search
main
0

Компьютер против акварели. Счет 1:1. Информационные технологии в преподавании изобразительного искусства

Изобразительное творчество – одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу… Но порой, перекочевав на бумагу, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается. Юный художник обиженно отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему, научить с блеском выполнять изобразительные, декоративные и дизайнерские работы?

Рисование – преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. Выготский считал, что «по мере того, как ребенок растет и входит в период позднего детства, у него обычно наступает разочарование и охлаждение к рисованию». Люкенс, написавший исследование о детских рисунках, относит это охлаждение к возрасту между десятью и пятнадцатью годами. После этого охлаждения, по его мнению, в возрасте от 15 до 20 лет интерес к рисованию вновь пробуждается. Но это новый подъем изобразительного творчества, и его переживают только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении. Большинство детей «застывает» уже на всю жизнь на той стадии, в которой застает их этот перелом, и рисунки взрослого человека, никогда ранее не рисовавшего, очень мало отличаются от рисунков восьми – девятилетнего ребенка, заканчивающего свой цикл увлечения рисованием.

Эти данные показывают, что в интересующем нас возрасте рисование переживает упадок и обычно забрасывается детьми. Барнес, который изучил больше пятнадцати тысяч рисунков, установил, что этот перелом падает на 13 – 14 лет.

«Охлаждение детей к рисованию, в сущности говоря, скрывает за собой переход рисования в новую, высшую стадию развития, которая становится доступна детям только или при благоприятных внешних стимулах, как, например, преподавание рисования в школе, или при специальном даровании к этому виду творчества», – пишет Л.С. Выготский.

Я полностью согласна с Львом Семеновичем и подтверждение этому высказыванию нахожу в своем опыте работы.

Считаю, что наша новая Сейкинская средняя школа со специализированным кабинетом изобразительного искусства, в котором есть телевизор, видеомагнитофон с видеокассетами по искусству, диапроектор, богатая коллекция муляжей и многое другое, является благоприятнейшим внешним стимулом для сохранения и возрождения интереса подростков к изобразительному искусству.

Но, анализируя опыт прошлого учебного года, я заметила, что в каких-то классах этого внешнего стимула хватило только на первую четверть, пока все, в том числе и учитель, было «в новинку».

Затем все чаще ребята отказывались от работы: «Не могу, не умею, не буду!»

Обратившись опять к произведению Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», я обнаружила ответ на свой вопрос: «С рисованием в переходном возрасте связаны две чрезвычайно важные проблемы. Первая из них состоит в том, что для подростка уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения, ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения».

Не получив должных навыков рисования в начальной школе, ребята не готовы получать профессиональные художественные навыки и умения. Естественно, если нет успеха, интерес к предмету очень быстро угасает.

В классах, где учащиеся не получили должного начального обучения, начинаю работать с азов. Например, в нашей начальной школе лишь вскользь изучаются очень важные темы «Цветоведение», «Азы перспективы». Почти не изучаются основы композиции. В начальной школе дети должны знакомиться с различной техникой рисования. Но учителя начальных классов учат детей рисовать только акварельными красками и гуашью, цветными карандашами и фломастерами, при этом зачастую совершенно неправильно. Почти не знакомят детей с техникой рисования восковыми мелками, пастелью, губкой и т.д. В результате в подростковом возрасте переучить ребят практически невозможно или очень трудно.

А ведь одна из главных задач начальной школы по изобразительному искусству – знакомить детей с различной техникой и приемами рисования для того, чтобы в средней школе учащиеся могли самостоятельно, по настроению, по впечатлению, выбирать технику для создания творческих композиций.

Чтобы решить перечисленные выше проблемы, я выступила на заседании методобъединения с предложением к учителям начальных классов отдать мне как специалисту в своей области часы изобразительного искусства. В настоящее время работаю в четырех из шести классов.

Последние два года сталкиваюсь с тем, что многие жители нашего села не готовы к тому, чтобы их дети получили настоящее художественное образование. Ведь родители сегодняшних моих учеников на уроках рисования в свое время не использовали уголь, пастель, темперу, восковые мелки. Их учили срисовывать, но не готовили к творческой работе. Поэтому многие считают, что для их детей вполне достаточно рисовать цветными карандашами.

Взрослые просто не представляют, какие возможности могут открыться перед ребенком, если научить его грамотно «выплеснуть» на бумагу свои мечты и желания.

Уже пять лет я работаю над программой «Путь в прекрасный мир изобразительного искусства». В нее входят вопросы эстетического восприятия действительности и искусства, практическая, художественная деятельность учащихся. Чтобы начать работу над собственной программой, я долго собирала материал по видам и жанрам изобразительного искусства, символики, геральдики, по росписям народных ремесел, самостоятельно изучала и осваивала компьютерные программы Paint, Photoshop, Power Point.

Курс данной программы рассчитан на несколько ступеней обучения.

I ступень – класс раннего развития (5 – 6 лет) – введение в курс изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Занятия по рисованию и конструированию из бумаги (оригами), аппликации направлены на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение уровня готовности к обучению в школе.

II ступень – начальная школа и объединение «Радуга» (1 – 4-е классы). Уроки и занятия знакомят детей с азами изо и ДПИ искусств. Практические задания разработаны на основе учебника А. Рутковской «Рисование в начальной школе».

III ступень – среднее звено (5 – 7-е классы). Уроки изобразительного искусства и индивидуально-групповые занятия (ИГЗ) для 5 – 6-го класса по авторской программе «Компьютерная графика», в седьмом классе – по авторской программе «Компьютерное моделирование».

IV ступень – «Школа искусств» (трехгодичное обучение). Профессионально-ориентированное обучение, цель которого – достижение повышенного уровня образованности в изобразительной области, подготовка к освоению программ специального образования в вузах.

Программа в среднем звене общеобразовательной школы выстроена по блокам:

5-й класс – «Изучаем азбуку изобразительного искусства». Знакомство с определениями понятий «искусство», «виды изобразительного искусства», «перспектива и ее законы», «воздушная перспектива», «композиция» и выполнение творческих практических заданий.

6-й класс – «Изучаем жанры изобразительного искусства». Изучение правил и законов построения портрета, пейзажа, натюрморта и т.д.

7-й класс – «Дизайн», «Стили дизайна», «Геральдика».

В феврале прошлого года наша школа стала экспериментальной творческой площадкой Сибирского института образовательных технологий РАО (г. Новосибирск), и меня сразу заинтересовало, как можно использовать на уроках изо новые информационные технологии.

Выводя художественные произведения через мультимедиапроектор на большой экран, я наблюдаю огромную разницу в восприятии учениками художественного произведения до и после использования этой техники.

Изобразительное искусство – один из предметов, на котором из урока в урок, учитель использует большое количество наглядных пособий. Замечательно, когда кабинет изобразительного искусства оснащен диапроектором и слайдами. Но, к сожалению, разнообразие слайдов ограничено. При объяснении, например, тем блока «Дизайн», «Виды дизайна» в дело идут вырезки из журналов или рисунки, фотографии из книг. Демонстрировать приходится старым способом – учитель ходит по рядам от первых парт к последним. Внимание ребят рассеивается, рабочий настрой пропадает. Совершенно другой результат наблюдаю, работая с мультимедиапроектором. Ребята смотрят репродукции и фотографии одновременно. Такая подача наглядного материала очень эффективна. Например, при изучении темы «Мимика» демонстрируем картину Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Ученики видят весь ужас от содеянного на лице Ивана Грозного. Благодаря большому формату ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие просмотры с комментариями педагога производят на учащихся неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству.

Один из вариантов практической деятельности на компьютере – создание творческих работ при помощи техники «компьютерная кисть». Такие уроки проводятся в кабинете информатики, где каждый может работать на компьютере самостоятельно. Например, при изучении темы «Мимика» ученики получают задание: используя схему мимических настроений, создать компьютерный фоторобот разыскиваемого героя (каждому дается карточка с именем мультипликационных героев). Это задание адаптировано к компьютерной программе AРТ – студия «Фоторобот». Еще одно практическое задание по этой программе «Подбери цвет к интерьеру», которое дается после изучения тем «Цвет в интерьере», «Влияние цвета на здоровье человека».

Часто использую на уроках компьютерные игры. Введение игровых ситуаций увлекает ученика, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Однако я стараюсь соблюдать педагогически целесообразную меру: изобразительная деятельность школьника – это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой.

На уроках изобразительного искусства использую в основном кратковременные игровые моменты, отдельные компоненты игры как средства усвоения необходимых знаний, умений и навыков.

Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т. п. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение. В художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением.

Используя в работе компьютерные игры, учитываю, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное. Материал для игр подбираю в различных компьютерных программах. Например, на уроках по темам дизайна использую компьютерные игры программы «Волшебные превращения (основы дизайна)». Такие игры могут применяться с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения учащимися композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.

На уроках изобразительного искусства использую компьютерные игры «В мире народного искусства», «Архитектура – застывшая музыка», «Кто нас нарисовал?», «В мире сказки», «Художник и природа», «Жанры изобразительного искусства» и др.

Вариантов подобных игр может быть множество. Разумеется, их подбор ведется с учетом возрастных возможностей детей. Эти игровые ситуации лучше использовать для закрепления изученного материала в начале или в конце урока. Как правило, они занимают не более 10-12 минут. Подобные компьютерные игры можно подобрать ко всем основным разделам учебного предмета «Изобразительное искусство».

Применяя новые информационные технологии, я ни в коем случае не отказываюсь от уже давно испробованных, обкатанных методов, форм, техник рисования.

Уверена, что еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнерской деятельности художественных материалов и техники. Учащимся для выполнения заданий предлагаю такие материалы:

– графический карандаш,

– акварель,

– гуашь,

– пастель,

– восковые мелки,

– уголь,

– сангина,

– фломастер,

– шариковая ручка.

В каждом случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. В начальных классах обычно сама предлагаю детям тот или иной художественный материал. По мере взросления (с 5-го класса) и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты дети начинают сами делать выбор.

Такая тактика обусловлена тем, что введение новых художественных материалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества школьников. В то же время нельзя не учитывать, что чрезмерный интерес к новым материалам может увлечь школьника в ущерб грамотному изображению. Поэтому на уроках изобразительного искусства стремлюсь к тому, чтобы учащиеся постепенно и в системе овладевали различными материалами, рекомендованными программой.

Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели и акварели и др.) не только позволяет учащимся добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества.

В обучении изобразительному искусству использую смену видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, декоративная работа и др.). Именно это, на мой взгляд, позволяет избежать потери интереса к рисованию, сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техникой.

Отсутствие целенаправленной системной работы по подготовке детей к изобразительной деятельности снижает их уровень художественно-творческой активности, ведет к ошибкам в изображении. Обычно это связано с тем, что дети недостаточно хорошо представляют себе объекты композиции, эпоху, быт, костюмы, архитектуру, пейзаж и другие детали. Поэтому перед выполнением заданий считаю необходимым знакомить детей с подобными объектами и явлениями. Это будет не только одним из этапов подготовки учащихся к выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, знакомством с историей родного народа, расширит кругозор детей.

Особая разновидность учебных задач – задачи на импровизацию. Это высшая степень проявления творчества. От копирования лучших образцов произведений живописи, графики, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна учащиеся постепенно подводятся к созданию собственных вариаций и импровизаций.

На уроках изобразительного искусства особую роль отвожу показу видеофильмов. Фильмы подбираются ко всем ключевым темам курса. Например, при знакомстве пятиклассников с видами изобразительного искусства использую видеоматериалы «В мастерской графика», «В мастерской живописца», «В мастерской скульптора», которые дают возможность показать все этапы рисования тем или иным материалом, той или иной техникой. Эти фильмы позволяют учащимся увидеть обстановку, творческую атмосферу художественных мастерских, узнать, какими материалами работают художники, какую технику, приемы используют. В зависимости от темы урока в 5-7-х классах демонстрирую видеофильмы: «Искусство графики», «Искусство живописи», «Эрмитаж», «Третьяковская галерея» и др., которые дают возможность детям из сельской глубинки увидеть шедевры изобразительного искусства.

Татьяна ПЛОТОНЕНКО, учитель изо Сёйкинской СШ, учитель года Республики Алтай-2004

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте