search
main
0

Конкурентоспособный специалист – стратегический ресурс экономики. В Белоярском прошел первый профессионально-педагогический форум

В город Белоярский, что на самом севере Ханты-Мансийской земли, мы добираемся на самолете. Это для Югры главный, а для многих мест вдобавок к вертолету основной вид связи. От столицы округа до города газовиков 600 километров. Для нас, живущих в центральной полосе России, приличное расстояние, для сибиряков привычное, это ведь чуть меньше часа лету. Город поражает аккуратностью и буйством красок – дома здесь почти все цветные, как веселые кубики для малышей, выкрашенные во все цвета радуги, чтобы радовать глаз северных жителей, не избалованных скромной природой северного края.

СтатфактВ структуре выпуска 2008 года преобладают следующие группы специальностей СПО:«экономика и управление» (21,4%);«транспортные средства» (16,5%);«энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» (10,7%);«образование и педагогика» (9,1%);«информатика и вычислительная техника» (8,8%);«технология продовольственных продуктов и потребительских товаров» (5,8%).

Комментарий «УГ»Стратегические цели развития профессионального образования автономного округа:- подготовка конкурентоспособного специалиста как главного стратегического ресурса экономики инновационного типа;- создание социально ориентированной системы профессионального образования, обеспечивающей разнообразные образовательные траектории (отсутствие тупиковых образовательных траекторий).1. Создана сеть учреждений начального и среднего профобразования, охватывающая все муниципальные образования автономного округа.2. В округе есть учреждения профобразования – победители конкурса инновационных программ развития в рамках реализации приоритетного нацпроекта «Образование» РФ.3. Разработана региональная модель новой системы оплаты труда работников довузовского профобразования, основанная на принципе подушевого финансирования и ориентированная на получение результата.4. Бизнес и служба занятости населения участвуют в разработке и реализации многоуровневого производственно-образовательного комплекса по кластерной деревообрабатывающей группе.5. Созданы ресурсные центры для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.6. Создан центр изучения рынка труда для проведения социально-экономических, социологических и иных прикладных исследований с целью прогнозирования кадровых потребностей экономики автономного округа, объемов подготовки обучающихся в системе профессионального образования, формирования перечней профессий и специальностей, востребованных на рынке труда.7. Реализованы интегрированные образовательные программы довузовского профессионального образования.

…В воздухе, несмотря на конец октября, пахнет… весной и простором, которого так не хватает в столице. Только выпавший снег тает под ногами, гулять по городу приятно – он совсем небольшой и очень уютный. Названия кафе, гостиниц, магазинов и клубов так или иначе связаны с севером – «Северный», «Норд», «Сибирь», «Северянка». Герб же города вообще символичен. На рассеченном сине-зеленом поле геральдического щита – белый северный олень. Он – как чистый охранительный дух вечно живой природы Ханты-Мансийской земли. Олень на гербе Белоярского появился не случайно – в прошлом оленьи упряжки здесь останавливались на ночлег и отдых. По золотому основанию геральдического щита протянута нить газопровода с точкой голубого факела внутри – это сам Белоярский. Он появился впервые на карте в 1969 году как поселок благодаря тому, что в районе расположены компрессорные станции газопровода, идущего с Березовского месторождения. Белоярский район пронизывают 17 ниток газопровода – по ним газ идет в центр России и в Западную Европу. В 1988 году Белоярский стал городом, у которого ныне серьезный юбилей – 20 лет от роду.

…Гостеприимство и радушие – отличительная особенность белоярцев. Может, поэтому не случайно первый профессионально-педагогический форум, собравший около 70 представителей начального и среднего профобразования округа, прошел именно здесь.

Кадровый голод не за горами

Участники форума собрались в Белоярском технико-экономическом колледже, здесь же располагаются филиал Югорского государственного университета и центр профессионального образования города. Приятно порадовала материально-техническая база колледжа: просторные аудитории оборудованы всем необходимым – компьютерами последнего поколения, ноутбуками, есть выход в Интернет. Ну а роскошный бассейн здесь используется на полную мощность – в нем проходят не только уроки физкультуры у студентов колледжа, по выходным поплавать в бассейне могут и все желающие белоярцы.

…Примечательно, что форум проходил практически в течение всей недели – с 21 по 24 октября. Открыл его заместитель главы Белоярского района по социальным вопросам Юрий Михайлович Бойков. В этой должности господин Бойков уже 18 лет, и потому его рассказ о городе и его жизни был сверхосновательным и живым.

Так, оказалось, что в городе особое внимание уделяют дополнительному образованию детей и подростков. Детский подростковый центр строит свою работу так, что ребята могут найти занятие по душе в своем собственном дворе. Особенное отношение в Белоярском к спорту, детско-юношеская спортивная школа может гордиться своими воспитанниками. А шикарному Ледовому дворцу, не так давно построенному в центре Белоярского, могут позавидовать города и покрупнее. Рассказал вице-мэр о новых школах, открывшихся в поселках района, а также о своих планах по строительству детсадов. Оказалось, нехватка мест в дошкольных учреждениях коснулась даже небольшого Белоярского, где жителей всего-то 20 тысяч человек. Зато в помощь малоимущим семьям здесь приняли решение, что платить малообеспеченные мамы и папы за своих чад будут только 30 процентов от положенной суммы. Не забыл Юрий Михайлович рассказать и о профессиональном образовании города, подчеркнув, что теперь у белоярцев есть все возможности получить выбранную профессию, никуда не уезжая. Еще в 90-е в городе было открыто профучилище, потом появился технико-экономический колледж с широким спектром специальностей и совсем недавно – филиал ЮГУ.

– Я радуюсь, когда вижу на улицах столько молодых красивых лиц, – с гордостью завершил свою речь вице-мэр. – Есть молодежь – значит, у города есть будущее.

О задачах форума, главная тема которого была обозначена как выявление, обобщение и распространение профессионально-педагогического и управленческого опыта в системе НПО и СПО, рассказала директор Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Алла Владимировна Грибцова.

– Главная цель форума – распространение инновационного опыта лучших учреждений НПО и СПО округа, – подчеркнула Алла Владимировна, выступая перед преподавателями, мастерами производственного обучения, методистами и заместителями руководителей училищ и ссузов Югры. – При этом стратегическая цель для всех нас – это повышение качества и доступности профессионального образования. Алла Владимировна также заметила, что такое мероприятие проводится в округе по сути впервые.

– Развитие системы начального и среднего профобразования – один из важнейших приоритетов в работе Департамента образования и науки автономного округа, – заявила Алла Владимировна. – Уже сегодня округ ощущает явную нехватку рабочих кадров. К 2012 году будет настоящая кадровая яма. Поэтому работодателям необходимо в срочном порядке наладить более тесное сотрудничество с училищами и колледжами, в конечном итоге система НПО и СПО готовит кадры для них. Так, сегодня начинает налаживаться совместная работа со строительными, лесозаготовительными и лесоперерабатывающими компаниями.

Презентацию же Стратегии развития профессионального образования в округе до 2020 года представила исполняющий обязанности начальника отдела начального и среднего профобразования Департамента образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Марина Геровна Шалунова. Среди главных задач, стоящих перед системой НПО и СПО, Марина Геровна назвала создание системы оценки качества подготовки кадров, изменение технологий и содержания подготовки, развитие и оптимизацию сети учреждений довузовского профессионального образования, а также повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности системы, создание системы прогнозирования и мониторинга текущих перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации с учетом стратегических направлений развития округа и общемировых тенденций. Ценность представленной стратегии, на мой взгляд, в том, что в ней были обозначены как сильные, так и слабые стороны системы профессионального образования округа.

Однако наряду с сильными сторонами есть и серьезные проблемы, которые округу придется решать в ближайшее время. Основные из них – несоответствие содержания подготовки кадров уровню производственных технологий в сфере лесозаготовки и деревообработки, строительства дорог, водного транспорта, у многих учреждений НПО и СПО до сих пор старая материально-техническая база, отсутствие системы независимых рейтингов качества образования, низкая инвестиционная привлекательность систем НПО и СПО. Очень важным в представленной стратегии было и то, что в ней прозвучали конкретные предложения по изменению системы довузовского профессионального образования. Так, в округе уже разработаны модульные структуры образовательных программ в системе профессионального образования, идет создание независимых центров сертификации квалификаций, до 30 процентов ссузов планируется перевести на программы прикладного бакалавриата в соответствии с потребностями рынка труда. Кроме того, уже в школе ребята смогут осваивать отдельные программы профессиональной подготовки. Детальный анализ состояния работы учреждений начального и среднего профобразования округа позволил также выявить главные угрозы для системы. Важнейшие среди них – отсутствие на федеральном уровне профессиональных стандартов, а также нормативной базы формирования государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов со средним профобразованием. Нет и нормативной базы для организации постоянного мониторинга текущих перспективных потребностей российского и региональных рынков труда в кадрах различной квалификации с учетом прогнозируемых структурных сдвигов экономики, тенденций в изменениях характера и условий труда.

В первый день работы перед педагогами учреждения НПО и СПО Югры выступили гости форума – проректор Института повышения квалификации специалистов профессионального образования (Санкт-Петербург) доктор педагогических наук, профессор Ирина Константиновна Дракина, а также директор профессионального лицея «Самородок» из Нижнего Тагила Леонид Николаевич Нургалеев. Высокие технологии выручили профессора из Екатеринбурга Наталью Евгениевну Эрганову, заведующую кафедрой профессиональной педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета, из-за болезни не сумевшую приехать на форум, и директора Тверского областного института усовершенствования учителей Сергея Николаевича Махновца. Свои доклады они смогли сделать в режиме интернет-конференции. Наталья Евгениевна посвятила свое выступление современным профессионально-педагогическим технологиям в эпоху развития высокотехнологичных производств. По ее мнению, свою главную задачу профобразование сегодня выполняет не в полной мере.

– Везде, во всех сферах мы слышим о кризисе профессионализма, – с горечью заметила Наталья Евгениевна, – растет количество производственных травм и ошибок, связанных с человеческим фактором. Поэтому сегодня очень серьезно встал вопрос о развитии программ начального и среднего профобразования, существенно повысились требования к педагогам, работающим в учреждениях НПО и СПО.

Наталья Евгениевна привела очень интересные факты о том, какие мотивы руководят людьми при выборе профессии мастера производственного обучения или педагога, работающего в учреждениях довузовского образования. Так, оказалось, что 73 процента опрошенных сделали свой выбор, чтобы передавать знания по любимой профессии другим людям, 56 процентов считают, что именно здесь они смогут наиболее полно проявить свои творческие способности, 67 процентам удобен режим работы. Наталья Евгениевна также рассказала о новом направлении в профобразовании – дизайне образования. Знакомство с этим понятием необходимо всем тем, кто хочет профессионально строить свою карьеру, быть успешным в своем деле.

Сергей Николаевич Махновец на примере Тверской области поделился своим мнением по поводу модернизации системы базового профобразования. Сергей Николаевич заметил, что, к сожалению, структура и объемы подготовки в заведениях НПО и СПО слабо соответствуют региональному рынку труда. Господин Махновец подчеркнул, что необходимо наладить информационный обмен между работодателями и учреждениями НПО и СПО, что возможно лишь в условиях тесного взаимодействия и сотрудничества.

Леонид Николаевич Нургалеев рассказал об управлении инновационными процессами на примере своего учебного заведения – профессионального лицея «Самородок», что в Нижнем Тагиле.

– Особенность нашего лицея заложена в самом названии, – заявил Леонид Николаевич, – каждый человек, каждый ребенок подобен самородку, задача педагога – раскрыть в нем таланты, отшлифовать способности. Вообще сегодня очень важна штучная подготовка специалистов, особенно если это касается таких направлений, как художник по костюмам, портной-закройщик, рекламный агент, вышивальщица, где необходимо проявить выдумку и творческий подход. Впрочем, в любой профессии человек может проявить свои творческие способности, – уверен Леонид Николаевич.

Профессии, которые получают ребята в «Самородке», в основном ориентированы на сферу услуг, динамично развивающуюся сегодня практически в каждом российском городе.

– Мы отказались от тех профессий, которые не востребованы сегодня работодателем, – от часовщиков, фотографов, зачем же намеренно готовить ребятам судьбу безработных, – считает Нургалеев. Вообще у «Самородка» тесные связи с предприятиями сферы услуг города и другими работодателями, благодаря этому все без исключения ребята, прежде чем выйти в профессиональную жизнь, проходят производственную практику, а потом зачастую, окончив лицей, отправляются работать туда, где получили свой первый профессиональный опыт.

Новые стандарты – шаг в будущее

…Увлеченность своей работой, неравнодушие, желание профессионально совершенствоваться – наверное, это то самое важное, что объединяло, на мой взгляд, всех участников форума. Педагоги, методисты, заместители директоров учреждений НПО и СПО приехали в Белоярский из разных городов и поселков округа. Приехали не только пообщаться друг с другом, обменяться опытом, но и услышать о том, какие изменения в целом происходят в системе НПО и СПО. Поэтому с таким вниманием приехавшие на форум слушали выступление профессора из Санкт-Петербурга Ирины Константиновны Дракиной «Профессиональное образование в период системных изменений». Ирина Константиновна подробно рассказала о государственной политике модернизации системы НПО и СПО, о комплексе межведомственных мероприятий, проводимых в этой сфере, о том, как идет реализация национального проекта в направлении НПО и СПО. Особое внимание Ирина Константиновна уделила характеристике новых образовательных стандартов НПО и СПО, подчеркнув, что их разработка шла совместно с работодателями и на основе профессиональных стандартов. Новый образовательный стандарт имеет целый ряд особенностей. Среди них – новое содержание практико-ориентированного обучения: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика (практика по профилю специальности) используются при реализации профессиональных модулей по видам профессиональной деятельности как концентрированно, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями. В связи с этим используются и новые методы практико-ориентированного обучения – метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в том числе с представителями сферы труда. В свою очередь практико-ориентированное обучение требует создания новой образовательной среды для освоения модульных программ как на предприятии, так и в образовательном учреждении. В условиях нового стандарта меняется и роль преподавателя. От позиции транслятора знаний – к позиции консультанта, сопровождающего процесс освоения студентов профессиональных модулей, то есть готовности к реализации основных видов профессиональной деятельности. Придется меняться и работодателю – теперь ему отводится ведущая роль в оценке квалификации студентов. В целом новые образовательные стандарты – это по сути отражение требований рынка труда.

В завершение своего доклада Ирина Константиновна отметила, что развитие профессионального образования в условиях системных изменений предполагает качественное изменение в управлении образованием, активное использование инновационных технологий обучения (тьютор, технолог, модератор), корректировку критериев оценки качества образования (рейтинг, ЕГЭ, портфолио), а также социализацию личности обучающегося (общие и профессиональные компетенции).

Ресурсное обеспечение системных изменений

Основные управленческие действия:

– создание службы сопровождения учебного процесса (тьюторы);

– изменение оценки процесса обучения (система качества);

– организация самостоятельной работы;

– индивидуализация обучения;

– переход на современное информационное сопровождение;

– корректировка классно-урочной системы (технологизация обучения).

Финансово-экономический аспект:

– развитие многоканальной системы финансирования;

– переход на новую систему оплаты труда;

– привлечение дополнительных финансовых средств (гранты, проекты, конкурсы);

– совершенствование системы дополнительных образовательных услуг.

Кадровый аспект:

– преодоление процесса профессионального «выгорания»;

– корректировка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, ориентированной на профессиональные компетенции;

– повышение социального статуса педагога.

…Примечательно, что в рамках форума работало несколько секций, посвященных наиболее важным темам для системы НПО и СПО, – «Федеральные государственные образовательные стандарты. Проектирование учебного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения», «Управленческие технологии в деятельности учреждений профессионального образования», «Современные профессионально-педагогические технологии в деятельности преподавателей спецдисциплин и мастеров», «Мониторинг образовательных достижений учащихся», «Воспитательные технологии в учреждениях начального и среднего профобразования», «Управление качеством в деятельности учреждений профобразования». Кроме того, педагоги представляли на форуме свои творческие проекты. Особенно интересной была защита проектов Оксаны Юрьевны Мордань из Урайского профессионального колледжа, Ярослава Федоровича Попика из Югорского индустриального техникума, Светланы Евгеньевны Хорьковой из Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа. Педагогические мастерские проводили как преподаватели округа, так и гости. Так, к примеру, Александр Александрович Седельников (Москва), сотрудник автономной некоммерческой организации «Образовательный культурно-научный центр «Евро-класс», рассказал о государственно-общественном характере управления профессиональным образованием. В рамках форума прошли также мастер-классы доцента кафедры педагогики и психологии ЮГУ Нины Геннадьевны Айваровой, Натальи Евгениевны Эргановой, доцента кафедры профессиональной педагогики РГППУ (Екатеринбург) Людмилы Викторовны Колясниковой, Леонида Николаевича Нургалеева.

Форум – это всегда праздник, праздник общения, творчества, встречи с единомышленниками.

– Я очень рада, что оказалась на таком мероприятии, – делится со мной своими впечатлениями заместитель директора по учебно-методической и научной работе Ханты-Мансийского колледжа сервиса и технологий Алевтина Николаевна Викулина. – Здесь есть возможность сравнивать себя с другими, рассказать о своем опыте и обогатиться чужим. Меня очень заинтересовал доклад Ирины Константиновны Дракиной. Новые профессиональные стандарты – сейчас самое важное в нашей работе. Татьяна Ивановна Закревская, методист из 13-го профучилища города Нягани, тоже с большим вниманием слушала Ирину Константиновну.

– Сейчас необходимо, чтобы профучилища адаптировались к новым условиям, важно, чтобы педагоги перешли с позиции трансляторов знаний на роль консультантов, сопровождающих ребенка в процессе обучения. Такие форумы – возможность узнать все то новое, что происходит в системе НПО и СПО, и, конечно же, побывать в особой атмосфере – творческого поиска, воодушевления и радости от общения с единомышленниками.

Форум завершился. Педагоги разъехались по своим училищам и колледжам. Однако очень многие приобрели за эти пять дней новых друзей, новые знания и самое главное – новое отношение к своей профессии.

Белоярский, Ханты-Мансийский округ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте