед нами целая школа жизни без книг и университетских кафедр, но с подлинным нервом, когда каждый шаг может оказаться последним. Действительно, герои напоминают «Трех мушкетеров», на которых так хотят походить, – правда, только в детстве, когда близость смерти еще не столь страшит, а мечты о счастье не кажутся наивными.
Дальше наступает распутье, на котором суждено сделать выбор. Беда в том, что в невыносимых условиях этот выбор трагически предопределен. Латике уготовано сексуальное рабство, а брату Джамаля – Салиму – преступный мир. По логике участь главного героя должна быть не менее печальной, но он просто обязан выстоять, защитить Латику, сберечь остатки прекрасного в окружающем цинизме и развале. Нравственная стойкость и помогает ему, человеку без образования, победить в интеллектуальной игре.
Главную победу Джамаль одержал внутри себя. Именно поэтому ему верят даже бессердечные мучители в полицейском участке, пытающие юношу, будучи убежденными, что он жульничает. Ведущий индийской версии «Кто хочет стать миллионером» предстает то ли Богом, то ли Дьяволом, испытывающим героя, постоянно подтрунивая над ним и одновременно проверяя его на прочность. Таким образом, рождается целая метафора игры без правил. «Так предначертано» – вот правильный ответ на вопрос, как Джамалю Малику удалось дойти до финала.
«Испытание Акилы» (2006)
Думаю, едва ли не каждый подросток мог бы сказать о себе словами Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Настолько переломным представляется переход от детства к отрочеству, а потом к юности, что, кажется, любое принятое решение будет роковым. Ученица седьмого класса неблагополучной школы в Лос-Анджелесе Акила Андерсон, по ее собственному признанию, любит только запоминать правописание слов. Оттого и решает отправиться на конкурс «Грамотные пчелки» – одно из крупнейших орфографических соревнований в США. Фильм «Испытание Акилы» о том, как понять, кто ты и зачем пришел в этот мир, а еще о любви, которая, как бы это банально ни звучало, объединяет самых разных людей осознанием ценности друг друга.
Пробовали ли вы когда-нибудь произнести по буквам сложные слова иноязычного происхождения вроде «аннигиляция» или «флуктуация»? В английском их спеллинг, то есть побуквенное воспроизведение, еще сложнее, потому что некоторые буквы не произносятся. Помочь разобраться в этом деле могут происхождение слова, его точное значение и даже контекст, но и они не всегда спасают, и приходится зубрить. Зато погружение в подобное занятие открывает целый неизведанный мир, выходящий за пределы скучных уроков. Вот почему Акила часто пропускает школу и часы напролет проводит за словарями, выписывая из них самые замысловатые термины и понятия.
Талант девочки руководство заведения замечает сразу, но Акила не спешит использовать дарование в конкурсах и соревнованиях. Вечный страх проиграть, оказаться осмеянной, непонятой присущ не только ей – он владеет многими жителями афроамериканского района, которые не так богаты, как белые постояльцы Беверли-Хиллз. Тема глубинного расового взаимонепонимания, основанного главным образом на социальном неравенстве и возникающей в результате зависти, несомненно, присутствует в картине. Тем внушительнее выглядит успех Акилы, ее отчаянное стремление к знаниям и верность собственному призванию.
Как же здесь важна роль наставника! В фильме им становится доктор Лареби в прекрасном исполнении Лоуренса Фишборна. Его личная трагедия удивительно сопрягается с семейной трагедией девочки. Каждый из них испытал горечь потери близкого человека. Причем и Акила, и Лареби стремятся восполнить тяжелую утрату – он в воспитании подрастающего поколения, она в победе на конкурсе «Грамотные пчелки». При этом оба персонажа так и не пришли бы к этой миссии без взаимной поддержки, источник которой в сочувствии и понимании.
«Телевикторина» (1994)
Любовь к интеллектуальным играм может сослужить и дурную службу. Ведь создатели конкурса часто преследуют совсем не благородные цели умственной состязательности, а одержимы пресловутым рейтингом. Зрительский интерес, конвертируемый в рекламные деньги, легко может преградить путь даже самому эрудированному игроку. Такому, как, например, персонаж фильма Роберта Редфорда «Телевикторина» Герберт Стемпл – многократный триумфатор одного из самых знаменитых американских телешоу 1950‑х «21».
Поразительно, что история о том, как игрока вынуждают неправильно ответить на простейший для него вопрос, основана на реальных событиях. Цель обмана – выдвинуть в лидеры другого знатока, более обаятельного и, следовательно, привносящего в шоу больше драйва. Однако и здесь не все так просто. Хорошие фильмы прекрасны тем, что в них нет черно-белых героев, а человек показан с разных сторон своей противоречивой натуры. Вот и новоиспеченный любимец публики Чарльз Ван Дорен в исполнении несравненного Рэйфа Файнса мучается угрызениями совести и тяжело переживает навязанный ему статус телезвезды. Тема нравственного выбора и проклятые вопросы о смысле жизни составляют, быть может, суть этой картины. Что же предпочесть: деньги или призвание? Ответ не столь очевиден. Материальные блага так и сыпятся на Ван Дорена вместе с бешеной популярностью, но в душе его еще теплятся искры настоящего писательского таланта. Когда-то он внушал своим студентам высокие идеалы и с детства отличался любознательностью и интересом к окружающему миру. Тем не менее выбраться из-под власти легкой наживы оказывается нелегко.
«Телевикторина» – очень американский фильм в самом прекрасном смысле. Азарт, интрига, авантюра, несправедливость и торжество закона – только некоторые его составляющие. Главная же мысль состоит в том, что иногда лучше неправильно ответить на вопрос и не выиграть 120 тысяч долларов.
«Выбор игры» (1993)
На жизненном пути человека могут подстерегать разные испытания. Без них, видимо, никуда. Принято считать, что трудности закаляют, делают сильнее, развивают в лучшую сторону. Однако это не всегда так. Многое зависит от того нравственного выбора, который каждый человек делает в конкретной ситуации. Например, герой фильма «Выбор игры», одаренный шахматист Джош Вайцкин, мечтающий стать вторым Бобби Фишером, на первое место ставит дружбу и честь. Победа в турнире для него не самоцель, ему чуждо тщеславие, зато крайне необходима людская теплота.
Перед нами разворачивается своеобразная история взросления. Причем скорее не ребенка, а его родителей, которые постепенно осознают, что раньше воспринимали сына, руководствуясь исключительно эгоистическими интересами, видя в нем шахматного гения. Джош с виду обычный мальчик – он обожает передвигать рыцарские фигуры на большой доске и наблюдать за играющими в шахматы уличными чудаками, но в нем горит искра таланта. Распознать ее помогает, с одной стороны, знаменитый тренер Брюс Пандолфини в исполнении Бена Кингсли, а с другой – шахматист-самоучка Винни, которого играет Лоуренс Фишборн. Если первый пытается привить Джошу наступательный стиль, которым славился его кумир Бобби Фишер, то второй призывает больше сосредоточиться на внимании, в котором и кроется разгадка успешной партии.
Таким образом и формируется личность персонажа, в душе которого соперничают покой и натиск. Вначале он полностью находится во власти Фишера, будто пытаясь слиться с ним. Тем более в тот период легендарный шахматист превратился в затворника, а Джош в глазах американской публики выступает этакой его реинкарнацией. Оттого и история мальчика развивается параллельно с биографическими подробностями великого гроссмейстера, а оригинальное англоязычное название фильма переводится буквально «В поисках Бобби Фишера». Поиски не конкретного человека, а божественного дара, которым Джош наделен от природы. Суть такого дара и состоит в обретении собственного голоса, собственной манеры игры, а главное – собственных моральных ценностей.
Проверкой этих ценностей и становится шахматный турнир. Интеллектуальная состязательность лишь фон для глубокого психологического исследования, кульминацией которого оказывается финальный поединок. Оппонент решительно настроен сокрушить Джоша, не понимая, что избрал проигрышную тактику. Ведь «маленький Фишер» победил его еще до начала партии, поставив на первое место не победу, а величие и благородство самой игры. Потому он и предлагает противнику согласиться на ничью, когда тот убежден в своем триумфе.
Александр ТРЕГУБОВ
Комментарии