search
main
0

Концентрация + кооперация. Пришло время объединить усилия

В Нижневартовске и Нижневартовском районе разработаны программы оптимизации и реструктуризации городских и сельских школ. В каждом муниципалитете они претворяются в жизнь по-разному.

Мягкое слияние

За несколько прошедших лет в Нижневартовске снизился контингент школьников. В 2002-2003 учебном году он уменьшился почти на 3 тысячи учеников, в прошлом году – на 1,5 тысячи. В то же время в городе существует большая социальная проблема – дефицит мест в дошкольных учреждениях. Наличие этих двух факторов позволило городским властям на основе глубокого анализа демографической ситуации разработать программу оптимизации сети образовательных учреждений. Программа предусматривает перевод детей из двух начальных школ, занимающих здания детских садов, в средние школы.

– Это реализуется двумя способами, – рассказывает начальник Управления образования администрации Нижневартовска Надежда Коробова. – Например, одна из начальных школ в микрорайоне была закрыта, и учеников вместе с педагогами перевели в средние школы этого же микрорайона. Что касается второй школы, где обучаются дети из разных районов города, то во избежание социального взрыва управление образования предложило мягкий вариант решения этого вопроса – преобразовать школу в школу-сад. На первое сентября этого года в школе содержатся 142 ученика и 80 воспитанников детского сада. Через два года учреждение будет полностью преобразовано в детский сад.

Второе направление программы.В городе существовало два учреждения – муниципальная средняя (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №16 и муниципальная средняя (коррекционная) общеобразовательная школа №26. Деятельность школы-интерната вошла в противоречие с существующим законодательством, так как в школе-интернате могут учиться только дети-сироты. Ревизия определила, что ни одного ребенка-сироты там нет. В другом учреждении, лицензированном на 480 детей, на день принятия решения было 120 учеников. В результате слияния образовательных учреждений город получил дополнительно 700 мест в детских садах, что позволило в свою очередь снизить очередность в ДОУ на 50%.

Еще одно направление программы оптимизации предполагает межведомственный подход. При снижении количества учащихся освобождаемые площади в ОУ предлагается использовать для организации работы библиотек. В данном случае школа приобретает уникальную возможность использования дополнительного библиотечного фонда. Вместе с тем в бюджете Нижневартовска происходит снижение затрат на коммунальные услуги, плюс ко всему город получает жилой фонд в силу того, что практически все библиотеки находятся на первых этажах жилых домов.

Вопрос оптимизации сети общеобразовательных учреждений изучался в течение полутора лет. Положительные выводы позволяют расширить работу в этом направлении. Так, управление образования Нижневартовска вышло с предложением о переводе библиотеки 4-го микрорайона в центре города в здание муниципальной школы №1, которая находится в Старом Вартовске. Если брать во внимание то, что в старой части города библиотеки нет вообще, то здесь решается не только вопрос оптимизации и рационального использования бюджетных средств, но и социальная проблема.

Бездушное выполнение циркуляра – не для нас

В Нижневартовском районе проживают около 30 тысяч человек. Дети школьного и дошкольного возраста составляют 24% от взрослого населения. Анализ эффективности работы школ и детских садов в районе выявил ряд проблем в сельской местности. Сельский школьник обходится району в три раза дороже, чем городской. Дети показывают невысокое качество знаний, особенно из числа малочисленных народов Севера. У сельских педагогов ограниченные возможности для самообразования из-за удаленности и неразвитости транспорта. В большинстве школ – устаревшая материально-техническая база и отсутствие современных коммуникаций.

– В то же время сельская школа сегодня является единственным интеллектуально-культурным центром села, – считает предсетатель Комитета по образованию и науке администрации Нижневартовского района Любовь Ковешникова. – Анализ сильных и слабых сторон сельских школ лег в основу концепции модернизации системы образования в нашей территории до 2010 года. При этом учтены географические, демографические, национальные, социально-экономические особенности района.

