search
main
0

Конфликт интересов,

или Какой этический кодекс нужен исследователям образования?

В одной из школ проводилось исследование с целью изучения, что влияет на успешность учеников в обучении. Для проведения выделили группу высокомотивированных ребят – победителей различных конкурсов и всевозможных олимпиад. Те дети, которые не попали в число избранных, посчитали себя обиженными, о чем сразу заявили учителям, рассказали дома родителям. Возникла конфликтная ситуация.

Этот пример прозвучал на круглом столе, проходившем 14 октября в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня». Он был посвящен обсуждению проекта этического кодекса исследователя образования. А зачем ему вообще нужен этот кодекс? Вопрос стал главным для всех участников важной полемики. На него постарались ответить все участники круглого стола. Казалось, ответ прост. Кодекс нужен исследователям, чтобы они руководствовались в своей деятельности идеалами гуманизма, нравственности, социальной справедливости, ответственности и т. д. Но есть некая недосказанность, ведь обходились без такого кодекса раньше. Расчет был на обычную человеческую порядочность у исследователей. Значит ли это, что ее уровень ныне оставляет желать лучшего и потому понадобился такой документ?
Вовсе нет! Аркадий Марголис, врио ректора Московского государственного психолого-педагогического университета, пояснил, что в большинстве стран мира аналогичные кодексы в сфере исследований уже приняты. В них обозначены принципы поведения исследователей в сложных этических ситуациях на всех стадиях проводимой работы. И нам такой кодекс нужен по ряду причин. Аркадий Аронович сделал упор на то, что исследования в области образования предполагают привлечение многих участников этой сферы – руководителей заведений, управленцев, учителей учеников, их родителей. Принцип «не навреди» становится при этом определяющим, от исследователя требуется высокая степень ответственности на всех этапах. К примеру, при подведении итогов важно определиться с тем, кому, как и когда говорить о результатах, а может, вовсе не стоит знакомить с ними тех или иных участников исследования. Неурегулированность этих вопросов ведет за собой возникновение большого числа проблем, подчеркнул врио ректора МГППУ.
К сожалению, не всегда научные исследования имеют обоснованную доказательную базу. Все разработчики этического кодекса полагают, что во главу угла должен ставиться доказательный подход, важно опираться на результат научного исследования, а не просто высказывать свое мнение. Кодекс поможет стимулировать создание этических комитетов в российских университетах, где их нет. Так, например, в НИУ «Высшая школа экономики» работает этическая комиссия. О ее деятельности рассказала доцент Татьяна Канонир.
Кстати, в большинстве стран мира аналогичные кодексы в сфере исследований образования давно приняты. Стоит заметить, что национальный проект «Наука» предполагает существенное увеличение доли публикаций российских ученых в тех журналах, которые индексируются в международных базах данных Web of science/Scopus. И обязательные требования большинства зарубежных журналов – это соответствие научного исследования этическому кодексу и наличие решения этического комитета.
В нашей стране два года назад была создана Ассоциация исследователей образования (АИО).  Это единственное российское сообщество исследователей, которое принято в две основные международные организации – Европейскую (EERA) и Всемирную (WERA) ассоциации. Учредителями ассоциации выступили ведущие ученые в области наук об образовании В.Болотов, Т.Ковалева, А.Марголис, И.Реморенко, В.Рубцов, И.Фрумин. В главный управляющий орган вошли представители семи ведущих российских университетов в области наук об образовании. Приоритетными направлениями в деятельности ассоциации стали продвижение доказательного подхода в исследованиях, поддержка молодых исследователей образования и ученых, работающих в регионах, международное сотрудничество. С созданием АИО у ученых появилась возможность объединяться в рабочие команды и группы для проведения качественных исследований в образовании.
Как рассказала исполнительный директор Ассоциации исследователей образования Анна Хаперская, рабочей группой уже подготовлен макет этического кодекса. В нем зафиксированы основные принципы, разделяемые членами АИО. Теперь предстоит открыто обсудить ряд принципиально важных тезисов и вопросов, изложенных в проекте кодекса.
Это важно не только для определенного круга исследователей, необходимо, чтобы подключилась к обсуждению широкая общественность, уточнил член-корреспондент Российской академии образования Михаил Кларин. На суд общественности вынесены вопросы, которые часто возникают перед профессиональным сообществом и не имеют порой однозначных ответов, единого правильного решения.
Общественные обсуждения макета этического кодекса исследователей образования состоятся на платформе www.preobra.ru, где участники смогут внести свои корректировки, предложить свою редакцию положений макета кодекса. На платформе предусмотрены такие разделы, как «Конфликт интересов», «Ситуация экспертиз», «Конфиденциальность и прозрачность», «Конкуренция» и другие. Даны примеры ситуаций по каждому из разделов. Можно высказать свое мнение, ответить на вопрос: «Как бы вы поступили в данной ситуации?»
Мы хотели, чтобы в открытом обсуждении макета будущего документа участвовали не только члены ассоциации, а все, кто заинтересован в повышении качества исследований в образовании, подвел итог круглого стола ректор Московского городского педагогического университета Игорь РеморенкоЭтот пример прозвучал на круглом столе, проходившем 14 октября в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня». Он был посвящен обсуждению проекта этического кодекса исследователя образования. А зачем ему вообще нужен этот кодекс? Вопрос стал главным для всех участников важной полемики. На него постарались ответить все участники круглого стола. Казалось, ответ прост. Кодекс нужен исследователям, чтобы они руководствовались в своей деятельности идеалами гуманизма, нравственности, социальной справедливости, ответственности и т. д. Но есть некая недосказанность, ведь обходились без такого кодекса раньше. Расчет был на обычную человеческую порядочность у исследователей. Значит ли это, что ее уровень ныне оставляет желать лучшего и потому понадобился такой документ?
Вовсе нет! Аркадий Марголис, врио ректора Московского государственного психолого-педагогического университета, пояснил, что в большинстве стран мира аналогичные кодексы в сфере исследований уже приняты. В них обозначены принципы поведения исследователей в сложных этических ситуациях на всех стадиях проводимой работы. И нам такой кодекс нужен по ряду причин. Аркадий Аронович сделал упор на то, что исследования в области образования предполагают привлечение многих участников этой сферы – руководителей заведений, управленцев, учителей учеников, их родителей. Принцип «не навреди» становится при этом определяющим, от исследователя требуется высокая степень ответственности на всех этапах. К примеру, при подведении итогов важно определиться с тем, кому, как и когда говорить о результатах, а может, вовсе не стоит знакомить с ними тех или иных участников исследования. Неурегулированность этих вопросов ведет за собой возникновение большого числа проблем, подчеркнул врио ректора МГППУ.
К сожалению, не всегда научные исследования имеют обоснованную доказательную базу. Все разработчики этического кодекса полагают, что во главу угла должен ставиться доказательный подход, важно опираться на результат научного исследования, а не просто высказывать свое мнение. Кодекс поможет стимулировать создание этических комитетов в российских университетах, где их нет. Так, например, в НИУ «Высшая школа экономики» работает этическая комиссия. О ее деятельности рассказала доцент Татьяна Канонир.
Кстати, в большинстве стран мира аналогичные кодексы в сфере исследований образования давно приняты. Стоит заметить, что национальный проект «Наука» предполагает существенное увеличение доли публикаций российских ученых в тех журналах, которые индексируются в международных базах данных Web of science/Scopus. И обязательные требования большинства зарубежных журналов – это соответствие научного исследования этическому кодексу и наличие решения этического комитета.
В нашей стране два года назад была создана Ассоциация исследователей образования (АИО).  Это единственное российское сообщество исследователей, которое принято в две основные международные организации – Европейскую (EERA) и Всемирную (WERA) ассоциации. Учредителями ассоциации выступили ведущие ученые в области наук об образовании В.Болотов, Т.Ковалева, А.Марголис, И.Реморенко, В.Рубцов, И.Фрумин. В главный управляющий орган вошли представители семи ведущих российских университетов в области наук об образовании. Приоритетными направлениями в деятельности ассоциации стали продвижение доказательного подхода в исследованиях, поддержка молодых исследователей образования и ученых, работающих в регионах, международное сотрудничество. С созданием АИО у ученых появилась возможность объединяться в рабочие команды и группы для проведения качественных исследований в образовании.
Как рассказала исполнительный директор Ассоциации исследователей образования Анна Хаперская, рабочей группой уже подготовлен макет этического кодекса. В нем зафиксированы основные принципы, разделяемые членами АИО. Теперь предстоит открыто обсудить ряд принципиально важных тезисов и вопросов, изложенных в проекте кодекса.
Это важно не только для определенного круга исследователей, необходимо, чтобы подключилась к обсуждению широкая общественность, уточнил член-корреспондент Российской академии образования Михаил Кларин. На суд общественности вынесены вопросы, которые часто возникают перед профессиональным сообществом и не имеют порой однозначных ответов, единого правильного решения.
Общественные обсуждения макета этического кодекса исследователей образования состоятся на платформе www.preobra.ru, где участники смогут внести свои корректировки, предложить свою редакцию положений макета кодекса. На платформе предусмотрены такие разделы, как «Конфликт интересов», «Ситуация экспертиз», «Конфиденциальность и прозрачность», «Конкуренция» и другие. Даны примеры ситуаций по каждому из разделов. Можно высказать свое мнение, ответить на вопрос: «Как бы вы поступили в данной ситуации?»
Мы хотели, чтобы в открытом обсуждении макета будущего документа участвовали не только члены ассоциации, а все, кто заинтересован в повышении качества исследований в образовании, подвел итог круглого стола ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте