В редакцию «Учительской газеты» пришло письмо, которое было невозможно оставить без внимания. Приводим его с минимальными купюрами.
«Уважаемая редакция! К вам обращаются жители села Бутаково Нижегородской области Вознесенского района. Несмотря на заверения министра образования области о том, что закрытие малокомплектных школ прекращено, местные власти любыми способами хотят закрыть нашу школу. Конечно, при сегодняшней системе финансирования и возросших требованиях надзорных органов содержание малокомплектных сельских школ становится невыгодным. Из-за этого их закрывают, а учеников перераспределяют в базовые укрупненные школы. Разумеется, наши дети не останутся без образования, но мы считаем, что необходимость ежедневных поездок ухудшит условия их обучения. Они будут утомляться в дороге и нервничать, оказавшись вдали от дома. Сейчас школьная «газель» подвозит 9 учеников по приличной дороге, а при закрытии школы 37 детей будут ездить по центральной трассе, а потом еще 2 километра по разбитой дороге. У родителей будет меньше возможностей общаться с учителями. Но дело не только в этом. Школы всегда играли важнейшую роль в жизни села. Их сокращение приведет к еще большему падению рождаемости. Она и так упала. Проблему малокомплектных школ можно было бы решить, обеспечив молодежь работой на земле. Если б у молодых семей появились средства, число учащихся сельских школ выросло бы, необходимость реструктуризации отпала бы сама собой. Но сверху проводится политика, направленная против села. В нашем районе осталось всего 2 действующих сельхозпредприятия. И это на черноземных плодородных почвах, где всегда процветало сельское хозяйство и в советское время совхозы были миллионерами. Сегодня их нет. Закрыты и разрушены фермы. Села находятся на самовыживании. У нас в селе осталось единственное сельхозпредприятие, где жизнь более или менее теплится. Но власти добрались и до него. Завод продали, маслозавод задушили, койко-места в больнице сокращают. Закрыли замечательное здание детсада. Каков результат? Прошел только год, и оно рушится, как бесхозное. В нашей школе есть огромный фруктовый сад и огород. Работая на пришкольном участке, дети выращивали фрукты и овощи, которые использовались и сегодня используются в школьном питании. Благодаря этому обеды в школьной столовой были намного дешевле. Запасов хватало на целый год. И теперь все это будет сведено на нет.Мы убеждены, что закрытие малокомплектных школ еще сильней подкосит и без того бедствующие деревни. Нас хотят убедить, что закрытие школ продиктовано заботой о качестве образования наших детей. Мы видим другое: в социальной политике возобладал «бухгалтерский» подход – стремление максимально сэкономить на образовании. Каждую весну идет речь о закрытии очередной школы, хотя уже и так закрыты многие. Нам говорили, что решение о закрытии принимает сход граждан. Вот сегодня мы – тот самый сход, который не позволяет закрыть школу. На последнем обсуждении этого вопроса присутствовали более 70 жителей села, глава местного самоуправления Вознесенского района Горин В.Е., заведующий отделом образования Романов В.Н. Вопрос о закрытии школы не оставил равнодушным никого. Выступающих было много, аргументов в пользу сохранения школы тоже. Результаты голосования показали, что сход большинством голосов за сохранение школы. Но власти с нами не согласились. Глава района В.Е. Горин так и сказал: «Теперь мы будем действовать по закону дальше». Что это за закон такой, интересно было бы узнать…Невзирая на решение схода, власти уже постановили с будущего учебного года оставить в Бутакове лишь начальные классы, причем разместить детей на 1-м этаже, а весь второй отдать сельской администрации и почте. По словам главы района, сельской администрации «нужно более престижное, уютное здание». Вот, видимо, и приглянулась наша школа. Мы возмущены таким положением дел. Просим вас помочь нам в этом вопросе. Напечатайте, пожалуйста, нашу статью в вашей газете, так как районная газета не печатает ничего: ни наши письма, ни письма наших детей, ни воспоминания бывших учеников. В прошлом году тех, кто писал подобные письма, донимали звонками, расспросами из районной администрации. Видимо, было указание свыше.Жители с. Бутаково, родители детей школы».Мы встретились с начальником управления образования администрации Вознесенского района Василием Никитичем Романовым и узнали его позицию в данном вопросе. Она оказалась диаметрально противоположной той, что изложена в письме. Приводим ее также почти полностью:- Авторы этого письма мне известны. Это учителя. Я даже знаю, кто конкретно его писал, знаю, кто инициировал обращение в СМИ и вышестоящие инстанции. Я могу понять коллег и, конечно же, ни в коем случае их не осуждаю. Они более других заинтересованы в сохранении школы. Хотя мы обещали в случае закрытия трудоустроить всех педагогов трудоспособного возраста, понятно, что работать рядом с домом им гораздо удобнее и привычнее. Учителя сумели получить поддержку многих родителей, ведь им тоже удобнее учить детей вблизи от дома. Они и сами в большинстве здесь учились, конечно, больно, когда твою любимую школу закрывают. Это все понятно, поверьте. Но ни учителя, ни родители не хотят посмотреть на проблему с другой стороны. Школа не пройдет проверки Рособрнадзора. У нас в районе уже проверили несколько школ – слава богу, до Бутаковской не дошли, а то бы ее точно ждали штрафные санкции (на 20-30 тысяч мог быть оштрафован директор и от 70 до 150 тысяч – юридическое лицо). Уверен, что школа не сможет через год получить и аккредитацию, потому что не соответствует требованиям, которые сегодня предъявляются к образовательным учреждениям. 7 предметов (историю, географию, физкультуру, ОБЖ, информатику, рисование и музыку) ведут неспециалисты. И тоже понятно почему: учащихся всего 36, педколлектив 10 человек, приглашать педагогов-предметников из других школ нецелесообразно, тем более при существующем подушевом финансировании это просто невыгодно самой школе. Учащиеся Бутаковской школы не участвуют ни в олимпиадах, ни в конференциях, нет развития потенциала кадров. При имеющихся условиях невозможна реализация новых стандартов в начальной школе, потому что в класс-комплектах учатся дети разного возраста. Невозможна реализация инициативы президента «Наша новая школа». В школе нет спортзала. Ни третьего урока физкультуры, ни полноценных двух. Девять детей уже подвозятся. Они и будут подвозиться, но в другую школу. Расстояния у нас здесь минимальные – 4-5-7 километров между населенными пунктами. На выбор мы предлагаем учащимся и их родителям две школы: Бахтызинскую и школу в Новоселках. Они более крупные и лучше оснащены. Дороги в районе вполне приличные. Так что в пути дети будут находиться совсем немного. Зато учиться будут в гораздо более хороших условиях, и возможностей для развития у них станет больше. У нас в районе есть случаи, когда мы оставляем малокомплектную школу и при меньшей численности учащихся из-за того только, что дальность подвоза превышает нормы СанПина. И будем ее финансировать особо, невзирая на количество детей. А сохранять несколько школ на небольшом друг от друга расстоянии нам попросту невыгодно. Мы должны больше думать о модернизации, а не изыскивать средства на поддержание старых школ. Да, нам ничего другого не остается в новых условиях. Мы не можем распылять средства, как бы ни хотели помочь учителям и родителям. Они ограничены.Одно могу сказать точно: дети от закрытия Бутаковской школы выиграют, а не проиграют. После беседы с начальником управления я встретилась с несколькими родителями. Нина Ивановна Сучкова полностью поддерживает позицию, изложенную в письме. Она вполне довольна учителями и качеством образования и не хочет для ребенка лучших условий. Самое большое ее беспокойство – дорога, особенно в зимний период. Наталье Васильевне Первушкиной проблема не представляется неразрешимой. Они с сыном Васей, шестиклассником, уже определились с выбором школы – пойдут в Бахтызинскую, так как она для них ближе. Наталья Васильевна ни одного плохого слова об учителях и школе не сказала, но признала, что хорошо бы, если б ребенок имел возможность заниматься физкультурой в спортзале, а не только на улице.Педагоги Бутаковской школы, разумеется, не согласны с мнением начальника управления о несоответствии их учреждения современным требованиям. У них есть свой список заслуг и достижений учеников. Получается, что учителя стали заложниками ситуации, в которой абсолютно не виноваты. Государство, не остановившее вовремя гибель многих деревень и разрушение сельского хозяйства, теперь пожинает плоды своей непродуманной политики. Власть рубит лес, щепки, в роли которых выступают сельские учителя и отчасти родители, как водится, летят…Как сложится судьба потерявших работу педагогов, высшим должностным лицам неинтересно – им лишь бы галочку поставить в графе «трудоустроен», отчитаться и отправить дело в архив. Педагоги это отлично понимают, поэтому борются за свое право работать там, где работали, до последнего. Нам очень хочется, чтобы политики и законодатели, принимающие судьбоносные решения, услышали их голос, почувствовали их боль. И еще хочется, чтобы они не отмахивались от письма жителей Бутакова, ведь в том, о чем они написали, много горькой правды.Вознесенский район, Нижегородская область
Комментарии