search
main
0

Кому «ткать железо». Для технологического прорыва в производстве нужны в первую очередь кадры

Когда говорят: очень важно правильно поставить руку, каждому понятно, что речь идет о начинающих музыкантах. Но ту же самую фразу я неожиданно для себя услышала в Вятском электромашиностроительном техникуме, где в основном готовят станочников и других специалистов для промышленного производства. И как потом оказалось, говорили вовсе не о скрипачах и пианистах, а о сварщиках. Работа у них особо ответственная, здесь не только нужна хорошо поставленная рука, но и светлая, мыслящая голова, ведь работать приходится на плазменных станках и станках с числовым управлением.

В техникуме подростки овладевают настоящим мастерством сварочного дела. Принимающие их на предприятия работодатели с удовлетворением отмечают их высокое мастерство: швы у них получаются узкие и глубокие, отвечают всем требованиям герметичности, порой даже крепче сваренного материала. Это своего рода вышивка гладью на металле. Металлические конструкции бывают разные, и потому используются разные методики сварки. В техникуме будущему специалисту действительно ставят руку, чтобы при работе она не дрогнула, не «оступилась». И хотя зарплата у квалифицированных специалистов 40-45 тыс. рублей, все равно их не хватает катастрофически, поскольку специальность не считается престижной.У техникума в нынешнем году будет небольшой юбилей. Прошло пять лет, с тех пор как были объединены кировский профессиональный лицей №2, Вятский профессиональный лицей и профтехучилище №4. До сих пор во многих регионах спорят, ломают шпаги: объединение нескольких учебных заведений – это хорошо или плохо? Директор Вятского электромашиностроительного техникума Маргарита Казакова считает, что это благое дело. По ее мнению, в этом случае выиграли все – и преподаватели, и студенты, и предприятия. Укрепилась материально-техническая база, остались лучшие преподаватели и мастера производственного обучения, быстрее начала развиваться сама система профессионального образования. Расширились внешние связи. Стало больше конкурсов, олимпиад, фестивалей, где ребята и преподаватели с успехом демонстрируют свое мастерство. В 2014 году студенты техникума победили в конкурсе профессионального мастерства «Профессия станочник», в этом году заняли призовые места на конкурсе электромонтеров.Все профессии, которым обучали до объединения, сохранились, все востребованы. Это четыре направления: сварщики (электросварочные и газосварочные работы), электромонтеры, слесари по контрольно-измерительным приборам и автоматике, наладчики станков и оборудования в механообработке. Сейчас в техникуме 611 студентов. Появилось заочное отделение. В этом году был первый выпуск.Социальными партнерами стали крупнейшие предприятия города и области: Кировский машзавод имени Первого мая, электромашиностроительный завод ЛЕПСЕ, одно из крупнейших предприятий по производству авиационного электрооборудования, Кировский шинный завод, кировский завод «Маяк» и предприятия малого и среднего бизнеса.Главный выигрыш от объединения – на выделенные из областного бюджета деньги в прошлом году был создан многофункциональный ресурсный центр по профилю «металлообработка» . Он позволяет решать важную задачу – готовить рабочих по профессиям, которые востребованы на рынке труда. Студенты занимаются по программам, согласованным с работодателями, и практику проходят в соответствии со своей программой. На промежуточных экзаменах создается комиссия, в которую входят представители предприятия. Лучших заводских технологов привлекают к преподаванию в техникуме.Потенциал ресурсного центра позволяет не только обучать студентов, но и повышать квалификацию рабочим с производства. Это и переподготовка, и получение второй, смежной профессии. После переподготовки устраивается квалификационный экзамен, на который обязательно приглашают представителя работодателя. Кстати, здесь проходят переподготовку не только рабочие, но и инженеры, окончившие вуз несколько лет назад. Они изучают новейшее оборудование, которое только начинает поступать на производство.Центр используется также и родственными учебными заведениями для подготовки их студентов. К примеру, на базе техникума проходят практику студенты техникума молочной промышленности, Вятско-Полянского техникума и даже студенты Вятского государственного университета. Решаются такие задачи: подготовка кадров для перехода на новую должность, освоения нового оборудования, смежных профессий. Так обеспечивается трудовая мобильность населения. Благодаря этому центру техникум зарабатывает дополнительные средства.С первого же дня после объединения коллектив преподавателей и мастеров поставил перед собой стратегическую задачу – готовить рабочих и специалистов только высшего класса. Все выпускники техникума – желанные для местных предприятий, за ними выстраивается очередь из работодателей. И нет среди бывших студентов ни одного безработного. Готовят не только из вчерашних школьников – здесь стремятся привлекать и взрослых рабочих, оставшихся по каким-либо причинам без места. В этом техникуме можно усовершенствоваться в профессии, переквалифицироваться, освоить новые рабочие специальности и стать снова востребованным на сегодняшнем рынке труда. Многим это удается.Как и во всех технологических училищах страны, здесь тоже трудно решается проблема с набором первокурсников. Подушевое финансирование школ привело к тому, что их руководители и учителя теперь не хотят отдавать колледжам и техникумам даже выпускников девятого класса, не склонных к дальнейшей учебе и готовых освоить рабочую специальность.- Я уверена, – говорит Маргарита Казакова, – что в любом случае долг школьных педагогов – помочь ребенку в дальнейшем реализовать себя: ознакомить их с популярными профессиями и понять, к чему он сам имеет склонность и что ему нравится.Однако школы профориентацией озабочены очень мало. Вот техникум и взял эту задачу на себя.- Мы забрали у них предмет «Технология», который в школе ведется слабо, – рассказывает Маргарита Юрьевна, – и теперь 160 мальчиков один раз в неделю на четыре часа приходят к нам и занимаются по программе, согласованной со школой и в соответствии со стандартом. Программа называется «Школа – техникум – завод». Она закреплена трехсторонним договором. Это не только экскурсии на предприятия, знакомство с разными профессиями. В ресурсном центре благодаря лучшим мастерам производственного обучения у подростков загораются глаза, они начинают понимать суть профессии рабочего, ее творческое начало. Умелый рабочий получает власть над металлом и может сделать из него что угодно, даже «вышивать по металлу», или, по выражению поэта, «ткать железо». Им это интересно, возникает желание учиться этому.В течение двух лет ученики 7-9-х классов двух школ – №2 и №10 – проходят не только теорию, но и практику – выпускают готовую продукцию: скажем, садовый инвентарь для детского сада. А кроме увлекательного для них дела старшеклассники видят, как интересно живут студенты. Здесь и после учебы есть где приложить избыток энергии и сил. Один из этажей учебного корпуса весь разрисован граффити (в школе им этого не позволяют). Студенты соревнуются в конкурсах «Лучшая группа года» и «Самая спортивная группа года». Они и после занятий живут насыщенной, интересной жизнью, не только поют, танцуют, ставят спектакли, участвуют в игре «Дневной дозор», но и много путешествуют по другим городам. Недавно поехали на экскурсию в Казань.Передовая материально-техническая база техникума складывается обдуманно, целенаправленно – приобретается только то, что необходимо для обучения современным востребованным профессиям, что работает на уровень подготовки студентов, а значит, и на престиж самого техникума. Прежде чем что-то приобрести, преподаватели-мастера тщательно изучают рынок, чтобы знать, что он может предоставить, изучают востребованность рабочих, специалистов, перспективу развития предприятий. Пять лет назад техникум приобрел станки для подготовки наладчиков – и попал в яблочко: вскоре заводы стали перевооружаться, устанавливать новейшее оборудование и им потребовались кадры.- Мы стараемся, чтобы оснащение нашей базы было даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Сейчас наши предприятия переходят на станки с программным управлением, а мы давно их имеем и готовим таких специалистов. Это позволяет нам постоянно быть на плаву и впереди других. В образовании это особенно важно. Как это делается в Японии, других странах? Сначала новейшее оборудование ставят в учебных центрах, и только потом оно закупается для предприятий.Сегодня техникум заключает целевые договоры с предприятиями. Что это значит? Они сами отбирают студентов, которых потом возьмут к себе на работу. Этот договор предусматривает не только практику на предприятии, но и школу наставничества, и выпускник приходит в трудовой коллектив уже не новичком.Педагогический коллектив ставит перед собой новую, более амбициозную задачу – готовить кадры на уровне мировых стандартов. Ведь от того, кто встанет за ультрасовременные станки, зависит будущее страны.Педагоги с гордостью говорили о том, что их воспитанники не только востребованы на городских предприятиях, но и охотно идут в армию, где достойно служат, о чем они сами пишут в письмах и их командиры в благодарственных письмах. Правда, тут возникает одна проблема. Ее мне называли во многих технических колледжах, лицеях и техникумах. Ребят почти сразу после выпуска забирают в армию. Они еще не успели освоиться на предприятии, прижиться, закрепиться, почувствовать себя нужными специалистами, и тут наступает пауза длиною в год. И потому нередко молодые люди не возвращаются на завод, а выбирают другую работу, скажем, становятся охранниками. Хотя и нередко через два, три года устраиваются на производство. Эта проблема отчасти решается: по недавно принятому постановлению призывники могут выбирать альтернативную службу – работу на оборонном предприятии.Кировская область обладает мощным промышленным потенциалом, сложившимся еще в советские годы. Здесь ставится задача выйти на новый технологический уровень: промышленные предприятия технически перевооружаются, чтобы производить продукцию по мировым стандартам, быть конкурентоспособными. Но для этого нужны не только самые современные станки, оборудование и технологии, но в первую очередь кадры – специалисты и рабочие, которые будут способны управлять современной техникой, вести высокотехнологическое производство, в конечном счете обеспечивать экономический рост и стабильность промышленного региона.Пятилетие зрелости    Вятский электромашиностроительный техникум существует 5 лет. Он образован в результате объединения трех училищ. В его состав вошли кировский профессиональный лицей №2, Вятский профессиональный лицей и профтехучилище №4.    Социальными партнерами стали: Кировский машзавод имени Первого мая, электромашиностроительный завод ЛЕПСЕ, Кировский шинный завод, Кировский завод «Маяк», предприятия малого и среднего бизнеса.    Создан многофункциональный ресурсный центр по профилю «металлообработка», который готовит рабочих по профессиям, востребованным на рынке труда.    Вятский техникум забрал себе школьный предмет «Технология». 160 мальчиков занимаются по программе, согласованной со школой и соответствующей стандарту. Программа называется «Школа – техникум – завод».    Сейчас в техникуме учатся более 600 студентов. Появилось заочное отделение, в этом году был первый выпуск.Киров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте