search
main
0

Кому мешает классика,. или Манифест в защиту слова

Ученые-филологи, преподаватели средней школы и вузов озабочены нынешними реформами образования, в результате которых уровень знаний и нравственное состояние молодого поколения несравнимо снизились по отношению к состоянию выпускников царской и советской школы.

Не так давно в Институте мировой литературы им. А.М.Горького прошла XXV Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа» на тему «Россия в русской литературе: сказка и быль (проблемы изучения и преподавания)».Направление конференции задал в своем докладе главный научный сотрудник Института мировой литературы А.М.Горького РАН, профессор Всеволод Троицкий. «Современная школа, – сказал он, – по содержанию и уровню образования, по результатам воспитания (в целом!) не обеспечивает должных базовых системных знаний, культурных навыков и требуемого уровня образования, необходимых гражданам независимой державы… За четверть века квалифицированного и системного разрушения, осуществляемого через командные образовательные учреждения, мы потеряли литературу как научный предмет школьного изучения. В созданных «реформами» условиях почти невозможно научить главному – вчитываться в книги, верно и полноценно осознавать художественный мир произведения».Говоря о современных так называемых реформах, Всеволод Юрьевич процитировал слова академика РАО Юрия Григорьевича Круглова из его работы, опубликованной во 2-м выпуске трудов «Филология и школа» (2008 г.): «…Всяческими способами (и прежде всего финансами) поддерживаемые инновации, активно внедряемые в учебный процесс, уничтожают существующую уже два столетия плодотворную традицию в школе… Суть же этих «экспериментов» в российских условиях (может быть, о ней не догадываются сами экспериментаторы) – вытеснить из литературного образования основополагающую для школы классическую русскую литературу».Профессор Всеволод Троицкий объяснял, почему идет война против русской классической литературы: «В русской классике отражается характер народа: волевая духовная энергия его соборности, остро переживаемое чувство чести-совести, сострадания, милосердия, жертвенная готовность стоять за справедливость, неистребимая убежденность в окончательной победе правды и добра. Классика наследует национальные идеалы и традиции, она всегда «связана с почвой» и потому плодотворна.Участники конференции, разделяя позицию многочисленного педагогического сообщества, отстаивают и будут отстаивать необходимость полноценного преподавания литературы в школах и вузах. «Мы должны учить читать с разумением и восхищением истины», – заключил Всеволод Троицкий.Известный детский писатель Владислав Бахревский предложил участникам конференции создать общество по защите русской сказки. «Наш народ испокон веку объединяла сказка. Русская сказка – это правда о народе, открытая самим народом всему белому свету, это место под солнцем, какое определили для себя наши пращуры, это покаяние и мечта. В нашей сказке суть русского «я». Русские никогда не замыкались в самоизоляции», – сказал Владислав Бахревский. Писатель уверен, что сегодня необходимо издавать истинно художественные сказки такими тиражами, чтобы они доходили до каждой семьи, поскольку это книги нашей народной сути.Конференции в ИМЛИ стали творческой, профессиональной площадкой и неким оплотом для учителей и преподавателей. По итогам конференции был составлен Манифест в защиту русского слова, за возрождение филологической науки и достойное изучение отечественной словесности в системе российского образования. В нем, в частности, говорится о том, что достижения отечественного образования ныне утрачены нашей школой по причине очевидной некомпетентности, а также целенаправленной деструктивной деятельности иных «руководителей» в системе образования. Между тем время требует ответственного отношения к преподаванию словесности.Первоочередной задачей восстановления школьного образования участники конференции считают восстановление школьного образования: утверждение отечественного мировоззрения в современной школе России, а также возвращение в школу фундаментальных знаний в той мере, в какой они были присущи ей в период расцвета в XX веке. Все это имеет целью «вернуть в школу консолидирующую русскую культуру как феномен европейского и мирового масштаба.​Ирина УШАКОВА, член Союза писателей России, член правления Фонда им. М.Ю.ЛермонтоваК слову…Возмущение по поводу того, что школьный курс литературы «режут без ножа», исключая из него «неприкосновенных» классиков, стало в последние годы общим местом. Но так ли это на самом деле? Произведения каких авторов читали советские дети и не читают российские? Какие «духовные ценности» мы потеряли?В обязательную программу по литературе в советскую эпоху входило множество произведений о Ленине:  М.П.Прилежаева, «Жизнь Ленина», А.Т.Твардовский, «Ленин и печник», М.В.Исаковский, «Дума о Ленине». Кроме того, старшеклассники читали и конспектировали статьи самого вождя: «Партийная организация и партийная литература», а также «Памяти Герцена». С конца 1920-х годов учитель был обязан «организовать систематическое изучение трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина в целях более прочного и глубокого усвоения марксистско-ленинских принципов изучения художественных произведений». Среди канонических имен, обязательных к рассмотрению, значились также Александр Фадеев, Аркадий Гайдар, Александр Серафимович, Демьян Бедный, Филипп Шкулев, Николай Островский. При обзоре  советской литературы 1950-1980-х гг. особое внимание уделялось книге Леонида Ильича Брежнева «Целина». В начале 1990-х гг. исчезли из программы роман Максима Горького «Мать» и «Хождение по мукам» Алексея Толстого. Поэму Маяковского «Владимир Ильич Ленин» заменили его же «Облаком в штанах», «Поднятую целину» Шолохова – «Тихим Доном». «Что делать?» Чернышевского продолжают изучать в профильном курсе литературы. При этом в программу включены произведения табуированных в советское время поэтов и писателей Серебряного века Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Ивана Бунина, Осипа Мандельштама.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте