search
main
0

Кому в США жить хорошо?

Отправляясь в поездку в США, я как человек, выросший и воспитанный в советской системе, получивший образование в период противостояния в рамках «холодной войны», сравнивая наши страны, невольно стремилась найти преимущества, уж если не в уровне жизни, так в нашей системе образования. Тем более что это была не туристическая поездка, когда ты наблюдаешь жизнь страны из окна автобуса или знакомишься с историей с помощью экскурсионной программы. Организаторы программы «Мозаика граждановедения» предоставили нам возможность жить в семьях американских коллег – учителей, посещать школы, проводить занятия, общаться с различными людьми: от советника президента США по вопросам России до учеников школы для проблемных подростков. Наше общение было организовано с помощью аспирантов славянского факультета одного из старейших американских университетов – штата Огайо. Декан факультета Daniel Collins с большим удовольствием рассказал нам также о системе высшего образования в США и возможностях университета. Встречи, знакомства, общение, работа – и всюду доброжелательное отношение, желание помочь, заинтересованность и улыбки.

Американцы удивительный народ. Они раскованны, самодостаточны, не стесняются в проявлении своих эмоций. Свободное поведение школьников первоначально вызывает ощущение беспорядка в классе, но затем понимаешь, что это наш способ видения мира, а соответственно и порядка в школе. Оказалось, для того чтобы понять, что происходит в американской школе, нужно научиться наблюдать за собой, отказаться от определенных негативных стереотипов восприятия.

На брифинге в Нью-Йорке руководитель программы с американской стороны Стивен Шехтер обратил наше внимание на то, что в процессе сотрудничества прежде всего возникает определенная проблема, связанная с культурой. Культура – вторая природа, которую человек приобретает после рождения и не замечает, пока находится в традиционной среде. Культура – это способ видения мира и установление тех или иных приоритетов, определение ценностей. Поэтому многое в американской школе может удивлять только потому, что это не соответствует нашим нормам, традициям. Попытка российских коллег сделать замечание старшекласснику, который, свободно развалившись за партой с конфетой «Чупа-Чупс» во рту задает нам вопрос по России, вызывает его недоумение и непонимание. Действительно, так ли важна форма, может, гораздо важнее его заинтересованность и желание узнать о жизни его сверстников в России.

Да, мы разные. У нас совершенно разные системы образования и воспитания. Американская школа предоставляет ребенку возможность выбора с раннего возраста. При этом выбор осуществляется в рамках определенных правил, законов. Это не хаос, не беспорядок, как может показаться на первый взгляд, а хорошо регламентированная система. Прагматизм и рационализм прослеживаются во всем, начиная с учебной нагрузки, заканчивая содержанием образования. Ничего лишнего, зачем перегружать детей знаниями. В этом есть своя логика: зачем изучать все понемногу, если можно взять одну проблему и изучать ее глубоко, всесторонне. Преподаватели гуманитарного цикла до сих пор активно используют кадоскопы (от которых мы давно уже отказались), выводя на экран по одному – два положения разбираемого на уроке материала. И обсуждают, обсуждают…

При этом у нас много общего. Было бы несправедливо рассуждать о том, что все американские школьники заинтересованы в учебе и «успешно овладевают знаниями». Так же как и в России, здесь разные дети, разные школы. Контингент учащихся в центре (проживают американцы низшего среднего класса, иммигранты и т.п.) значительно отличается от контингента школ, расположенных на окраине города, где живут американцы среднего и высшего классов. Финансирование школы зависит от численности учеников, а также от статуса.

И еще одна особенность – американцы не стесняются говорить о своих трудностях и недостатках. Для них важно показать, что они работают над их решением. Я не думаю, что российские коллеги решились бы пригласить американцев в наши спецшколы для трудных подростков. У американцев «No problem!». Мы с большим интересом посетили учебное заведение, где обучаются дети, имеющие проблемы с законом (алкоголь, наркотики, различные правонарушения). Здесь хорошие условия, своя система и методика обучения, квалифицированные преподаватели. Необычно было проводить занятия с американскими подростками в присутствии двух внушительных охранниц.

Любую американскую школу можно узнать издалека. Рядом с ней, как правило, располагается огромный спортивный стадион с многочисленными трибунами. Пропаганда здорового образа жизни – основа американского образования. Поэтому, как говорит один известный российский эстрадный сатирик: «Их дети в гробу лучше выглядят, чем наши после сдачи экзаменов».

Наш соотечественник, которого мы встретили в обычной американской школе West High School, совершенно искренне признался, что ему здесь легко учиться. По-видимому, знания американских школьников не столь обширные, но, возможно, глубокие…

Вопросы колонизации европейцами Америки, Африки и Азии в курсе всемирной истории изучаются в течение двух недель ежедневно, педантично и не спеша. Кстати, в американской историографии понятие «империализм» означает стремление сильной нации доминировать на определенной территории в политической, экономической и социальной сферах. Этот факт позволяет нам в рамках программы «Мозаика граждановедения» использовать сравнительные подходы не только в отношении истории наших стран, но и анализировать понятийный аппарат, определяя сходство и различия. Таким образом, американская система создает достаточно комфортные, я бы сказала, тепличные условия для получения образования в атмосфере свободного выбора.

Отдельная тема – преподаватели американских школ. Первое, что бросается в глаза, – это квалифицированный многочисленный коллектив учителей, большинство из которых составляют мужчины. Этот факт сам по себе свидетельствует о высоком социальном престиже этой профессии в США. В процессе общения обращаешь внимание на то, что американские коллеги спокойны, уверены в своем завтрашнем дне и готовы к сотрудничеству. Особенно запомнился урок по предмету Government в Worthington Kilbourne High School по теме: «Федерализм». Это было настоящее шоу. Такой экспрессии, артистизму и мастерству учителя можно только по-хорошему позавидовать. Так же как и в российских школах, каждый педагог – личность, его профессионализм, личные качества, темперамент и обаяние составляют основу успеха на уроке.

Но несмотря ни на что нам необходимо сотрудничество, нам нужно учиться, а не копировать, и, анализируя, создавать свое, сохраняя традиции российской педагогики.

В.ГЛЕБОВА, учитель истории, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте