Можно ли на расстоянии от медицинской альма-матер подготовить классного хирурга? Этот вопрос вызывает большие сомнения, ведь для хирурга важна прежде всего практическая подготовка. Через монитор не протянешь руку со скальпелем и не исцелишь недуг, который требует оперативного вмешательства. А потому, вероятно, не выучишь даже по Всемирной сети высококачественного специалиста в области хирургии. Но ведь медицина как таковая – это великое множество самых разных специалистов. Неужели ни одного нельзя обучить дистанционно? На этот вопрос мы предложили ответить проректору Московской медицинской академии имени Сеченова Петру Францевичу ЛИТВИЦКОМУ.
– Мы все помним, как в конце прошлого столетия активно обсуждался вопрос о том, каким будет образование в будущем, в частности, медицинское. Тогда было сделано множество прогнозов, большая часть их оправдалась, еще большая – нет. Сегодня идет нарастающий процесс глобализации экономики, на этой базе, естественно, глобализируется образование, а потому начинается конкуренция региональных систем обучения. Уже появился термин, который нам придется осваивать, – образование в геообразовательных регионах. Таких регионов, условно говоря, можно выделить четыре: Европейский, Российский, Американский и Азиатский. Складывается впечатление, что история развития образовательных систем дает России шанс сыграть интегративную роль в объединении всего лучшего, что есть в европейском, американском и азиатском образовательных сообществах, вместе взятых. Мне кажется, что наиболее сильный интегративный компонент имеет в нашей стране именно медицинское образование. Не случайно, например, его представители не имеют никаких возражений против присоединения к Болонскому процессу: тут есть и многоуровневая система подготовки специалистов, и наличие тех же критериев объема обучения, и широкое внедрение, использование информационных технологий в обучении. Иными словами, есть все предпосылки для использования, причем широкого, дистанционных форм образования.
Быстрота более всего подходила и подходит для медицины, где темпы появления новых знаний, технологий, методологий и т.д. тоже чрезвычайно стремительны.
Министерство образования РФ проводило в течение 5 лет широкомасштабный эксперимент по использованию дистанционного образования. К сожалению, медицинские вузы в этом эксперименте не участвовали. Но выводы, сделанные в результате эксперимента, можно в полной мере отнести и к области медицинского образования. Традиционная форма обучения в сочетании с учебниками сохранится и в будущем. Но она составит лишь четверть от всех форм. Примерно четвертая часть – это обучение с помощью компьютерных технологий. Причем одну половину тут составляют технологии на материальных носителях (диски, электронные варианты учебников и т.д.), а другую – технологии электронного обмена информацией (например, через e-mail), которые называются разорванными сообщениями, ибо студент получает и читает информацию тогда, когда ему удобно, отправляет ее тогда, когда может и хочет, таким образом, есть разрыв в непосредственном общении преподавателя и студента. Открытая форма образования (через интернет) составляет 50 процентов – она дает возможность студенту работать непосредственно с преподавателем, участвовать в конференциях, получать ответы на свои вопросы в режиме реального времени.
Зная, как распределяются в процентном соотношении все формы дистанционного образования, мы можем подвести некоторые итоги этой работы, начатой российскими медицинскими вузами два с небольшим года назад. На базе Центральной научно-медицинской библиотеки ММА разработан сценарий перевода учебных материалов на электронные носители, составлена модель системы поиска в интернете медицинской информации в рамках международных стандартов, а также внедрена система, позволяющая по предварительному договору через сеть ЦНМБ обратиться в любую информационную сеть за нужной литературой. Мы можем гордиться тем, что выполнили пилотный проект и разработали электронную библиотеку по дисциплине «Биология». Это не электронный учебник, а именно библиотека, поскольку содержит множество учебников, огромное количество информации, которой можно пользоваться для глубокого изучения предмета. Причем были сделаны две версии: интернет-версия и версия на компакт-дисках. Почему мы начали с биологии? Потому что это ключевой предмет по любой медицинской специальности, с него все начинается в вузе.
Сегодня следующая задача – создать такую же электронную библиотеку еще по двум специальностям: «Фармацея» и «Сестринское дело». По ним до сих пор ведется подготовка на заочных отделениях.
Когда мы рассуждаем о проблемах дистанционного образования в медицинских вузах, нам задают разные вопросы, в основном связанные со спецификой преподавания. Дескать, такие сложные предметы, такая непростая специфика обучения и так далее. Нас же тут волнует больше всего то, как преподаватели вуза психологически воспримут процесс дистанционного обучения. Ведь все мы знаем, что в системе образования самые консервативные люди – это преподаватели. С одной стороны, в этом спасение системы в переломные времена, с другой – тормоз в движении к новациям. Мы провели анкетирование заведующих учебными частями кафедр в нашей академии и, к счастью, выяснили, что 74 процента опрошенных уже готовы к внедрению информационных технологий в процесс обучения. Они готовы и психологически, и практически, потому что прошли обучение и работают с компакт-дисками, электронной почтой, пользуются интернет-сетями. Это очень важный момент, потому что мы можем делать следующие шаги, приводя отдельные процессы в общую систему.
Год назад ректор ММА М. Пальцев обратился в Минобразование РФ с предложением использовать информационные технологии в обучении по специальностям. Сначала речь шла о том, чтобы это было в рамках одного вуза, но после консультаций с Минобразованием было решено подключить к этому процессу всю систему медицинских вузов. Это для нас очень важный момент. Во-первых, все это не нужно лицензировать, лицензирование и аккредитация касаются только тех вузов, которые полностью переходят на дистанционные методы обучения. Во-вторых, это дает возможность обмениваться информацией или пользоваться какими-то учебными материалами студентам разных медицинских вузов. 15 октября прошлого года мы открыли свой учебный сайт по «Патофизиологии», студенты тут же отреагировали, стали задавать вопросы, запрашивать множество консультационных материалов. Мы им дали такую возможность, откликаемся на все просьбы и думаем, что все это существенно улучшит качество подготовки обучающихся по этому важному предмету. Многие вузы приняли участие в работе над контрольно-измерительными и обучающими материалами: созданы 15 компакт-дисков примерно по 10 учебным дисциплинам. Кроме того, мы имеем лицензированный, имеющий гриф УМО Минздрава РФ материал для постдипломного обучения: довольно узко специализированные контролирующие и обучающие программы.
Понятно, что система дистанционного обучения не может и не должна полностью заменить традиционную систему подготовки врачей – они должны дополнять и увеличивать потенциал друг друга. Внедрение дистанционного обучения в вузах должно идти поэтапно, в разных вузах по-разному, по мере создания специализированных программ.
Комментарии