Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования и «Учительская газета-Москва» провели конкурс «Педагогический старт». Тема этого года – «Профессия «педагог». Взгляд со стороны школьной парты». Участниками творческого соревнования стали молодые педагоги и студенты Москвы и зарубежья.
«Педагогический старт» – это конкурс для тех, кто любит писать. Ежегодно мы ставим перед участниками одну задачу – написать работу на несколько страниц. Меняются только темы.
Казалось бы, что может быть проще? Все просто, пока не садишься за компьютер и не открываешь пустой текстовый файл. Вряд ли организаторы ждут мысли и цитаты, которые кочуют по шаблонным сочинениям из Интернета. Надо повертеть предложенную тему, забраться в собственные воспоминания, задать себе вопросы и крепко подумать.
В этом году мы ждали, что участники проследят, как трансформировалась профессия педагога в течение последних лет: вспомнят себя за школьной партой, свои ожидания от учителя и сравнят их с ожиданиями современных детей. Однако мы не могли запретить им по-своему интерпретировать тему. Конкурс все-таки творческий. И работы действительно получились разными.
Победила Елизавета Гавловская, учитель математики из школы №1080 (ВАО). Ее работа о том, какой след учителя оставляют в нашей жизни и как влияют на нашу судьбу. Ранимая ученица переживает из-за того, что не может ответить на вопрос педагога, и хранит обиду на него. Болезненный момент настолько ярко врезается в память девочки, что она запоминает не только взгляд учителя, но и каждую крапинку в радужках его глаз. А потом, повзрослев, понимает, что все было по-другому…
Еще пять московских педагогов стали лауреатами «Педагогического старта».
Александр Оджо из школы №854 (ЗелАО) нашел главные характеристики современного учителя. В этом ему помогли пятиклассники, которые пришли на внеурочное занятие в школьный музей.
Ксения Сухарева из школы «Свиблово» (СВАО) напомнила о том, что даже идеальные учителя – это тоже люди. И с ними случается горе, и у них есть свои слабости. Но то, как они справляются с навалившимися бедами, делает их еще безупречнее, даже если у них осыпалась тушь для ресниц или видны печальные морщинки.
Валерия Бородинцева из школы №1415 «Останкино» (СВАО) удивила тем, что написала эссе как будто о двух параллельных реальностях. В одной реальности мы общаемся с Валерией, а в другой – словно смотрим сон о буднях некой школьницы. Согласно законам сновидений гора курток в раздевалке превращается в дикие заросли, шаги по ступенькам – в удары молотка, рыбы в школьном аквариуме – в героев картины Босха, а урок биологии – в серьезное испытание. А может, это все не сон?
Дарья Макарова из школы №1194 (ЗелАО) написала свою работу в самом современном жанре – в виде переписки в чате. Старшеклассники перебрасываются сообщениями, пока идет контрольная. Коля прогуливает урок, Петя пытается узнать ответы на задания, Маша случайно признается в симпатии к Антону, а правильная Даша дает наставления всем одноклассникам. В то же время подростки обсуждают свою учительницу. Но постепенно разговор становится не по-тинейджерски серьезным. Может показаться, что написанные реплики слишком взрослые для детей. Зато по ним видно, что учителя ждут от своих подопечных и как рассчитывают на их понимание.
Александра Рогова из школы №771 (САО) придумала историю о физике Льве Михайловиче, который очаровал весь класс. У него были непривычный внешний вид и нетипичный подход к уроку. Поначалу ученик восьмого класса запомнил физика как экстравагантного мужчину в шляпе, который многое разрешал. Даже спорить и вести урок вместо него. Но потом восьмиклассник попал в неожиданную ситуацию и понял, что секретом успеха Льва Михайловича была не только его демократичность.
Еще четыре участника «Педагогического старта» стали призерами в специальных номинациях:
– «Сердце педагога» – Евгений Путиев из школы №281 (СВАО);
– «Миссия педагога» – Екатерина Сергейчук из средней школы №152 г. Минска;
– «Путь педагога» – Юлия Хитрук из школы-лицея №27 г. Нур-Султана;
– «Секрет педагога» – Анастасия Чикачева из Шахтерской средней школы пос. Садовое.
Чтобы отобрать десятку лучших авторов, члены жюри изучили 288 работ. Большинство написали московские педагоги, но 34 пришли из других городов и даже стран. Уже не в первый раз мы получили письма от зарубежных участников – педагогов Минска, Донецка, Луганска и Нур-Султана. А работу из Краснодара, кажется, зарегистрировали впервые.
Самыми пишущими округами Москвы оказались СВАО (87 работ), ВАО (45) и САО (27). Но также хотелось бы отметить Зеленоград. От ЗелАО пришло всего 9 материалов, но сразу 2 из них попали в шорт-лист конкурса.
Максимальный разрешенный возраст участника 30 лет. Но чаще всего нам писали педагоги 24‑25 лет. А самой юной участнице 17 лет, и она еще учится в колледже.
Наибольший интерес к «Педагогическому старту» проявили учителя иностранных языков (52) и начальных классов (48). А вот словесники, видимо, устают от литературы на своих уроках и не спешат участвовать в литературных конкурсах: от них пришло только 22 работы. Историки и математики составляют им уверенную конкуренцию: и в той и в другой группе насчитывается по 16 работ.
Таков усредненный портрет конкурсанта. А какие черты свойственны победителю, лауреатам и призерам? Предлагаем узнать лучших авторов несколько иначе: не через статистику, а через их собственные мысли и умозаключения. Десять победных работ появятся на страницах «Учительской газеты-Москва». Приглашаем вас почитать!
Ксения ЗОТКИНА, главный специалист информационного отдела МГО Общероссийского профсоюза образования
Комментарии