Проблема оценки качества – один из наиболее актуальных и дискуссионных вопросов модернизации системы образования. С 2009 года в столице действует городская экспериментальная площадка «Формирование модели оценки качества общего образования в Москве».
Успешность реализации целей этого проекта во многом зависит от активности участников в создании, апробации и распространении собственных разработок, от степени открытости и верифицируемости результатов экспериментальной деятельности, в первую очередь на уровне образовательных учреждений. Одна из форм трансляции результатов работы участников эксперимента – представление опыта работы в профессиональной среде. Необходимость подготовки самого представления стимулирует более глубокий анализ деятельности учителя и учреждения, систематизацию наработанного в ходе эксперимента материала, отбор наиболее значимых результатов (в частности, удачных разработок). Демонстрация опыта работы дает возможность получить внешнюю оценку разработанных материалов представителей профессионального сообщества, заинтересованных в получении действительно качественных инструментов для улучшения результативности собственного труда. Большое значение для продолжения экспериментальной работы имеет также выявление степени заинтересованности разработками, мнений коллег о значимости результатов, о возможности использования и готовности применить на практике определенные аспекты представленного опыта работы. В качестве отправной точки можно предложить вариант организации обмена опытом экспериментальной работы на уровне коллективов образовательных учреждений – участников ГЭП. Подобный опыт уже есть, но необходимо актуализировать значение этой формы трансляции результатов экспериментальной деятельности учителей и педагогических коллективов в контексте реализации задач эксперимента.Школа с этнокультурным (русским) компонентом образования №998 с 2008 года участвует в разработке проблем, связанных с формированием модели оценки качества общего образования в Москве. Опыт экспериментальной работы учреждения по проблемам оптимизации качества усвоения практической части программы и формирования технологии преодоления неуспешности в освоении содержания образования получил отражение в педагогической печати, транслировался на городском уровне. Однако на этапе анализа и систематизации разработок по созданию модели мониторинга освоения предметного содержания образования наиболее эффективной формой трансляции предварительных результатов оказалось представление опыта работы в рамках встреч с коллективами образовательных учреждений, заинтересованных разрабатываемым направлением эксперимента. Участники были подобраны таким образом, что более 70% учителей были знакомы с определенными направлениями работы в данной области в рамках участия образовательного учреждения в ГЭП «Формирование модели оценки качества общего образования в Москве». Участники отметили, что знакомы с такими формами работы в рамках организации мониторинга формирования предметных знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся, как:- доработка тематического планирования с учетом элементов содержания и требований, предъявляемых к уровню подготовки учащихся, заложенных в стандартах и проверяемых, в частности, в рамках итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ;- использование электронных баз данных анализа контрольных работ;- особенности организации персонального контроля при организации внутришкольного контроля по итогам анализа результатов учебной четверти/триместра с использованием разработок Н.Б.Фоминой.Несмотря на осведомленность участников встречи о содержании эксперимента, около 80% аудитории не только выразили общую заинтересованность, но и смогли выделить в представленном опыте работы конкретные аспекты, которые показались наиболее интересными. Около половины коллег особый интерес проявили к опыту учителя по составлению рейтинга усвоения практической части программы (46%). Также были выделены особенности подхода к составлению КИМов для организации текущего контроля усвоения учащимися содержания учебного материала и уровня сформированности умений и навыков; приемы организации работы по преодолению неуспешности в освоении содержания образования.Естественно, коллеги обратили внимание и на значительный объем работы, необходимый для организации мониторинга усвоения учащимися предметных ЗУНов, а также интересовались сложностями, которые возникнут при работе в данном направлении. Более 90% участников встречи посчитали возможным использовать в собственной практике работы представленный материал, определили, с внедрения каких приемов продемонстрированного опыта работы они считают возможным начать выстраивание собственной работы по проблемному мониторингу формирования предметных ЗУНов в учащихся.Основной результат столь объемной работы для учителя – определенная система приемов повышения качества предметного обучения на основе анализа динамики усвоения практической части программы, что может впоследствии помочь в организации подобной работы на метапредметном уровне (в рамках формирования в том числе и ключевых компетенций).Ю.ГАВРИЛИНА, победитель конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО-2009, финалист профессионального конкурса «Учитель года Москвы-2010», учитель школы №998
Комментарии