Проведение любой реформы, на наш взгляд, не должно быть бездушным исполнением циркуляра, особенно когда речь идет о будущем подрастающего поколения. Реструктуризация не является самоцелью по закрытию сельских школ, она должна осуществляться за счет структурно-содержательной модернизации их деятельности, самоопределения, внедрения дистанционных форм и средств обучения на основе информатизации. Преобразование школ предполагает более эффективное использование технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов образования на основе их концентрации и кооперации.

Транспортная схема, географические особенности региона не позволяют реализовать идею создания сети базовых сельских школ с ежедневным подвозом детей. Более эффективным и рациональным нам видится создание комплексов, объединяющих различные образовательные учреждения, в том числе дополнительного, а также объекты социальной сферы, расположенные в сельской местности. Кроме этого, вполне может быть реализована и система дистанционного обучения в школах отдаленных поселков и сел. Преобразование малочисленных школ начального звена в учреждения основного и среднего образования несомненно будет способствовать повышению качества образования. А при условии организации на их базе 5-6-х классов поможет решить проблему критического периода, связанного с ранним отрывом ребенка от семьи. Вводимая нами форма семейного образования для детей коренных малочисленных народов Севера расширяет спектр образовательных услуг и решает проблему адаптации ребенка в школе.

Первые шаги по оптимизации сельских школ в Нижневартовском районе уже сделаны. За последние три года закрыты 4 начальные школы с контингентом учеников до 10 человек. Положительные результаты в одном из сел дало объединение основной школы с детским садом. Расширяется возможность координации деятельности двух учреждений, уменьшаются расходы на содержание аппарата управления и бухгалтерии, обеспечивается преемственность образовательных и воспитательных программ разных уровней. Есть возможность избежать перегрузки дошколят, решить проблему кадров. Сельская школа не всегда имеет возможность для организации дополнительных услуг и успешной социализации школьника. В данном случае компенсаторные функции могут выполнять учреждения дополнительного образования, и в некоторых поселках средние школы сливаются с ними. На базе отдельных образовательных учреждений района открыты филиалы детских спортивных школ, детских школ искусств. Результаты такого сотрудничества говорят о целесообразности появления на селе социокультурных комплексов. Такие проекты в районе уже разрабатываются. Примером может служить проект комплекса в деревне Вата, который будет построен в ближайшее время. Он объединит под одной крышей детский сад, школу, краеведческий музей, библиотеку. В состав социально-культурного комплекса в селе Зайцева Речка войдут детский сад и сельский клуб.

Показателями эффективности таких объектов, по мнению Ковешниковой, станет возможность использования материально-технической базы различных ведомств в учебно-воспитательном процессе, широкого выбора занятий по интересам и профессиональной ориентации школьников, расширения форм предпрофильной и профильной подготовки. Малочисленность старшей ступени сельской школы порождает организационно-педагогическую проблему – здесь практически невозможно организовать полноценные профили.

Разработка моделей дистанционного обучения станет эффективным средством повышения качества образования в профильной школе. Для этого в районе ведется работа по созданию локальной образовательной сети с базой в одной из школ. Яганьская средняя школа включается в федеральный эксперимент по внедрению информационных технологий, в этом году будут опробованы электронные учебники.

Но есть и проблемы. Одна из них – нехватка на селе высококвалифицированных педагогических кадров. Повышение квалификации сельских учителей становится проблематичным из-за отдаленности школ и дороговизны проезда. Кроме этого, сельскому учителю необходимо совершенствование, дающее такие знания, как преподавание интегрированных курсов, работа в малокомплектных школах, технология работы в малых разновозрастных группах. Дистанционные формы повышения квалификации для сельских учителей – это задача будущего. Проблемы компьютеризации и укрепления материально-технической базы без помощи извне не способна решить ни одна сельская школа.

Нижневартовск – Нижневартовский район

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте