Татьяна РАЗУМОВА, заместитель заведующего кафедрой экономики труда и персонала экономического факультета МГУ, посвятила свое выступление на Всероссийской научно-практической конференции проблемам преодоления студентами порога «учеба-работа».
– Современный рынок труда предъявляет особые, порой противоречивые требования к работнику. Ему необходим не только высокий базовый уровень профессиональной подготовки, но и углубленные специализированные знания. Помимо теоретических представлений нужны навыки и опыт практической деятельности, умение работать в команде должно сочетаться с проявлением лидерских качеств. Работнику нужно быть дисциплинированным, исполнительным, надежным, но одновременно инициативным, смелым, готовым принимать ответственные решения и идти на риск. Быстрое развитие экономики определяет особый спрос на мобильных работников, открытых к освоению и применению новых знаний, умеющих гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, готовых к работе в условиях стресса и жестких временных ограничений.
Именно в силу таких многогранных требований со стороны работодателей конкуренция на рынке труда за наиболее престижные высокооплачиваемые рабочие места обостряется. Сознавая это, молодые люди и их родители, определяя жизненную стратегию выпускника средней школы, пытаются найти наиболее эффективный путь к статусу конкурентоспособного на рынке труда работника. Желание иметь достойное рабочее место, то есть заниматься интересным творческим трудом, престижным и высокооплачиваемым, заложить основу для карьерного роста приводит к тому, что в качестве базиса для трудовой жизни молодые люди выбирают высшее образование.
Однако не всякое образование обеспечивает более высокие заработки, а лишь то, на которое есть спрос на рынке труда. Чем выше неудовлетворенный спрос на специалистов, тем выше их заработки, а если полученное образование не востребовано современным работодателям, то специалист остается безработным, ему приходится либо переучиваться, либо соглашаться на неквалифицированный труд. Эта проблема, типичная для выпускников вузов во всем мире, в современной России усугубляется еще и тем, что послекризисное восстановление производства требует массового притока на предприятия молодых рабочих со среднетехническим образованием. Однако подготовка специалистов этого уровня была практически прекращена в перестроечное десятилетие, а выпускники школ практически стопроцентно настроены на получение высшего образования. Такое противоречие неизбежно обострит конкуренцию среди выпускников вузов на рынке престижных рабочих мест.
Различные формы содействия успешному трудоустройству выпускников, существующие на Западе уже многие десятилетия, постепенно развиваются и в нашей стране. Однако деятельность подобных служб направлена на облегчение поиска работы и опирается на то, что выпускник обладает знаниями, нужными современной экономике. Таким образом, выбор высшего образования должен осуществляться с учетом среднесрочного прогноза развития рынка труда. Если отдельному абитуриенту в этом должны помочь профориентационные службы, работа которых со школьниками, к сожалению, совершенно недостаточна, то в масштабах региона регулировать развитие образовательных учреждений должны органы местного самоуправления.
Интересно, что за минувшее десятилетие произошли существенные изменения в требованиях работодателей к выпускникам вузов. В середине 90-х годов в качестве обязательного требования работодатели выдвигали наличие опыта работы, а выпускники жаловались, что запросы компаний носят взаимоисключающий характер (возраст претендента должен быть до 25 лет, образование – высшее, стаж работы не менее пяти лет). Сейчас ситуация меняется: отсутствие опыта несколько снижает стартовую зарплату, но не закрывает доступа к вакансиям. Многие успешные работодатели предпочитают набирать работников прямо со студенческой скамьи, мотивируя свой выбор желанием иметь сотрудников, «не испорченных чужой корпоративной культурой». При этом работодатели обращают серьезное внимание не только на бренд вуза, но и на оценки студента, тематику научных исследований, активность в изучении дополнительных программ, участие в научных проектах и конкурсах.
Для преодоления разрыва между требованиями к выпускникам и уровнем их подготовленности работодатели готовы расширять контакты с вузами. Наиболее крупные и успешно развивающиеся компании рассматривают взаимодействие с вузами как важнейший инвестиционный проект. В этом случае компании уже не ограничиваются пассивным ожиданием претендентов на рабочее место. От формальных заявок на выпускников и эпизодических презентаций они переходят к системному сотрудничеству с вузами, которое включает организацию практик и стажировок студентов, вовлечение компаний в подготовку и корректировку учебных программ, формирование тематики курсовых и дипломных работ, научных исследований и проектных разработок, тестирований и собеседований, проведение деловых игр и практических занятий, финансирование целевой подготовки студентов, предоставление грантов и дополнительных стипендий студентам и преподавателям, материальную помощь вузам в оснащении компьютерами и оборудованием, благотворительные взносы и пожертвования, предоставление преподавателям возможности стажировок в компаниях.
Сегодня уже признано, что многие вузы выпускают студентов с теми знаниями и навыками, которые могут дать, а не с теми, которые ожидают увидеть у молодых сотрудников работодатели. Дело в том, что между моментом выбора специальности абитуриентом и его последующим трудоустройством проходит пять лет. За это время спрос на рынке труда существенно меняется. Точно рассчитать, какие специалисты и в каком количестве будут нужны через пять лет, практически невозможно. Отсюда необходимость внедрения многоступенчатого образования и коррекции образовательных программ при активном участии в этом процессе работодателя.
Широкие возможности подстройки образования под требования рынка предоставляют производственные практики, когда студенты могут проявить свои знания, решая конкретные задачи, а работодатели – подобрать себе наиболее подходящих работников. Если бы был разработан механизм официального трудоустройства студентов на практику, это помогло бы студентам получить недостающий им ныне опыт преодоления порога «учеба-работа». Тогда бы все выпускники приобрели чрезвычайно полезные навыки правильного составления резюме, заполнения анкет, заключения трудовых договоров, прохождения собеседований. Но, к сожалению, ступень бакалавриата, которая сегодня предлагается вузам, не подразумевает проведения вообще никаких практик.
Комментарии