search
main
0

“Компьютерные рельсы” стоят дорого В Курганском госуниверситете с умом используют и новую, и устаревшую технику

Курганскому госуниверситету – всего 7 лет. Появился он в результате слияния двух курганских институтов, педагогического и машиностроительного. Естественно, что решение проблем становления и развития всех сторон деятельности университета, в том числе информатизации и компьютеризации, встало перед руководством университета во весь рост. Удалось ли их решить за это время? С таким вопросом я обратилась к Олегу Бухтоярову, профессору, доктору химических наук, члену-корреспонденту инженерных наук России, который прошлой весной стал ректором КГУ.

Скачок сделан довольно приличный. Судите сами, у нас имелось порядка 60-70 компьютеров, сосредоточенных в основном на выпускающих кафедрах. На сегодня их насчитывается 724. Элементарный подсчет показывает: в 10 раз вырос компьютерный парк. Это очень даже неплохо, учитывая неблагоприятную социально-экономическую ситуацию в нашем небогатом регионе.
Приобретали технику исключительно за счет внебюджетных средств, благодаря платным образовательным услугам. В прошлом году мы купили больше сотни компьютеров. Кроме того, наши ученые выигрывали гранты различных фондов и на них покупали необходимую технику.
Так что в университете постоянно идет процесс обновления. Старые машины мы не выбрасываем, используем как регистрирующие приборы при проведении лабораторных работ. Но для обучения студентов используются в основном новые машины.
– И какие проблемы теперь самые острые?
– Накопление электронной информации, создание образовательных, обучающих программ. При переводе документооборота на “компьютерные рельсы” столкнулись с тем, что подобные программы стоят отнюдь не дешево, а лишних денег, сами понимаете, нет.
Есть и кадровая проблема с программистами. Хотя мы их сами и готовим, но наша близость к северным территориям оказывает нам “медвежью услугу”. Наших спецов переманивают.
– Скажите, насколько доступен в вашем университете компьютер для преподавателя и для студента? Ведь согласитесь, на 6 тысяч студентов дневного обучения на 724 машины – далеко не роскошь…
– Конечно, можно рассуждать по принципу, чем больше, тем лучше. Но более важный момент – эффективное использование. Компьютеры есть на каждой кафедре, и находятся они в пользовании аспирантов и преподавателей. Я уверен в том, что если есть необходимость поработать над статьей, кандидатской диссертацией, то условия для этого есть.
Что касается студентов, то они проходят информатику на всех факультетах, приобретая знания пользователя. Для них выделено достаточно времени на аудиторные и на внеаудиторные занятия. На старших курсах, в зависимости от специальности, предусмотрено время для подготовки курсовых и дипломных работ.
– А как обстоит дело с выходом в интернет?
– Все учебные корпуса, а у нас их 9, подключены к интернету. Из факультетов не подключен только филологический. Однако работа в интернете затруднена тем, что скорость трафика довольно низкая, а цена за него высокая. Пожалуй, самая высокая в нашем Уральском федеральном округе. На интернет мы тратим по 1 миллиону в год…
Кстати, еще будучи проректором, я ставил вопрос о создании корпоративной компьютерной сети. И вот буквально на днях было принято такое решение. Предусмотрено выделение 1 миллиона рублей на оплату трафика, 1,5 миллиона – на приобретение сетевого оборудования в этом году и на развитие в следующем году от 1,5 до 2 миллионов рублей. На моей памяти в истории университета подобных затрат на технику не было.
Причем мы решили не экономить, а сделать значительные вложения, поэтому покупаем довольно мощное оборудование, на перспективу. Таким образом, мы создадим местную сеть, что позволит поднять на новый уровень работу с документами. Мы хотели бы также объединить все учебные заведения города для дистанционного довузовского обучения. Эти наши задумки поддержало Главное управление образования и предложило организовать сеть областных учебных заведений, что очень разумно. Согласитесь, что большинству сельских школьников недоступно посещение подготовительных курсов, а при новых условиях они могут получить дополнительные знания, не выходя из своей школы. Наши профессора к такой работе готовы.
С руководством управления образования мы уже договорились об открытии экспериментальных площадок в некоторых районах области. Переход на профильное обучение не за горами. Если мы ничего не будем предпринимать, то в “глубинке” школьники старших классов вряд ли смогут его получить.
– Сейчас не редкость, когда в вузах проводятся лекции с помощью аудиовизуальных, экранно-звуковых и других технических средств. Чем располагает Курганский госуниверситет?
– У нас 4 мультимедийных проектора, две специализированные аудитории для проведения подобных лекций, на подходе еще 2. Думаю, что через год современное техническое обеспечение будут иметь все факультеты. Замечу, что все закупленное новое оборудование активно используется.
– Как вы решаете проблемы по обслуживанию и ремонту компьютерной техники?
– У нас есть группа специалистов, которые занимаются ремонтом. Для разработок программ привлекаем своих преподавателей, студентов старших курсов.
– Создание областной сети тоже ляжет на ваши университетские плечи?
– Эту ношу, я думаю, мы поделим с областным бюджетом, ведь у Главного управления образования есть программа развития, в которой заложены средства из областного бюджета, в том числе на информатизацию и компьютеризацию. Ведутся переговоры с губернатором области Богомоловым, и, думаю, будет принято позитивное решение. Здесь у нас общие интересы – наша молодежь, ради которой, собственно, все и задумывается.

Валентина ШАЛАЙ
Курган

Вместо справки

Курганский государственный университет – самое крупное высшее учебное заведение Зауралья. В нем обучаются 11 тысяч студентов. Около 6 тысяч дневников, остальные – заочники. Штатных преподавателей 582 человека, 320 из них имеют ученые степени и звания, 62 – доктора наук, профессора. В КГУ 9 факультетов, 58 кафедр, обучение ведется по 14 направлениям, 43 специальностям.

Статфакт

В Курганской области кроме КГУ существует еще два государственных вуза – Курганская сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева и Шадринский педагогический институт.
В КСХА на сегодняшний день всего 250 компьютеров. Из них половина – это новые машины класса “Пентиум-2” и выше, остальные требуют обновления. Загруженность высокая. Вся имеющаяся техника приобретена на собственные внебюджетные средства, заработанные на предоставлении платных образовательных услуг. Ощущается острый недостаток компьютеров как для научно-исследовательских работ, так и для написания курсовых работ. В последние 2-3 года компьютеры не приобретались, так как значительные средства идут на подключение газа к котельной студенческого городка и жилых домов преподавателей академии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте