Куда потянет щука школьный воз
Процветающее государство начинается
с благополучия образования
есколько лет назад во французских газетах можно было прочитать, что “министры приходят и уходят, а проблемы остаются”. У нас сейчас сходная ситуация: за 15 лет сменилось множество министров образования, но острота проблем не спадает. Практика задает науке все новые и новые вопросы. Бесконечная их череда остается большей частью без реализуемых ответов. Возникает горькое осознание, что сменилась установка: “образование для всех” все больше становится “образованием для избранных”. Команда Л.И.Брежнева уменьшила ассигнования на нужды школы в 1,5 раза, нынешняя власть – еще в 2 раза. В моде школы для “одаренных”. Что за этим: одичание, безнравственность, расизм или некомпетентность? 25-30 веков назад в Китае династии сменяли одна другую, пока не возникла разветвленная сеть школ, пока не укрепились нравственность и мышление. Платон утверждал, что государство, которое не заботится о воспитании юношества, обречено на гибель.
Сейчас любой мало-мальски просвещенный руководитель знает о закономерности, выведенной болгарским ученым И.Маревым: усиление внимания к образованию последовательно приводит к усилению науки, разработке технологий, увеличению производства товаров, благополучию государства. (Схема 1.)
Но мало кто знает, что жизнеспособность этой цепочки зависит одновременно от экономического и кадрового обеспечения ее звеньев. (Схема 2.)
При коммунистическом режиме почти вся цепочка действовала. Академик А.Александров утверждал, что ученые разработали более 900 технологий, но они не осваивались. Можно ли было исправить положение – найти достаточное количество инженеров, руководителей, способных осваивать новые технологии? В эпоху И.В.Сталина это достигалось за счет жесткой кадровой политики. Некомпетентные руководители карались, добившиеся хороших результатов – поощрялись. Но уже при Л.И.Брежневе в кадровой политике процветало кумовство, отбор способных технологов фактически был упразднен. В это же время за рубежом действовала экономическая система отбора кадров. Она была не менее жесткая, чем сталинская, но имела два разумных начала. Во-первых, каждый специалист мог получить грант для проведения исследований или освоения технологий, обеспечивающий ему реальную независимость от произвола вышестоящих чиновников. Во-вторых, был создан большой запас интеллектуальной прочности: в Финляндии, например, специалистов с высшим образованием было втрое больше, чем руководящих мест, а в Японии – в шесть раз. У нас же такого запаса прочности не было, и “интеллект избранных” постепенно деградировал. В стране вдвое упало производство товаров. Давно пора сделать вывод, что “образование для избранных” оказалось слабее “образования для всех”.
Выживет ли образование
Если для выживания государства надо обеспечить высокий уровень “образования для всех”, то выживание образования связано с существованием кольца ускорения (другие названия: кольцо преемственности, петля усиления, кольцо Хейса). Все звенья кольца зависят друг от друга: результаты работы ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) влияют на работу начальной школы НШ, затем последовательно сказываются в работе основной и средней школ (см. схему кольца), затем отражаются в работе молодых и опытных учителей. Связи звеньев замыкаются на детях следующего поколения, и цикл повторяется.
Такие замкнутые кольца связей определяют состояние системы. Сейчас оно характеризуется ухудшением преемственности между звеньями: в массовых школах уже в первом классе может заниматься на “4” и “5” только 50 процентов детей, в пятом классе – 32, в девятом – 16. Такое положение не может не вызвать обеспокоенность, и хорошо, что новый министр В.Г.Кинелев обратил внимание на проблему преемственности: “Будет преемственность – появится целостность и системность образования”.
Об этой проблеме говорилось на конференции в Зеленодольске, состоявшейся 3-6 декабря.
На ней было представлено более 200 работ из разных городов России. Соотношение представителей науки и практики – 1:3. На пленарном заседании выступили: представители министерств образования Российской Федерации и Республики Татарстан – Н.Р.Сенаторова и Р.А.Акбашев, видные представители вузовского образования: В.И.Андреев, В.П.Ившин, И.Д.Пехлецкий, Б.П.Эрдниев и др. Обобщающий доклад по материалам тезисов по поручению оргбюро конференции сделал автор этого материала.
Представленные материалы позволили ответить на вопросы: “Что делать в каждом из звеньев системы для обеспечения преемственности?”, “Какова роль науки в обеспечении преемственности?”, “Каковы дополнительные функции управления образованием в обеспечении преемственности?” и т.д.
Основной вывод конференции: для обеспечения жизнеспособности системы надо, чтобы каждое звено работало на потребителя – последующее звено системы, чтобы основной оценкой результатов работы каждого звена стала их оценка последующими звеньями. К сожалению, групповые интересы оказываются зачастую сильнее общенародных, государственных, поэтому преобладает практика самооценки во всех звеньях. Так, результаты работы детских садов не оцениваются учителями первых классов, вузы избегают оценки молодых специалистов дирекцией школ. Говоря языком теории управления, отсутствуют обратные связи между звеньями. И как следствие – ослабление связей и кризис системы.
Установление обратных связей – дело хлопотное, трудоемкое, вызывающее подчас отрицательные эмоции, но через это надо пройти всем: иного пути для обьединения усилий просто нет.
Символом конференции была картинка, на которой Лебедь, Рак и Щука изображены действующими согласованно, тянущими школьный воз в одну сторону. Возможно ли добиться этого в реальной жизни? Для этого нужна ассоциация образовательных учреждений, работающих по программе “Преемственность”, а реализация программы должна быть материально обеспечена государством. Деньги невелики и окупятся сторицею.
Второй вывод представляется не менее важным. В педагогической практике наметился переход от методик к технологиям. Наиболее эффективными оказываются технологии, опирающиеся на закономерности и диагностику. Однако педагогические закономерности изучены недостаточно, многие из них все еще находятся на уровне словесного описания. Но есть уже рациональные подходы для повышения уровня изученности закономерностей, для получения их в табличной, графической или аналитической формах. Надо усилить эту работу.
И, наконец, третий важный вывод конференции – о неизбежности перехода с концептуального уровня мышления на диагностико-технологический. В нынешней ситуации, когда школы отличаются друг от друга, когда нельзя найти двух одинаковых классов, продуктивное единение науки и практики возможно только на основе диагностики, включающей в себя оценку признаков разной природы: психологических, педагогических, медицинских, социальных, демографических. Естественной связкой в этом многообразии может быть математическая статистика. С упрощенными способами ее использования надо ознакомить всех руководителей образовательных учреждений. В педвузах обязательно надо ввести курс “Основы педагогических исследований”. В городах и районах страны необходима организация оценочно-диагностических лабораторий, имеющих психолога, социолога, врача, методистов и, конечно, современную компьютерную технику.
Трудности диагностики
Давно стало привычной истиной: кто не измеряет, тот не управляет. Поэтому естествен интерес, который проявляют руководители образовательных учреждений к вопросам оценки результатов и диагностики. Множество школ и отделов образования стремится использовать хоть какие-то диагностические методики. У кого-то дело идет успешно, у кого-то – нет.
Обилие диагностических подходов связано с разнообразием диагностируемых обьектов (педпроцесс, педколлектив, класс, ученик и др.), с разными вариантами направленности диагностического изучения (диагностика развития, воспитания, обучения), с характером используемых признаков (педагогические, психологические, медицинские, социальные и другие).
Очень часто используются случайные наборы признаков, трудоемкие тестовые методики их оценки, то есть диагностика становится нерациональной. Самое сложное противоречие применения диагностических методик состоит в том, что психологи чаще всего проводят диагностику личности учащегося, а педагогам нужны рекомендации для коллективных форм работы. Кроме того, существуют тесты для оценки далеко не всех признаков. Идти по линии разработки и проверки на валидность недостающих тестов – надолго отсрочить эффективное применение диагностики в работе школ. Между тем статистика допускает применение в таких ситуациях экспертных оценок и расчетов групповых коэффициентов корреляции, то есть диагностика классных коллективов может успешно проводиться уже сейчас. В первый день конференции участникам были продемонстрированы простые и достаточно надежные компьютерные программы “Kor 3” и “Struct-17” (разработчик А.Б.Лычко из Йошкар-Олы), предназначенные для определения первоочередных задач педагогического процесса в условиях конкретных классов. Вполне возможно организовать их использование в ДОУ, начальных классах, в группах риска, в классах компенсирующего обучения, в 5-х и 7-9-х классах основной школы.
Конечно, это не исключает развития других важных разновидностей диагностики и путей их использования, отраженных в работах А.Ф.Разина, И.И.Кушниковской, Т.Е.Рябининой (Зеленодольск), К.Ф.Красиковой (Тюмень), Л.Ф.Панфиловой, О.П.Скребковой (Йошкар-Ола), Н.Н.Атласкиной (Козьмодемьянск), М.А.Михайловой (Ульяновск), И.П.Лебедевой (Пермь) и многих других участников конференции.
Группа психологов, входящих в межрегиональную ЭТП, разработала и проводит экспериментальную проверку набора критериев для экспертной оценки основных признаков, характеризующих развивающее и воспитывающее обучение. Эта работа заслуживает по своей практической направленности широкого обсуждения и тщательной экспериментальной проверки.
Дошколята и начальная школа
В школе назревает беда: из-за высокой платы все больше детей не посещают детские сады, лишены эмоционально-речевого общения со сверстниками и приходят в первый класс, имея задержки в развитии. Едва переступив порог школы, половина ребятишек уже не может хорошо заниматься. Неразумная “экономия” на детях может погубить молодое поколение. Пора бить в набат, привлекая внимание общественности к этой проблеме.
Сейчас во многих детских садах есть психологи. Но часть из них заняла неправильную позицию, считая своей основной задачей тестирование детей при переходе в школу. На самом деле, основную задачу психологической службы в садиках следует видеть в оптимизации психического развития детей. Даже если психолог не знаком с решением задач этого класса, он все же может принести большую практическую пользу, усилив внимание состоянию ассоциативной и зрительной памяти, эмоциональному развитию детей.
По-прежнему во многих школах организовывают разноуровневые начальные классы – классы для “одаренных” и классы для “бездарей”. Такое разделение способствует появлению огромного числа классов компенсирующего обучения, а затем и росту подростковой преступности. Наверное, уместно напомнить, что когда 30 лет назад в Новосибирске организовывались классы для “одаренных”, то одновременно появились и “обескровленные” классы. Слабоуспевающие ученики потеряли лидеров, подражая которым, они могли бы подтягиваться в учебе. То же самое происходит и сейчас, но в гораздо больших масштабах. Опасное антипедагогическое явление приобрело явно выраженный характер борьбы с “образованием для всех”, оно явилось одной из весомых причин деградации образования.
Вместе с тем на заседании секции под руководством профессора А.А.Газеева отмечено наличие многих положительных тенденций в начальном обучении: использование в первом классе технологии Е.Ю.Коростелевой для развития ассоциативной и зрительной памяти, для совершенствования словарного запаса учеников; использование технологий СОУ (совершенствования общеучебных умений) в сочетании с различными методическими системами; использование тетрадей с печатной основой для выполнения летних заданий младшими школьниками с целью сохранения общеучебных умений (технология Т.Е.Рябининой); использование усовершенствованного по Н.Н.Атласкиной варианта скользящей диагностики для выделения главных задач РВО (развивающего и воспитывающего обучения); использование самарского варианта обучения пересказу – с опорой на ключевые слова, образец и увеличение частоты упражнений; использование карточек технологичного тренажа для совершенствования вычислительных умений.
Следует отметить и отрицательный обобщенный факт: программа обучения рисованию имеет существенные недостатки, приводящие в средних классах к снижению успеваемости по черчению и геометрии. Этот вопрос требует дополнительного исследования.
Проблемы средней школы
Понятие преемственности многогранно: можно говорить о преемственности внутрипредметной и межпредметной, о преемственности целей, содержания и обьема материала, методов обучения и форм занятий; можно говорить о преемственности в обучении, развитии и воспитании, о разных аспектах реализации преемственности – культурологическом, цивилизационном, интернациональном, народном; рассуждать о связи преемственности с инвариантами, с принципами обучения. На наш взгляд, наиболее удачна трактовка, предложенная учеными из Красноярска (Д.М.Мехонцевой, Е.Г.Синенко, Л.Б.Кухар), где преемственность рассматривается как основной принцип управления, без которого невозможно сохранение поколений, систем. Эта трактовка прекрасно соотносится с идеей кольца Д.Хейса, с идеями использования инвариантных характеристик (И.Димакова и другие, РИПКРО), с идеей количественной оценки преемственности как изменения надежности системы (В.Н.Зайцев, межрегиональная ЭТП).
Сочетание названных идей позволяет не только определить критические точки основной школы, но и сделать вывод о том, что ориентировка существующих методик только на работу с сильными учениками не позволяет повысить преемственность. Другими словами, в соотношении научности и доступности был сделан сильный крен к пренебрежению доступностью.
Например, спад качества обучения в 5-м классе имеет целый ряд причин: удвоение обьема материала по сравнению с третьим классом, преждевременный переход к кабинетной системе занятий, отсутствие единых требований в обучении и воспитании, снижение количества развивающих упражнений. Все это фокусируется в огромной перегрузке пятиклассников, в росте их общей заболеваемости. И.Т.Богдан и Ю.Г.Пухова (Тюменская область) убедительно показали, что имеется запаздывание необходимого роста учебных умений на два-три года по сравнению с ростом обьема учебного материала. В городах Козьмодемьянске и Зеленодольске (заведующие отделами образования С.Н.Сивков и А.Ф.Разин) последняя проблема решается введением в 5-6-х классах ежемесячных стимулирующих замеров скорости осмысленного чтения, аккуратного письма, вычислений.
Спад качества обучения в 7-9-х классах обьясняется прежде всего большим количеством предметов, по которым проводится 1-2 урока в неделю. Надо ли доказывать психологам из Министерства образования, что большие промежутки между уроками приводят к ухудшению знаний, что одночасовые предметы обречены изучаться халтурно? Статистическое изучение проблемы показало, что оптимальное время на изучение большинства предметов – 3 урока в неделю, а для математики и языков – 6.
Следует особо отметить, что в русскоязычных школах обилие предметов губительно для хороших учеников; в национальных же школах, где на два-три предмета больше, положение еще хуже. Поэтому есть надежда, что министерства образования национальных республик возьмутся за решение проблемы (например, путем введения триместровой системы занятий) без промедления.
И еще одна рекомендация, оправдавшая себя уже во многих школах: не надо гнаться за индивидуализацией обучения, как за миражом, лучше увеличить частоту упражнений путем использования коллективных и групповых способов обучения, а также самарского варианта обучения пересказу. Увеличение частоты упражнений – основной путь повышения технологичности обучения.
Старшие классы
Здесь происходит выбор будущей специальности – в соответствии с индивидуальными способностями и социальным заказом. Увы, социальный заказ часто путают с желаниями родителей или учеников: открывают многочисленные гуманитарные классы. Но гуманна ли такая “гуманитаризация”? Ведь для выживания государства и общества надо обеспечить производство продуктов, товаров, поднять нравственность населения. Соответственно самыми нужными для общества являются полиаграрное, политехническое, педагогическое направления обучения.
Среди школ, работающих над государственной частью социального заказа, следует отметить Ишеевскую (Ульяновская область). Школа имеет небольшой завод с несколькими цехами. Два десятка мастеров-профессионалов руководят работой старшеклассников. Они делают шлакоблоки и гвозди, шьют школьную форму, выпускают школьную мебель, растительное масло, моющие средства. Ученическая фирма “Импульс” изготовляет приборы для учебных целей. Все это на самоокупаемости и даже приносит прибыль. А еще здесь готовят шоферов и кулинаров.
Многие школы имеют педагогические классы. Но чтобы “не прервалась связь времен”, пора бы подумать о педагогическом всеобуче старшеклассников. Нужен, например, предмет “Наставничество”, в рамках которого старшеклассники приобретут основы психолого-педагогических знаний, смогут оказать разностороннюю поддержку пятиклассникам, которые остро нуждаются в ней.
Нужны спецкурсы по усвоению сложных мыслительных операций, по конспектированию учебного материала, по реализации межпредметных связей. В некоторых школах уже введена “Математическая статистика”.
И, конечно, все более налаживаются контакты школы и вуза, все чаще в школьные классы приходят вузовские преподаватели. Возрастают требования к организации тематического (систематизирующего) повторения. Для повышения его эффективности необходимо использование структурно-логических схем. Здесь находит успешное применение теория УДЕ П.М.Эрдниева.
Высшее образование
В работах, касающихся вузовского обучения, можно было проследить три направления. Небольшое количество их было посвящено проблемам поступления в вуз и адаптации первокурсников (В.П.Ившин, Н.С.Садовин, Н.Л.Бельская, Л.Г.Недре и др.). Подчеркивалось значение для этого периода самостоятельной работы студентов, дифференцированных заданий и, главное, становления интереса к педагогической профессии.
Другие касались содержательной и технологической преемственности в обучении (З.И.Колычева, Г.И.Егорова, Г.П.Тикина…). В этой группе представляются наиболее перспективными работа Е.А.Лутцевой, посвященная инвариантной части образования, и И.Д.Пехлецкого и Л.П.Латышевой, рассматривающая преемственность в системе учебных курсов.
Наибольшее число работ затрагивало вопросы педагогической подготовки будущего учителя. Формирование его личностных качеств отражено у Р.М.Евдокимовой (Саратов). Е.И.Сибирякова из Перми уделила внимание отработке рационального индивидуального стиля учебной работы. Профессиональным умениям посвящены разработки Л.С.Кохановой и И.Б.Нестеровой (Марий Эл); В.В.Сапожников из Орска описывает использование диагностической карты для усиления методической подготовки; М.В.Леушкина из Ульяновска затронула чрезвычайно важный нравственный аспект подготовки и переподготовки педагогических кадров. Л.А.Казанцева из Казани представила концептуальные основы организации учебно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке современного учителя.
Большое количество трудов, посвященных вузовской педагогической подготовке, не случайно: она пока не соответствует требованиям потребителей. По оценке директоров школ только 20-25 процентов выпускников вузов готовы к практической работе, лишь очень немногие имеют необходимые дидактические материалы, всего 5-10 процентов знакомы с методами педагогических исследований. Вузы заботятся лишь о фундаментальности образования, забывая, что и педагогическая подготовка должна быть фундаментальной. Как правило, такое положение связано с маломощностью кафедр педагогики и психологии, с малым бюджетом времени на изучение предметов психолого-педагогического цикла.
Наверное, невозможно охватить весь спектр затронутых проблем, поэтому в заключение – об одной работе, которая удачно обьединила многие идеи вузовской педагогической подготовки. Это “Технологичность обеспечения преемственности в вузовской педагогической подготовке” В.Л.Дубининой и др. (Йошкар-Ола). В представленной системе педподготовки каждый год обучения заканчивается творческой работой, которой предшествует практика, направленная на слияние педагогических и психологических знаний и умений. Структура системы предметов приведена ниже на схеме.
…Конференция была результативной и в теоретическом, и в практическом отношении. Сейчас предстоит организовывать ассоциацию образовательных учреждений, работающих по проблеме “Преемственность”. Большое количество школ и садиков к этой работе готовы. Если есть вузы, готовые к этому психологически, – откликнитесь. Телефон для связи 8 (84371) 2-23-95.
Всеволод ЗАЙЦЕВ
Парадоксы нужны, чтобы привлечь внимание к идеям.
Мандель КРЕЙТОН
Выгоды – на час, принципы – на века.
Генри БИЧЕР
Событие
“Тривиум свободных мудростей”
Издавна на Руси людей, познавших хитрости “красноглаголия” – риторов, – называли учителями благочестия. Речь их должна была быть благой и доброй. А ритор – отвечать за каждое сказанное слово и “красотой словесной не злоупотреблять в угоду корысти”. Первая русская “Риторика” 1620 года входила в “тривиум свободных мудростей”.
Интересную закономерность подметили участники Московской международной конференции по риторике, прошедшей недавно в МГУ: появление новых риторических теорий впрямую связано с рождением нового стиля в идеологии и общественной жизни. И этим отчасти, по их мнению, обьясняется риторический “бум”, который наблюдается сейчас в России.
Какой будет новая риторика, а значит, в большой степени новая идеология и мораль? Что и как преподавать сегодня в школе и университете? Как остановить агрессию слова и с помощью риторики способствовать нравственному очищению? На эти стратегические вопросы отвечали известные в стране ученые и риторы-педагоги.
“Это уже не первая конференция по риторике, но для нас она особая – обьединительная. Создана Ассоциация преподавателей, учителей и исследователей риторики, которую возглавил В.И.Аннушкин, преподаватель дипломатической академии”, – рассказывает Софья Филипповна Иванова. Саму ее тоже не надо специально представлять нашим читателям. Многие известные отечественные ученые, руководители региональных обьединений, участвующие в возрождении российской риторики, – ее ученики, продолжатели и сторонники. По ее мнению, риторика – область знания, невозможная без школы. Поэтому то, какое участие примут в работе новой ассоциации именно школьные учителя, определит будущее состояние этой науки.
Сегодня очень нужны хорошие учебники, доступные и педагогам, и ребятам. Уже вышел фундаментальный, оригинальный курс А.А.Волкова “Основы русской риторики”. Готовятся к печати пособия, обучающие программы разных уровней. Разработаны и опробованы различные формы подготовки и переподготовки преподавателей – это системные региональные школы с собственными курсами риторики. Так, в шестнадцатый раз проводит набор Пермская риторическая школа. Интересно работают в Екатеринбурге, Воронеже, Волгограде. Как обязательный компонент регионального образования предмет “Риторика” введен во всех школах Екатеринбурга. В разных городах работают мастерские, краткосрочные курсы по риторике. Создан журнал “Риторика”.
Т.М.Карацева преподает английский язык в престижном МИМО много лет. На ее глазах этот язык становится орудием труда и делового партнерства. От того, в какой степени ее студенты владеют способностью быть убедительными, знают технику организации, могут впечатляюще выступить на официальной или неофициальной встрече, зависит их карьера. “Мы не можем ждать долгие годы, пока в школе будут преподавать риторику. Нам нужен свой курс, подобный, например, тому, который дают в американских университетах. Студентам нужна риторическая практика, где они смогут оттачивать свое мастерство. Почему бы нам не ввести традицию дебатов между университетами, школами, городами? Почему не учредить конкурс на лучшего оратора?”
Как считает ее коллега Т.В.Анисимова, доцент Волгоградской академии государственной службы, “в современной школе складывается порочная система преподавания в отрыве от практики. А ведь на уроках школьной риторики ученикам нужно как можно раньше начинать говорить, осваивать технику и жанры публичной речи на практике. На деле же, к сожалению, зачастую все иначе: дети изучают “ресурсы речи”.
Искусство публичной аргументации и принятия решений – сложнейший вид разумной деятельности человека. Потому и не существует легкого пути к трудной цели – овладеть риторической культурой. В этом смысле риторика подобна другим искусствам, считает Александр Александрович Волков, один из родоначальников новой волны в русской риторике, доцент кафедры сравнительного исторического языкознания МГУ. Именно на этой кафедре в семидесятые годы под руководством Ю.В.Рождественского произошло открытие научного направления риторики. Обращение к школьной риторике для академической университетской кафедры тоже не случайно. Основной ее костяк на протяжении долгих лет составляли выпускники пединститута.
“Практическое значение риторики как метода построения эффективных высказываний вытекает из ее образовательного, нравственного и развивающего умственные способности содержания, – утверждает А.Волков, – именно поэтому она нужна современной школе”.
Виолетта ЖМАКИНА
Комментарии