search
main
0

Конгресс стал представительным форумом педагогов

Мы завершаем рассказ о Первом Московском международном конгрессе учителей, который состоялся в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В.Ломоносова.

Юных патриотов поприветствовали космонавты, работавшие в те дни на Международной космической станции. А владыка Феофан призвал учителей воспитывать в учениках духовно-нравственную культуру: Приехав на пленарное заседание вашего конгресса пораньше, я решил выйти в народ и посмотреть на тех, кто собрался здесь. И не надо было быть большим психологом, чтобы в лицах прочесть и боль, и желание, и тоску, но и одухотворенность. Я много бываю и выступаю на различных форумах, конференциях, и мне нет необходимости подсыпать вам сладостей. Лучше просто скажу: «Учителя! На сегодня вы опора России, потому что вы тот фундамент, на котором стояла, стоит и будет стоять Россия». Взяв в руки книгу «Учителями славится Россия», я прочитал короткие стихи, которые мне очень понравились.

онгресс был московским – в его работе принимала участие большая делегация столичных педагогов. А первый заместитель руководителя Департамента образования Михаил Тихонов передал председателю Всероссийского педагогического собрания – организации, которая организовала и провела конгресс, – Валентине Ивановой приветствие мэра Москвы Юрия Лужкова.

Юрий Михайлович написал так:

«Дорогие друзья!

От имени Правительства Москвы и от себя лично сердечно приветствую в столице России организаторов, участников и гостей Первого Московского Международного конгресса учителей!

Представительный форум мирового учительства начинает свою работу в период объявленного у нас в стране Года учителя. Это время подведения итогов первого образовательного десятилетия нового века, время обобщения лучшего профессионального опыта, время переосмысления миссии Учителя.

XXI век изобилует суровыми вызовами цивилизации, проблемами и угрозами социального, политического, экологического и (не в последнюю очередь) гуманитарно-образовательного плана. На нашей планете в соседствующих государствах можно видеть как высочайшие современные образовательные технологии, так и массовую неграмотность и культурную отсталость со всеми вытекающими отсюда тяжелейшими последствиями.

Московское и российское учительские сообщества видят свою главную цель в постановке дела образования и воспитания молодежи на самый высокий уровень, способный обеспечить в близкой и отдаленной перспективе решение наиболее сложных и актуальных задач развития государства и народа. На этом пути есть и достижения, и проблемы. Убежден, что участники конгресса смогут детально познакомиться с московским учительским опытом, взять его на вооружение, а учителя Москвы, в свою очередь, получат исчерпывающее представление о современной зарубежной школе».

Конгресс был международным – в его работе приняли участие делегации из 26 стран (Украины, Белоруссии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Германии, Венгрии, КНР, Египта, Ирана, Монголии, Таджикистана, Казахстана и других стран) и 47 субъектов РФ.

В программе конгресса учителя стали главными действующими лицами. Работали несколько дискуссионных площадок, где учителя высказывали свое мнение по поводу Года учителя, статуса педагога, протестовали против фальсификации истории. А в начале пленарного заседания слово предоставили гостям – руководителю канцелярии Президента РФ Николаю Константинову, президенту Ассоциации иностранных студентов в России Габриэлю Кочофа, атташе по сотрудничеству в области образования Департамента по сотрудничеству и культуре Посольства Франции в России Каролине Гении-Мантре, заместителю министра образования и науки РФ Исааку Калине, министру образования Рязанской области Надежде Бушковой. Особенно трогательным было выступление Кочафа, который в заключение прочитал стихи Константина Симонова «Жди меня», обращаясь к ветеранам.

Знаковым было выступление заместителя председателя Государственной Думы РФ Светланы Журовой, чья семья пережила Ленинградскую блокаду: «Как принято у нас в России, именно семья и учителя призваны передавать из поколения в поколение историю о наших дедах и прадедах, прошедших Великую Отечественную войну. Поэтому, я считаю, очень важно научить их преподать уроки ВОВ своим детям и ученикам. При этом нельзя допускать, чтобы правда об этой Великой войне была заменена чем-то другим. Я уверена, что должны появляться и новые факты об этом знаменательном событии, которые также должны быть донесены до молодого поколения. Может быть, они будут более острыми, чем 30-40 лет назад. Может, это будет более серьезная правда о войне – то, что долго скрывало наше государство, а ветераны зачастую боялись об этом рассказывать. Но так или иначе, дети должны знать это без прикрас и подмен. Например, я долгое время пыталась откровенно поговорить со своей бабушкой о блокаде Ленинграда, узнать у нее подробности. Обе мои бабушки и бабушки моего супруга прошли блокаду. И когда мы говорим с ними на эту тему, они всегда что-то утаивают. Пройдя через все эти страшные события, наши бабушки учили нас, молодое поколение, беречь хлеб. И мы пронесем это бережное отношение к хлебу через всю свою жизнь.

Недавно журналисты спросили меня: «Какое из событий ВОВ вы бы поставили в рейтинге первым?» Я посчитала это вопрос просто знаком неуважения к нашей Великой войне и ветеранам. Как можно сказать, что Сталинградская битва сыграла большую роль, чем битва под Москвой? Или блокада Ленинграда оказалась более весомым событием, чем событие более мелкого масштаба, но решившее ход войны? Такие вопросы мне видятся проверкой знаний: кто какую битву знает лучше. Но мы должны знать все события войны и каждое из них считать самым главным! Молодое поколение именно так должно относиться к своей истории.

Не так давно я была в ЦДХ на Международной художественной выставке «Победа», посвященной Великой Отечественной войне. Основа этой выставки – фронтовые рисунки, которые были написаны в окопах. Они произвели на меня невероятное впечатление, потому что я поняла: вот она, правда о войне! Это не фотография и не кино. Это то, что человек сам рисовал в перерывах между боями. В минуту отдыха солдат рисовал товарищей, старался передать ситуацию вокруг. Учителя и ученики, призываю вас, если будет возможность, обязательно побывайте на этой прекрасной выставке!

После посещения выставки у меня появилась мысль: мы можем вычеркнуть из учебников многие факты о войне или исказить их, но как мы перепишем такие военные картины? В борьбе за жизнь эти творческие люди понимали, что должны будут рассказать правду о войне, если останутся в живых. Их основной задачей было передать войну через творчество.

Я рада, что сейчас в российских учебных заведениях: и в детских садах, и в школах, и в вузах проводятся интересные мероприятия, посвященные 65-летию Победы в ВОВ. Для молодого поколения герои войны – уже не их отцы и деды, а прадеды. И крайне важно помнить их подвиг. Именно воспитателям и учителям поручено донести правду о войне и рассказать ее детям так, чтобы это было ненавязчиво и в то же время очень правильно. В конечном счете именно на этом и основывается педагогическое воспитание.

Тяжело осознавать, что сейчас в российских учебных заведениях уроков иностранного языка больше, чем русского. Многие дети учатся в иностранных школах и с самого раннего возраста дополнительно изучают язык с репетитором. Получается, что времени на изучение своего родного – русского языка – у них почти не остается. А если мы говорим про патриотическое воспитание, то в первую очередь должны обратить внимание на привитие любви к родному языку. Если дети не будут говорить по-русски, то мы не сможем донести до них наши исторические ценности.

В партии «Единая Россия» есть площадка «Музыка и время». И недавно один из молодых талантов, присутствующий там, сказал: «Мне кажется, что в нашей стране пора делать «Год России в России». И он во многом прав. Я думаю, что через какое-то время в нашей стране действительно придется проводить Год России, чтобы мы посмотрели на самих себя, увидели, что с нами происходит не так, и поняли, что нужно изменить. Во многом нам помогут и учителя, ведь это люди, каждый раз меняющие нашу жизнь к лучшему. Давайте вместе делать наших детей лучше! Они у нас действительно хорошие!»

Хорошие дети в это время выполняли задания олимпиады по информатике и обществознанию, других хороших детей награждали дипломами и ценными подарками за лучшие работы об истории Великой Отечественной войне. В конкурсе приняли участие около тысячи школьников, жюри отметило такие яркие работы, как «Дети на войне», «Российское учительство в ВОВ», «Мое участие в поисковых работах». Одна из победительниц – ученица питерской гимназии №56 Виктория Романенко отметила, что: «Участие в конкурсе привело меня к поиску информации и глубокому исследованию исторических событий; выполняя работу, я впервые так искренне прочувствовала военные события, в частности блокаду Ленинграда. Моя работа посвящена детям блокады. И я выражаю огромную благодарность ветеранам, которые смогли пройти этот страшный путь и дать нам, молодому поколению, возможность свободной жизни, творчества и стремления в нашей стране!»

Детские работы, выполненные в виде презентаций, составят в будущем виртуальный музей памяти «Великая Отечественная война глазами школьников».

Юных патриотов поприветствовали космонавты, работавшие в те дни на Международной космической станции. А владыка Феофан призвал учителей воспитывать в учениках духовно-нравственную культуру: «Дорогие друзья! Приехав на пленарное заседание вашего конгресса пораньше, я решил выйти в народ и посмотреть на тех, кто собрался здесь. И не надо было быть большим психологом, чтобы в лицах прочесть и боль, и желание, и тоску, но и одухотворенность. Я много бываю и выступаю на различных форумах, конференциях, и мне нет необходимости подсыпать вам сладостей. Лучше просто скажу: «Учителя! На сегодня вы опора России, потому что вы тот фундамент, на котором стояла, стоит и будет стоять Россия». Взяв в руки книгу «Учителями славится Россия», я прочитал короткие стихи, которые мне очень понравились.

Пусть будет меньше

праздников, чем будней,

Но тот, кто стал учителем,

поймет, –

Какое счастье –

быть полезным людям,

Учить его Величество народ.

Нести ему дух мудрости

и знанья

И доброты своей

сердечной свет,

Нет на Земле ответственней

призванья,

Почетнее и радостнее нет.

Вы, учителя, еще и жены, сестры, матери, дочери, братья, отцы. Вы являетесь основателями своей семьи. И вам, как никому другому, понятно, что учитель один, без семьи не может воспитать нормального человека. Как трудно учителю, который до изнеможения старается привить ребенку ростки не только знания, но добра, прекрасного, чистого, святого, а ребенок, выходя за дверь класса, встречается с иным пониманием мира. И еще тяжелее, если это иное понимание мира у него дома, в семье. Роль семьи и роль школы – это два крыла, на которых воспитывается и зиждется нормальная ценностная система образования. Сейчас очень много идет споров, до каких пределов распространяется роль государства в воспитании и образовании и какова роль семьи. Это очень острый и очень спорный вопрос, особенно когда речь шла о религиозном образовании. Система нравственных ценностей, как никогда ранее, необходима в нашем обществе. И когда мы говорим о введении в школьное образование основ традиционных религиозных ценностей культур наравне со светской этикой и мировыми религиями, никакого противостояния нет. Потому что мы единый народ. У нас одна задача – дать образование и воспитать нормального, не уродливого юного человека.

Сейчас мы чтим память о Великой Победе в священной, но страшной войне. Те, кто изобретал газовые камеры и смертоносное оружие, наверное, были не дураки. В головах у них что-то было, но вот в сердце и душе ничего не было. Когда загоняли в газовые камеры, когда расстреливали и бросали на мирные города бомбы, человечество расчеловечивалось. И вот для нас сейчас очень важно в новой школе не только дать хорошее образование, не только обеспечить инновационный прорыв в промышленности, науке, но не допустить расчеловечивания. И это тоже задача для вас, дорогие мои педагоги. Я бы поклонился вам и сказал: «Спасать давайте всех! Нашу молодежь. Да она у нас замечательная, и никто меня не убедит, что у нас плохая молодежь. Мы, наше поколение, подаем ей плохой пример.

У меня еще одна просьба к вам, педагоги. Накануне Великой Победы на вас лежит огромная ответственность – передать правду о Великой войне. Многие из нас помнят наших отцов и дедов, которые вживую нам рассказывали и о тех страшных злодеяниях, и о подвигах нашего господина солдата. Сегодня молодое поколение, к сожалению, только виртуально узнает, и зачастую искаженно, и о победе, и о войне. Наша с вами задача – молодым и юным сердцам привить добрую память и светлое чувство об участниках той великой и страшной войны. Все сделать для того, чтобы патриотизм стал нормой жизни, а слово «Родина» – святым словом».

Завершился конгресс дискуссией о том, какой быть нашей новой школе, в которой приняли участие народные и заслуженные учителя, представители разных регионов России. Следует отметить, что сегодня ВПС – единственная мощная общественная организация, которая консолидирует педагогическое сообщество, которой по плечу проведение масштабных учительских форумов. Первый Московский международный конгресс учителей стал ярким подтверждением тому.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте