Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Образовательные технологии

Конь в лабиринте

Развитие когнитивных способностей младших школьников
Учительская газета, №29 от 20 июля 2021. Читать номер
Автор:

В настоящее время в педагогической практике широко распространен термин «личностно ориентированное обучение». Но если в классе двадцать человек, то это значит, что педагог обучает двадцать личностей. И к каждой личности нужен свой подход. Практически это невозможно. В лучшем случае педагог будет объединять школьников в группы по нескольку человек. Но по каким признакам классифицировать личности младших школьников? Какие качества превалируют в определении личности? Как определить педагогический подход к личности? Можно ли качественные оценки личностных характеристик преобразовать в количественные и на их основе сформулировать рекомендации по личностно ориентированному методу обучения младших школьников?

С психологической точки зрения методика креативного образования базируется на трех основных качествах личности: характер, темперамент и когнитивные способности. Но если первые два компонента личности в процессе креативного образования младших школьников практически не изменяются и служат лишь для определения типа их личности, то последний из перечисленных является предметом развития в процессе креативного образования.

Начиная примерно с 1997 года автором проводились поиски ответов на эти вопросы. В результате серии педагогических экспериментов, проведенных в процессе креативного образования младших школьников в различных общеобразовательных школах Москвы, были выработаны и апробированы критерии, по которым проводилось определение личности младших школьников. Личности младших школьников подразделялись на четыре группы по признакам превалирующего темперамента, после чего обучение проводилось по методике, соответствующей типу темперамента ребенка.

Развивающий компонент креативного образования состоит из комплекса примеров, упражнений и задач, который содержит не только тесты, но и тренажеры, предназначенные для развития и определения уровня развития творческих способностей младших школьников.

Краеугольным камнем развивающего компонента креативного образования является регулярный мониторинг становления, воспитания и развития личности младшего школьника. Технология проведения такого мониторинга подробно рассмотрена в пособии для педагогов «Азбука креативного шахматного образования младших школьников».

Развитие творческих способностей младших школьников проводится в основном на шахматном материале, в частности, на различных позициях с вопросом: «Какой был ход белыми (черными), в результате которого получилась данная позиция?»

Примечание

Основные правила шахматной игры и правила передвижения фигур представлены в облаке по адресу disk.yandex.ru/i/Z-oJxNJs97mIpw для ознакомления.

В начале обучения школьники показывают поля и фигуру, позже – называют фигуру и предполагаемое «поле отправления» относительно заданного. После изучения нотации называются поля по их обозначениям.

Для иллюстрации сказанного рассмотрим приведенную на рисунке 1 заключительную позицию одной из модификаций известной партии «Детский мат», которая, как мы надеемся, известна многим. Напомним тем не менее, что в партии белые сделали всего четыре хода.

Во-первых, надо определить, какой именно ход был последним в этой партии.

Несложный анализ позиции показывает, что последним ходом в партии был ход ферзя на поле f7, которым белые объявили шах и мат черному королю.


Рис. 1. Пример 1. Заключительная позиция в партии «Детский мат»

Заключительный ход ферзя – взятие пешки на поле f7 с объявлением шаха и мата королю черных может быть выполнен с восьми полей: d5, e6, f3, f4, f5, f6, g6 и h5. Возможное поле d5 исключается из рассмотрения, так как путь ферзя на него достаточно долог, и за три хода, которые выполняются в партии, ферзь не успеет перей­ти на это поле.

Предполагаемые «поля отправления» ферзя с полей по шестой горизонтали невозможны, так как пешки черных, стоящие в начальных позициях и контролирующие эти поля, могли побить ферзя до его перехода на поле f7.

Естественно, что вам надо указать все перечисленные поля и объяснить (при необходимости после наводящего вопроса), почему ферзь не мог находиться на поле f4.

Из названных ранее полей остаются три: f3, f5 и g5. Но поле f5 выпадает из рассмотрения по той же причине, что и поле d5. Таким образом, остаются лишь два поля – f3 и g5.

Вот такой простой пример пробуждает у младших школьников интерес к творческой деятельности, к анализу ситуации.
В творчестве, к какому бы направлению оно ни относилось, большую роль играет пространственное воображение. Поэтому в методике креативного образования младших школьников отводится много места и придается большое значение упражнениям с лабиринтами. Как мы полагаем, многим читателям известны подобные задачи, в большинстве своем они рассчитаны на развитие пространственного воображения. Мы ознакомим вас с еще одной авторской разработкой, базой для которой послужили общеизвестные лабиринты. Особо отметим, что в некоторых случаях нам пришлось изменить стандартные размеры шахматной доски (8х8). Но, надеемся, это никак не отразилось на содержании упражнений.

Примечание

Мы пользуемся следующими определениями:
Пример – частный случай, применяемый для объяснения общего.

Упражнение – повторное (неоднократное) выполнение какого-либо действия для его запоминания и усвоения.

Задача – проблемная ситуация с определенно заданной целью, которую необходимо решить. Встречаются задачи, имеющие не одно, а несколько решений.

На рисунке 2 изображен лабиринт на шахматную тему. Он настолько запутан, что не сразу разберешься, как пешка может добраться до последней горизонтали и превратиться в ферзя. Но это возможно. Так как мы сейчас не играем в шахматы, то пешке можно ходить не по шахматным правилам. И мы разрешим пешке ходить в любую сторону: вперед, назад, влево и вправо. Так и получится, что пешка может дойти до поля с ферзем.

И вы поможете пешке, если нарисуете для нее путь от начала до конца. Сначала внимательно рассмотрите лабиринт, подумайте, определите примерный маршрут. И только потом начинайте рисовать путь пешки. Рисуйте карандашом. Тогда вам, если ошибетесь и попадете в тупик, можно будет резинкой стереть линию, по которой вы попали в тупик.

Рис. 2. Упражнение 1. Белая пешка превращается в ферзя

Посмотрите на рисунок 3. Лабиринт, изображенный на нем, очень похож на тот, что представлен на предыдущем рисунке. Только задание другое: здесь черная пешка должна пройти через весь лабиринт и превратиться в черного ферзя. Задание непростое, но выполнимое. И вы с ним справитесь. Черная пешка – также в нарушение шахматных правил передвижения – имеет право передвигаться не только по вертикали (вперед или назад), но и по горизонтали (влево или вправо).


Рис. 3. Упражнение 2. Черная пешка превращается в ферзя

Рассмотрим лабиринт на рисунке 4.


Рис. 4. Упражнение 3. Белый король идет в гости к белому ферзю

Надо помочь королю пройти в гости к ферзю. Эта задача простая. Правда, нам надо быть внимательными, мы должны, прежде чем рисовать путь короля по этому лабиринту, проделать весь путь в уме. Если не получится, огорчаться не следует. У нас есть еще лабиринты.

На рисунке 5 изображен лабиринт с черным ферзем в центре. Черный король должен дойти до черного ферзя. Поможем ему!


Рис. 5. Упражнение 4. Черный король идет в гости к черному ферзю

На рисунке 6 изображен лабиринт, в глубине которого спрятался белый король. У входа в лабиринт стоит в задумчивости черный конь, который очень хочет объявить шах белому королю, но сделать этого он не может, так как стенки лабиринта не позволяют коню делать ходы по шахматным правилам. Помогите черному коню, покажите ему путь до белого короля по лабиринту. С вашей помощью он сможет передвигаться по лабиринту не по шахматным правилам.


Рис. 6. Упражнение 5. Черный конь объявляет шах белому королю


Рис. 7. Упражнение 6. Черный слон объявляет шах белому королю

На рисунке 7 изображен лабиринт, очень похожий на тот, что представлен на рисунке 6. В глубине лабиринта спрятался белый король. У входа в лабиринт стоит в задумчивости черный слон, который очень хочет объявить шах белому королю, но сделать этого он не может, так как стенки лабиринта не позволяют слону делать ходы по шахматным правилам. Помогите черному слону, покажите ему путь до белого короля по лабиринту. С вашей помощью он сможет передвигаться по лабиринту не по шахматным правилам.

Виталий ПОЛОУДИН, сотрудник Научно-методического центра креативного шахматного образования младших школьников, кандидат педагогических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту