search
main
0

Кому выгодны реформы?

У Трескинской школы, что в Тамбовской области, богатая история. Открылась она 140 лет назад. В уникальном музее хранится память обо всех важнейших событиях и школьной жизни, и жизни села. Душа замирает от тревожной мысли, какое будущее уготовано этой сельской школе. Дорога она мне не только потому, что я училась в ней, беспокоит вообще судьба многих таких невеличек. До перестройки наша школа была одной из крупных средних школ в Инжавинском районе. Ныне она филиал Караваинской средней.

Новых веяний в последнее время немало – ЕГЭ, подушевое финансирование. Теперь вот проект «Наша новая школа». Меня очень настораживает, что согласно ему учителями смогут быть «все желающие без педагогической подготовки». Директоров заменят опытные менеджеры…

Я понимаю, что кризис выгнал на улицу работников торговли и банковской сферы. Может, они и умеют искать спонсоров, находить деньги, но как быть со знанием педагогики детской души? Прослушали месячные курсы – и довольно, идите в школу.

За последнее время немало новых проектов придумано наверху. Взять программу «Молоко детям» или «Школьное питание». Что они дали сельским школам? Молоко дети пьют дома, если есть корова, а питаются тем, что вырастят, правда, чай с булочкой обеспечивают им за счет районного бюджета. И с подвозом детей в школы проблем немало. Дорогое горючее, не хватает обученных водителей, техосмотр в области занимает 3-4 дня… Не от хорошей жизни стали открывать при школах интернаты, или, как в Тамбовской области их называют, «гостиницы». Но чтобы содержать их, требуется немало средств, ведь нужны не только здание и оборудование, но и кадры. Дети-то будут жить в них круглые сутки.

Значит, их нужно кормить, лечить, заниматься с ними в свободное время. Наконец, нужны спортинвентарь, оборудование пожарной сигнализации… И кто будет воспитывать детей, оторванных от семьи? Опять те, с улицы?

Вот и получился замкнутый круг. Закрыли школы – сэкономили средства, а на поверку их нужно еще больше. Но самое главное – качественнее обучение сельских ребят пока не становится. Коллективы ударились в борьбу за показатели, составляют программы для профильного и предпрофильного обучения. Учителя отвлекаются от элементарного процесса обучения, делая упор на дополнительное образование (не дав толком основного). К экзаменам детей готовят по брошюрам с рынка.

На мой взгляд, совсем скоро (через одно поколение) мы получим уже не поколение «пепси», те находились еще под влиянием пап и мам, которых в школе учили, что такое Родина, они знали историю страны. А мы вскоре получим поколение «с отшибленной памятью», которое никогда не найдет дорогу домой, потому что забыло ее, живя с малых лет в интернатах с красивым названием «гостиница».

Сейчас становится модным сокращать часы «коммерчески невыгодных» дисциплин: литературы, биологии, истории.

Кто же тогда будет воспитывать у детей уважение к минувшему? Мы что, своего прошлого стыдимся? А почему я не должна гордиться тем, что принадлежу к великой русской нации, давшей миру Пушкина, Суворова, Некрасова, Ушакова, Толстого, Жукова… Можно долго перечислять, чем мы вправе и должны гордиться. У нас такая история – дух захватывает!

Путешествуя по странам мира, я обратила особое внимание на французов. Они своих гидов вымуштровали так, что любая экскурсия по городу звучит как литературно-историческая энциклопедия. Если в доме не жил Мопассан, то значит, здесь гуляли герои Дюма. А на пустом месте или была Бастилия, или Дали познакомился со своей женой. На третий день мы уже привыкли к рассказам гида:

– Посмотрите налево… На этой опушке Булонского леса до 1815 года шумели трехсотлетние дубы. Они были вырублены русскими казаками, которые их и сожгли… Какая потеря для Франции… (Гид – эмигрантка в третьем поколении.)

В нашей группе русских раздались недоуменные голоса: «Что они там сожгли? Три дуба и кустик? А Кремль наш кто грабил?»

«Москву вообще заново строить пришлось!» – дружно продолжили тему другие туристы.

Переводчица замолчала, правда, ненадолго. Мне подумалось, что хорошо умеют воспитывать патриотов во Франции, да и не только в ней. В нашей группе возникли вопросы, потому что в ней были люди старшего поколения, которые в школе изучали «Войну и мир». Да и историю им преподавали не в усеченном виде.

По свидетельству премьер-министра нашего правительства, большая часть суммы, выделенная на содержание учебных заведений, осела в региональных, муниципальных органах власти.

Так кому выгодны реформы? Учителям, детям или чиновникам?

Раиса ПАВЛОВА, учитель высшей категории, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте