Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Компьютер в жизни дошкольника

УГ - Москва, №49 от 8 декабря 2009. Читать номер
Автор:

В прошлом номере «УГ-Москва» был начат разговор о том, что нужно сделать, чтобы компьютер не губил физическое и психическое здоровье наших детей, а стал средством их развития. Считаю, что этот разговор нужно продолжать, ведь компьютер приходит нынче не только в школу, но и в детский сад.

Как часто дошкольники на вопрос «Какая твоя любимая игра?» отвечают: «Компьютерная. Там…» А дальше выясняется, что ребенок практически каждый день длительное время играет в любимые «гонки», «стрелялки», «бродилки». Родители подчас даже не задумываются о последствиях. Встречаются и обратные ситуации, когда родители категорически против появления компьютера в жизни своего ребенка. Малыш выделяется среди своих сверстников, которые обсуждают игры, испытывает на почве этого психологический дискомфорт.

Что хорошо, что плохо? Кто прав? На эту тему можно долго спорить, однако современное общество диктует нам свои стандарты. Глобальная компьютеризация уже доходит до системы образования, и уроки информатики начинаются с первых классов. Становится очевидным, что полностью оградить от компьютера наших детей не удастся. Но направить процесс освоения «чуда техники» подрастающим поколением в нужное русло вполне нам по силам, для этого необходимо сформировать у ребенка правильное отношение к компьютеру как к помощнику в учебе, в освоении определенных навыков, в получении информации. Наша главная задача – научить детей с умом использовать все возможности, открываемые нам компьютерными технологиями, не забывая о необходимой технике безопасности при работе с данной техникой. Ведь компьютер способен эффективно и разносторонне развивать, обогащать познавательную среду детей.

То, как мы подготовим и осуществим первое знакомство с компьютером, во многом определит дальнейшие взаимоотношения ребенка с ним. В первую очередь следует учитывать возраст обучаемого: начинать знакомство с компьютером лучше не раньше пяти лет. Первым этапом должно быть обучение элементарным правилам, основанным на технике безопасности, главное из которых – систематичность и продолжительность занятий за компьютером. Она не должна превышать 2-3 раз в неделю по 10-15 минут для здоровых детей и 5-7 минут для детей с ослабленным здоровьем (в этом случае целесообразность пребывания за компьютером должна устанавливаться специалистами-медиками). Следует пояснить дошкольнику, что находиться от экрана надо на расстоянии вытянутой руки, нельзя дергать и трогать провода, розетки, есть и пить около компьютера, не рекомендуется позволять дошкольнику самостоятельно включать и выключать компьютер. Удобнее представить все эти правила, используя наглядность, в виде пиктограмм, что позволит ребенку легко их усвоить.

Однако не стоит забывать, что огромное значение для безопасности работы за компьютером имеют его технические характеристики, особое внимание должно уделяться параметрам монитора. Лучший вариант – жидкокристаллический экран с высокой контрастностью и частотой развертки. Немаловажное значение имеют и подбор мебели (она должна соответствовать антропометрическим показателям ребенка), и расположение рабочего места (на экране не должны отражаться блики света, освещение должно быть достаточным).

После усвоения ребенком элементарных правил пребывания за компьютером можно переходить непосредственно к занятиям. В дошкольном возрасте ведущей давно стала игровая деятельность, поэтому первое знакомство ребенка с компьютером, конечно же, происходит через компьютерную игру. Очень важно тщательно осуществлять подборку игр и развивающих программ. Сделать правильный выбор помогут следующие критерии:

соответствие санитарно-гигиеническим требованиям (программа должна быть выполнена в виде мини-заданий с затрачиваемым временем не более 10-15 минут, чтобы ребенок мог, завершив задание, спокойно закончить сеанс работы с компьютером);

соответствие возрасту;

психологическая безопасность (игра не должна иметь агрессивный сюжет, содержать аморальные, неэтичные сопровождения, не должна вызывать нервное напряжение у ребенка).

Безусловно, лучше, если выбранные компьютерные игры будут из раздела учебно-развивающих программ. Они бывают трех типов:

закрытого типа (несут в себе обучающий аспект, позволяют отрабатывать определенный навык, развивать память, внимание, мышление; деятельность ребенка строго регламентирована инструкцией компьютера);

открытого типа (позволяют ребенку реализовать себя, раскрывая свой творческий потенциал, примером могут быть программы-раскраски, программы-конструкторы);

диагностические (компьютер оценивает результат деятельности детей, это профессиональные программы (или их разделы), предназначенные для специалистов).

Начинать знакомство с компьютером, на мой взгляд, удобнее с программ закрытого типа, а уже после усвоения ребенком навыка предложить ему аналогичные задания в программе открытого типа. Это позволит создать ситуацию успешности, в которой ребенок чувствует себя психологически комфортно, что будет способствовать полному раскрытию его способностей.

Следующим этапом для ребенка будет освоение компьютера как помощника в быстром нахождении и оформлении информации: подбор стиха к выступлению на утреннике в Интернете, поиск изображений интересующих животных, растений или предметов или сведений о них и, наконец, первый реферат или доклад вашего сына или дочки. Так, шаг за шагом, год за годом ребенок с вашей помощью будет учиться правильно использовать компьютер в своей (уже учебной) деятельности.

Но важно помнить: чему бы вы ни обучали ребенка, главным стимулом для него всегда будет ваш личный пример. Если родители постоянно садятся за компьютер, чтобы поиграть, причем надолго погружаются в этот процесс, то их ребенок, естественно, будет стремиться к тому же, у него будет формироваться неправильный стереотип взаимодействия с компьютером и никакие запреты и наказания, требования соблюдения правил не смогут помочь в данной ситуации.

Ребенок – социальная личность, поэтому полноценно развиваться он сможет, лишь находясь в тесном взаимодействии со своей семьей и в гармонии с окружающим миром.

Ирина СУЧКОВА, учитель-логопед детского сада №1191 компенсирующего вида (для детей с косоглазием и амблиопией)


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту