В школах города Омска идет подготовка к ЕГЭ. Выпускники и учителя заканчивают освоение программ, пробуют сдавать тесты, приближенные к единому госэкзамену. В пунктах подготовки кипит работа: оборудуют помещения, обучают сотрудников, сверяют базы данных…
1 марта выпускники сделали свой выбор. Предпочтения по большей части связаны с вступительными испытаниями для поступления в вузы. Анализ показывает, что с каждым годом все больше ребят, которые выбирают 3-4 экзамена, четко определившись с направлением профессионального образования. И все меньше становится выпускников, предпочитающих «полную корзину» из 7-8 экзаменов, – это те, которые не знают, что делать дальше. В списках на сдачу ЕГЭ-2012 Департамент образования Омска зарегистрировал около 6,5 тысячи человек. Среди них: выпускники дневных школ – 5735, вечерних – 362, частных учреждений – 259. Есть и выпускники прошлых лет, среди которых большинство – 259 человек – просто не сдавали ЕГЭ по разным обстоятельствам, и 87 ребят сдавали, но неудачно. Досрочно – в апреле-мае – вызвались выйти на единый экзамен 215 школьников. Причины разные: кто-то планирует лечиться, кто-то, наоборот, уезжает на спортивные мероприятия, другие и вовсе переезжают.
Самыми популярными экзаменами, как и в прошлые годы, остаются обществознание и физика. Елена Куприянова, начальник управления общего образования Департамента образования Омска, объясняет, что в городе много технических вузов, где физика – профильный экзамен. А вот обществознание часто выбирают, потому что он кажется легким. Педагоги, впрочем, с этим не согласны. Денис Толкачев, учитель истории и обществознания школы № 73, уверен, что обществознание лидирует в списке экзаменов потому, что в моде по-прежнему гуманитарные специальности – юрист, менеджер, экономист, предполагающие знание этого предмета. Потому готовить детей к ЕГЭ он начинает с десятого класса. Это и тест-классы совместно с университетами, и работа по тестам на уроках, и участие в работе областного научного общества учащихся «Поиск».
Даже в лицеях – учреждениях с технической направленностью – половина выпускников собирается сдавать обществознание. Многие добавляют к нему английский язык. Ученик 11-го класса лицея № 137 Ярослав Гергерт выбрал сразу шесть предметов – он пока точно не решил, кем будет: специалистом по ИТ-технологиям, юристом или инженером.
В числе непопулярных предметов у омских выпускников – география, литература и иностранные языки. Вероятно, потому, что экзамены по этим предметам требуют немногие омские вузы. Как объясняют в Департаменте образования города, с 2009 года доля сдающих тот или иной экзамен практически не меняется. И уже никого не удивляет, что ежегодно находятся двое-трое ребят, выбирающие испанский язык.
Омские девятиклассники тоже выбирают, в какой форме сдавать физику и биологию – как обычно, по билетам, или тестом.
– Если ребенок все четыре экзамена захочет сдавать по билетам, это его право, – объясняет Елена Куприянова. – Хотя русский язык, алгебру, физику и биологию он может сдать и в форме теста. Тесты – с одной стороны хорошо, потому что готовят к ЕГЭ, но по устным ответам педагогам легче определить степень готовности ребенка.
По данным прошлых лет, тесты по русскому языку и алгебре писали примерно 40 процентов девятиклассников. Пройти тесты по физике и биологии решаются единицы, хотя специалисты департамента и предупреждают: если же кто-то не сможет сдать по тестам, два экзамена можно пересдать в традиционной форме – изложение, контрольная работа или по билетам.
Готовятся выпускники к государственной аттестации по-разному. Двум тысячам учеников из 30 школ Омска, участвующим в городском пилотном проекте «Сетевое профильное обучение», репетиторы не требуются. В эксперименте, начатом в 2007 году, внедряется распределенная модель сетевого профильного взаимодействия учреждений. Несколько школ и колледжей объединяют в один профиль обучения: на базе одного лучшие педагоги проводят занятия по своим предметам для учеников из соседних школ. Таким образом, учебные заведения обмениваются не только материально-техническими ресурсами, но и сильными педагогами, умеющими обучать на повышенном уровне и готовить к единому государственному экзамену. Впрочем, подготовка к ЕГЭ – скорее побочный эффект «сетей». Главной его задачей изначально ставились профессиональное самоопределение и возможность, обучаясь в школе, осваивать специальности в колледжах. Тем не менее за время реализации программы состоялось два выпуска, и все выпускники хорошо сдали единый госэкзамен. Причем почти 90 процентов ребят поступили в вузы, в основном на бюджетные места.
В селах, конечно, сложнее. Сеть там тоже работает, но пока только в девяти районах из 32. И не только в этом дело – в прошлом году, например, литковским одиннадцатиклассникам из Тарского района пришлось добираться до пункта сдачи ЕГЭ на тракторе – автобус не смог пробиться через непролазную грязь. Увы, местные власти не могут регулярно «входить в положение», заменяя школьные автобусы тягачами. В каждом районе, включая сетевые, организованы бесплатные подготовительные курсы, которые дают хорошую подготовку, но вынуждают пропускать учебу в школе – дорога отнимает и время, и силы. Зато радует, что большинство сельских педагогов считает своим долгом подготовку детей к экзамену, не требуя с земляков оплаты за дополнительные занятия.
– Это же мои дети, я их учу, мне и отвечать за них! – удивляется моему вопросу Александр Рахно, учитель истории и краеведения Петропавловской школы Муромцевского района.
Опросив десяток старшеклассников из разных школ, я выяснила, что меньше всего ЕГЭ боятся как раз «сетевики» – их оказалось четверо из города и сел. Трое полагаются на помощь репетиторов, еще трое – на себя и своих педагогов. Саша Бутько из Новоильиновской школы Полтавского района, например, занимается по тестам, а вопросы, в которых не уверена, разбирает вместе с учителями. В помощи никто не отказывает. Иван Шарун, ученик 11-го класса Кормиловского лицея, уже три года учится в заочной школе областного научного общества учащихся «Поиск» – преподаватели вузов общаются с детьми и на расстоянии, и на выездных сессиях, и через школьных учителей, для которых издают бесплатные методические пособия. Стоят такие курсы всего-то около тысячи рублей в год, в десятки раз дешевле коммерческих. Кроме того, освоив дистанционное обучение, Иван нынче записался в онлайн-школу подготовки к ЕГЭ «Учительской газеты». Занятия под руководством учителей года России лишними точно не будут.
От «Учительской газеты»
Напоминаем, что наша онлайн-школа подготовки к ЕГЭ, в которой сейчас завершается 2011-2012 учебный год, после летних каникул откроется снова. Сайт онлайн-школы http://school.ug.ru. Следите за объявлениями на сайте!
Фото с ресурса http://vnssr.my1.ru/news/2011-12-03
Комментарии