search
main
0

Конференция многих возможностей

Проблемы сельских школ обсудили на Ярославщине

Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций» прошла в Ярославле. Организаторами события выступили Департамент образования Ярославской области, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского, Институт развития образования Ярославской области, Научный центр Российской академии образования на базе ЯГПУ, ярославская ре­гио­наль­ная общественная организация «Лидеры сельских школ».

Других посмотреть…
– Приглашение на эту конференцию карельские педагоги получили на Всероссийском научно-практическом форуме «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции», проводившемся на базе Петрозаводского государственного университета и Пряжинской средней школы, – рассказывает исполнительный директор Ассоциации сельских школ Карелии Зинаида Ефлова. – Осенью на форум приезжала ярославская делегация, 10 человек из пяти сельских школ, во главе с Людмилой Байбородовой, доктором педагогических наук, профессором ЯГПУ, известным специалистом в вопросах дидактики и воспитания современной сельской школы. Конечно, ответный визит – дело чести сельских педагогов нашей республики. Кроме традиционного пленарного заседания на конференции предложили выбор форматов работы: малые пленумы, секции, круглые столы, мастер-классы (14, из которых семь были выездными в сельские школы Ярославской области). Как видите, это была конференция многих возможностей.
Участники карельской группы целенаправленно побывали на разных событиях, чтобы максимально собрать информацию о том, как стартует программа «Земский учитель» и идет обучение по технологии РВГ (разновозрастные группы) на Ярославщине, как формируется коллаборативная модель повышения квалификации сельских педагогов в Вятке, как легализуются образовательные сети в Томской области, в чем заключается полифункциональная подготовка сельских педагогов в вузах Башкирии и Орла, чем отличаются сегодня сельские школы Белоруссии и Казахстана…
– Конечно, все это поможет в профессиональном самосовершенствовании участников и прежде всего в развитии их образовательных учреждений, но многие привезенные материалы будут доступны и популяризированы в нашем регионе, – уточняет Зинаида Ефлова.

…и себя показать
В составе карельской делегации были четверо преподавателей Петрозаводского госуниверситета и шесть представителей школ – инновационных площадок лаборатории теории и практики развития сельской школы ПетрГУ, участниц Ассоциации сельских школ Республики Карелия из Беломорского, Прионежского, Пряжинского, Пудожского муниципальных районов. Педагоги презентовали опыт, например, неклассно-урочной формы обучения (читайте о методике в «Учительской газете» №7 от 12 февраля 2019 года, «Расписание в форме ленты»). Представители школы и Этнокультурного центра Пряжинского поселения организовали и провели мастер-класс «Образовательные и социальные эффекты народного социально-педагогического проекта «Судьба человека» (о проекте рассказывал сайт «Учительской газеты» www.ug.ru/news/27341).
По мнению Зинаиды Ефловой, резонансом всех выступлений было большое количество вопросов, что означает искренний интерес слушателей, а следствием стали новые идеи и контакты, потенциальные для сотрудничества.
В рамках конференции состоялось рабочее совещание межрегиональной лаборатории дидактики сельской школы, в которую с 2018 года входит и лаборатория теории и практики развития сельской школы ПетрГУ, а еще подобные научные структурные подразделения вузов и институтов развития образования из Арзамаса, Кирова, Костромы, Орла, Перми, Томска и, конечно, Ярославля. Состав коллаборации пополнился представительством Белоруссии и Казахстана. Запланированы новые исследования, следующие научно-практические события.

О некоторых итогах
Людмила Байбородова:
– Участники конференции в очередной раз убедились в том, что сельская школа – это духовно-нравственные истоки и надежда России. Они выразили уверенность в необходимости сохранения и поддержки сельских образовательных организаций. Очевидным результатом работы конференции можно считать объединение усилий представителей науки и практиков в решении проблем развития сельских образовательных организаций, а также рождение новых и перспективных идей, которые направлены на реализацию национального проекта «Образование», помогут повысить качество профессиональной деятельности сельских педагогов, будут стимулировать инновационные процессы в регионах. Не менее важно укрепление связей между педагогами сельских образовательных организаций, развитие сотрудничества сельских образовательных организаций различных регионов России и стран СНГ.
В октябре 2019 года сельскую тематику будут поднимать на нижегородской земле. Научно-практическое событие инициируют и проводят Арзамасский филиал Нижегородского университета и Перевозский муниципальный район.
В 2019 году участниками ярославской конференции стали более 400 ученых, руководителей образования, сельских педагогов из четырех стран – Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и из 20 субъектов Российской Федерации. Более 300 человек выступили с результатами исследований, презентовали свой опыт, обсуждали и дискутировали или просто присутствовали на многочисленных мероприятиях.
Сельские школы составляют более половины всех школ России, в некоторых регионах их число достигает 70‑80%. Наибольшее количество сельских школ функционирует в семи субъектах Российской Федерации: Республика Дагестан (1233), Башкортостан (934), Татарстан (884), Краснодарский (826) и Алтайский (623) края, Ростовская (733) и Оренбургская (675) области. Более половины сельских школ (а в ряде регионов до 70%) – малокомплектные, где обучение и воспитание организуются в разновозрастных группах. (Из выступления замминистра образования и науки РФ Татьяны Синюгиной «О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации» на парламентских чтениях в Совете Федерации 5 апреля 2018 г.).

От первого лица
Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина выступила в ходе заседания круглого стола, посвященного состоянию и перспективам развития сельской школы в России. Она заявила, что министерство не ставит перед регионами задачу оптимизации сети сельских школ. «Никакой задачи по оптимизации сельских школ сегодня нами перед региональными органами управления образованием не ставится», – отметила замминистра. Она добавила, что позиция Министерства просвещения РФ заключается в том, что «ни одна школа, даже самая малочисленная, не будет закрыта до тех пор, пока дети есть в этом населенном пункте и пока есть все соответствующие требования и условия для получения качественного образования детьми в этой школе».
Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, выступая в ходе заседания возглавляемой им Госкомиссии по подготовке к 100‑летию Республики Карелия, призвал учитывать интересы жителей региона при решении вопроса о закрытии малокомплектных школ. «Статистика свидетельствует, что численность учащихся в сельских школах Карелии в последние годы сокращается. Заявленная в связи с этим оптимизация малокомплектных школ не может не вызывать тревогу у населения. Поэтому принимаемые решения по закрытию образовательных учреждений должны быть сбалансированы, учитывать интересы жителей республики, а также необходимо обеспечить гарантированную и безопасную доставку детей к новому месту учебы», – сказал секретарь Совбеза.

Между тем
В Карелии накануне 2019 года стало известно о том, что часть сельских школ готовят к закрытию. Ассоциация сельских школ Карелии при поддержке Профсоюза образования республики выступила за годовой мораторий на реорганизацию образовательной сети республики не менее чем на год. Эксперты рекомендуют провести комплексный анализ образовательной ситуации на уровнях региона, муниципальных образований, сельских поселений, конкретной сельской образовательной организации, а также организовать обучение управленческих кадров образования регионального, муниципального, локального уровней по вопросам организации и управления реорганизационными процессами, привлечения и включения в эти процессы широкой общественности.

«Учительская газета» продолжает следить за развитием ситуации.
Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте