search
main
0

Конференция. Неделя вузовской науки

Осенью 2005 года в общественной жизни страны произошло заметное событие. На базе Государственного научно-образовательного центра Российской академии образования в г.Сочи состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитарный анализ состояния и перспектив развития высшего образования в России». Организатор этого форума – Фонд развития отечественного образования. Среди гостей были Президент Российской академии образования академик Н.Никандров, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Федерального Собрания РФ Ю.Шандрин, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Федерального Собрания РФ В.Шудегов. На конференции присутствовали ректоры и преподаватели экономических и гуманитарных вузов России. Проводился форум по направлениям: юриспруденция, психология, менеджмент, история, философия, экономика, информатика, социология, педагогика, искусство.

Президент Российской академии образования Н.Никандров рассказал о перспективах развития высшего образования, затронув, в частности, вопрос о планируемом разгосударствлении образовательных учреждений в стране и сокращении в связи с этим нагрузки на бюджет. Он также обратил внимание аудитории на сокращение численности школьников в стране – явление для вузов, безусловно, негативное, так как ограничивает возможность конкурсного отбора абитуриентов. Вместе с тем численность студентов растет. Перед распадом СССР в стране обучались 5,5 млн. студентов, в то время как в современной России (при сократившейся общей численности населения) количество студентов возросло до 6 млн. человек.

В выступлении Н.Никандрова прозвучала критика единого государственного экзамена. Этот контрольный метод, по его мнению, позволяющий выявить общий уровень образования, не может служить единственным критерием проверки знаний. Н.Никандров высказал и свою точку зрения в отношении Болонского соглашения. Он считает перспективным сближение национальных систем образования, однако при условии сохранения ценного опыта, которым располагает каждая страна. Особое внимание президент РАО обратил на проблемы духовного, нравственного воспитания молодежи.

Одна из важных тем конференции – психологические аспекты обучения. Вице-президент Российской академии образования, академик РАО Д.Фельдштейн отметил в своем выступлении, что в российском обществе повышается степень психологического напряжения, которое затрудняет контакты преподавателей со студентами. Это новое для нас явление требует внимания общества, серьезных исследований и практических решений. Особенно тревожны такие крайние формы, как молодежный вандализм.

Развивая эту тему, академик РАО И.Дубровина использовала образное сравнение: «В современном обществе все больше людей получают образование и все меньше людей приобщаются к знаниям о культуре». Она также обратила внимание на низкий уровень психологической культуры российского общества. В то же время каждый гражданин страны подвергается воздействию со стороны средств массовой информации, которые успешно используют в своих целях методы психологии, – через пиар-кампании, создание имиджей, фантасмагории рекламы. Сложившееся положение делает необходимым обучение молодежи уже в средней школе пониманию и грамотному анализу психологии влияния. В современной же средней школе психология как предмет отсутствует. Ректор Черноморской гуманитарной академии, доктор психологических наук Г.Берулава свое выступление посвятила реформе высшей школы России. Она отметила, что обучение студентов стало ориентироваться не на выбор возможностей, который может предложить каждый отдельный вуз, а на «раскрутку» лишь определенных, предписанных сверху брендов. Поэтому важным направлением развития отечественного образования должна стать либерализация образовательных стандартов, участие в их разработке ведущих корпораций и фирм, как это делается на Западе: эти корпорации-работодатели финансируют вузы, в которых обучение строится с учетом ориентации студентов на работу в них. В этом случае иначе оплачивается и работа преподавателей. В США, например, число университетов, реализующих программы различных компаний, таких, как Майкрософт, Макдоналдс, Форд и другие, увеличилось за последние годы с 400 до 1200. Активно обсуждается сегодня и идея создания на базе таких компаний аспирантуры. В России же в крупнейшие корпорации приходят специалисты, подготовленные государственной системой образования. Корпорации ни копейки не вкладывают прямым образом в государственную систему обучения специалистов. Между тем доходы, получаемые их сотрудниками (особенно в сфере энергетики), разительным образом отличаются от доходов преподавателей, занятых подготовкой этих сотрудников.

Перспективной тенденцией развития высшего образования может стать разработка индивидуальных образовательных проектов, которые позволят существенно повысить интерес студентов к обучению. У каждого человека есть свои когнитивные возможности, свой алгоритм познания. И внимания к способам самообучения и самовоспитания (в противовес опоре на запоминание учебного материала) должно быть значительно больше.

Нарастающий поток информации приводит к тому, что темпы обновления знаний все более ускоряются. То, чем овладевает современный студент 1-го курса, более чем наполовину устаревает ко времени окончания вуза. В связи с этим обучение в высших учебных заведениях необходимо переориентировать от метода трансляции знаний к методу развития способности, к самостоятельному поиску, анализу, творческому использованию информации. Кроме того, все более необходимым становится образование человека на протяжении всей его жизни.

Большой интерес участников пленарного заседания вызвал доклад ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, академика РАО Г.Бордовского. Он отметил, что современная система образования не отвечает требованиям информационного общества. Одной из причин отставания российского образования в век информатики является то, что в высшей школе профессора, доценты и ассистенты занимаются, как правило, дублирующими видами деятельности – используют одни и те же формы занятий. Это явно занижает и обесценивает статус квалификационной деятельности профессора. Специалист этого уровня (как показывает опыт западных стран) должен быть лидирующей фигурой в учебном процессе, создателем научной школы, а доценты и ассистенты – его помощниками. Соответственно и формы занятий, которые они проводят со студентами, должны быть различными.

Разговор об опыте зарубежной высшей школы был дополнен и некоторыми положениями, высказанными на методических секциях. Так, важным условием эффективной работы преподавателя в западных вузах является высокая бережливость в использовании его времени. Для сравнения: в современной российской высшей школе до сих пор действуют «советские привычки» по отношению к использованию труда преподавателя. Заседания кафедр, общие собрания (где положено быть всем!) длятся часами. Как правило, на таких встречах решаются вопросы, которые не имеют прямого отношения ко всем членам кафедры или вуза. В результате бесполезная трата времени для отечественного преподавателя пока еще осталась неустранимым рудиментом. В западных же университетах руководитель кафедры или института (в Германии вместо кафедры часто существуют институты) дает конкретные поручения своим подчиненным, как правило, персонально. Позитивно сказывается при этом и то обстоятельство, что составы кафедр относительно немногочисленны. Практика нормативных указаний нашего недалекого прошлого («быть на конференции всем!») в западных вузах полностью отсутствует. Привлечение внимания строится не методом приказа, а путем качественного уровня предлагаемого материала.

На секционном заседании участники сочинской конференции отметили еще один недостаток отечественного образования. Он заключается в том, что такая необходимая для развития мышления наука, как логика, не преподается ни в средней, ни в высшей школе. Это приводит к огромным пробелам в структуре мышления студентов. Умение строить логические рассуждения нередко полностью отсутствует у людей с высшим образованием.

Завершая разговор о сочинской конференции, отметим: работа Фонда отечественного образования, регулярное проведение им общероссийских конкурсов на лучшую научную книгу года среди преподавателей высших учебных заведений – это знаменательные события в научной жизни России. Деятельность фонда способствует тому, чтобы преподаватели российских вузов ощутили свою личностную и профессиональную значимость (что особенно актуально в условиях предельно низких финансовых возможностей профессорско-преподавательского состава). Для российских педагогов (многие из которых в значительной мере работают на энтузиазме) такие встречи становятся стимулом к новым творческим поискам и свершениям.

Вадим СОКОЛИНСКИЙ, доктор экономических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте