search
main
0

Компьютер не кусается. Но «приручить» его – большая образовательная задача

На днях в Москве прошел Международный конгресс конференций «Информационные технологии в образовании». Тысяча триста педагогов и управленцев со всей страны, собранные в столице по инициативе организаторов – Министерства образования, Федерации Интернет Образования, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Института проблем информатики РАН, Московского городского педагогического университета, – дискутируют и размышляют о том, что такое компьютер в современном классе – «мертвый груз» или полноценная замена учителя.

Уже на самом форуме, во время пленарных заседаний на эти злободные вопросы пытались найти ответ (и находили!) многие ораторы. Генеральный директор государственного издательства «Просвещение» Александр Кондаков, что называется, разложил по полочкам основные причины этого тотального отставания нашего образования от систем образования других мировых держав в области информационных технологий. Он говорил о том, что нужно начинать с учителей, что интернет – это не самоцель, а всего лишь средство достижения главной цели – качества, доступности и эффективности образования. А ведь на сегодняшний день, когда в рамках президентской программы «Дети России» прошла первая волна компьютеризации сельских, городских и поселковых школ, число учителей, умеющих использовать компьютер в образовательных целях, меньше, чем самих компьютеров. Хоть это и не совсем корректное сравнение, но подмечено очень верно. «Железа» во многих школах хватает, Вот поэтому Федерация Интернет Образования начала с подготовки кадров, чем по праву гордится. Но задачи ФИО этим не ограничиваются. Их много, но обусловлены они миссией образования. В чем же она?

А если ни то, ни другое, то как из страшного хищника, к которому и подойти-то страшно, превратить машину в партнера. Где взять качественные электронные материалы и кто разработает внятные методики, раскрывающие все прелести и секреты этих самых материалов.

25 миллиардов – дело наживное

Тратить много времени на приветствия и дежурные в своей торжественности речи не стали. Сразу перешли к делу. Первое слово за Ириной Кузнецовой, директором программы «Дети России». От нее хотят услышать, как продвигается школьная компьютеризация, сколько потрачено уже и будет потрачено еще, кого «осчастливят» в ближайшем будущем.

Из доклада Ирины Владимировны сразу становится понятно, что

* за три года компьютерами оснащены 31 тысяча сельских школ и 8700 городских и поселковых школ;

* всего за это время в регионы поставлено 170 тысяч единиц техники;

* городские и поселковые школы десяти регионов оснащены оборудованием на 100%;

* в сорока трех регионах оборудованы более половины школ;

* в тридцати трех – менее половины.

Вселяют надежду планы министерства на следующий год: подключить к интернету все школы в двадцати регионах (на это уйдет 0,4 миллиарда рублей) и установить компьютерное оборудование и медиатеки в 49500 школьных библиотеках. Для этого потребуется 1,32 миллиарда.

– Куда более печальная ситуация складывается в учреждениях начального профессионального образования, – Кузнецова переходит к менее радужным новостям. – Им найти средства на софинансирование куда сложнее, чем школам. Там нет попечительских советов, как правило, нет спонсоров, которые могли бы помочь. В пятнадцати регионах в учреждениях НПО техники нет вообще. Лишь десять краев и областей полностью оснастили компьютерами свою систему НПО. В двадцати шести регионах компьютеризированы менее половины учреждений, более половины – в тридцати трех.

Я уже не говорю о том, что совершенно выпали из обоймы те, кому эта техника нужна больше, чем кому бы то ни было, – учреждения для детей с ограниченными возможностями: школы-интернаты для слабослышащих и слабовидящих. Но им мы можем помогать лишь в рамках программы «Дети России», а это, увы, очень небольшие средства.

Так какая же нужна сумма, чтобы было хорошо всем? И сельским, и поселковым, и городским школам, и учреждениям НПО, и заведениям для детей со специальными нуждами. Чтобы компьютер появился и на рабочем столе у учителя-предметника, и у библиотекаря. Всего ничего – 25 миллиардов рублей. Если учесть, что за три минувших года собрано 7,3 миллиарда, получается, что до светлого будущего еще шагать и шагать.

С «железом» разобрались, пора переходить к «начинке» – к электронным образовательным ресурсам, без которых компьютер в школе – не более чем дорогая подставка под цветочные горшки. Эту часть доклада Кузнецова начала со строгого внушения:

– Министерство провело конкурс на производство электронных образовательных ресурсов. Но этот марафон выдержали не все: было разработано много дисков, которые, увы, экспертизу не прошли и в школу не попали. А ведь на них были потрачены федеральные средства! Знаю, что сейчас в зале сидят поставщики, прошу вас – не расслабляйтесь. Конечно, и процедура конкурсного отбора несовершенна, и стандарты не слишком ясны, все это тоже требует доработки, но критерии оценивания жесткие и такими останутся. Сейчас в интернете на сайте www.expert.mto.ru мы организовали форум, на котором хотим вместе с учителями, родителями, разработчиками и производителями дисков обсудить, какие ресурсы нужны школе, что такое идеальный образовательный диск, кто и как должен его разрабатывать, оценивать, и что в конечном итоге должно получиться.

Директора – за парту

О том, что же все-таки должно получиться, более подробно рассказала Светлана Авдеева, директор образовательных программ ФИО, директор Московского центра Интернет-образования.

Вначале несколько общих слов о проекте «Информатизация системы образования», который готовится Национальным фондом подготовки кадров при участии Министерства образования России и Международного банка реконструкции и развития. Важные составляющие проекта – подготовка информационно подкованных учителей, открытие межшкольных методических и ресурсных центров, где всегда можно будет найти «компьютерный» совет и поддержку и, конечно же, создание и апробация новых электронных образовательных ресурсов, учебно-методических комплектов.

– Поставки компьютеров, прошедшие за последние годы, высветили важную проблему: необходимо разработать технологии и методики, позволяющие эффективно использовать новые технологии в условиях – и никуда от этого не деться – классно-урочной системы. Какие диски пришли в школы? Диски-репетиторы, помогающие детям готовиться в вузы, и диски-энциклопедии – помощь для самых любознательных. Они замечательно дополняют и украшают учебный процесс, но не встраиваются в классно-урочную систему. Поэтому одна из задач нашего проекта – разработка учебных материалов нового поколения, которые позволят использовать весь потенциал поставленного компьютерного оборудования, весь потенциал подключения школы к сети «Интернет». Сегодня учителю нужны тесты, практикумы, различные моделирующие лаборатории с трехмерной анимацией, библиотека информационных источников по различным темам учебного плана. Поэтому весной этого года был проведен конкурс и отобраны семь пилотных регионов по одному из каждого федерального округа: Хабаровский, Красноярский и Ставропольский края, Пермская, Челябинская, Калужская области и Республика Карелия. Здесь будут создаваться и проверяться коллекция цифровых информационных источников и учебно-методические комплекты по основным школьным предметам и специальностям НПО. Комплекты, в которые войдут и диск, и книга для учителя, и учебник с рабочей тетрадью для ученика.

Учителям-первопроходцам предстоит выяснить, с какой методикой и образовательной технологией тот или иной диск работает лучше всего, какой учебник-партнер ему подойдет. Но где же набрать столько грамотных учителей-экспериментаторов, которые не только умеют работать с техникой, но еще и не боятся ее?

– Естественно, что разработка новых учебных материалов требует и соответствующего повышения квалификации учителей, – продолжает Авдеева. – Этим займется сеть ресурсных и межшкольных методических центров, которые будут созданы на первых этапах проекта. Они будут координировать вопросы, связанные с технической поддержкой школ, через них должны реализовываться сетевые инициативы педагогов, здесь же обоснуется своеобразный методический банк интересных находок и решений.

Эта переподготовка коснется не только учителей-предметников, но и управленцев, как региональных, так и муниципальных. Ведь школа, как никто другой, зависит от того, насколько начальник районного управления или директор школы понимают всю необходимость создания информационного пространства. Обязательно будем работать с педагогическими вузами. Самое пристальное внимание – к учителям информатики, на которых теперь лежит двойная нагрузка: они работают с детьми и параллельно играют роль сетевых администраторов и компьютерных консультантов.

Доклады Кузнецовой и Авдеевой вызвали бурную дискуссию. На них градом сыпались вопросы, каждого слушателя интересовала судьба его отрасли, его региона: когда компьютеры дойдут до медицинских колледжей и заведений дополнительного образования, как часто планируется обновлять технику, кто будет повышать компьютерную квалификацию студентов и нужно ли переучиваться тем педагогам, которые уже прошли курс ФИО?

По окончании заседания, когда Светлана Михайловна уже спешила в соседнюю аудиторию, где своим опытом и наработками делились другие участники конгресса, нам удалось задать ей еще один, на наш взгляд, немаловажный вопрос: коль скоро к образовательным электронным ресурсам предъявляются такие жесткие, высокие требования, где взять столько профессионалов-разработчиков, программистов и методистов «в одном флаконе», ведь и их кто-то должен готовить?

– Мы пришли к выводу, что нам необходима новая техническо-педагогическая специальность. Если переводить с английского, это должен быть мастер по педагогическому дизайну. В перечне специальностей эта отрасль могла бы называться «Технологии и методики разработки электронных образовательных ресурсов». Сегодня таких людей у нас крайне мало. Это «самородки», которые учатся на своих ошибках, работают «с нуля», самостоятельно, по крупицам нарабатывают опыт. А нужна их систематическая государственная подготовка и переподготовка в педвузах. Только тогда мы получим то количество качественных ресурсов, дисков, электронных учебников, которое нам необходимо. Но чтобы ввести эту специальность, надо написать учебно-тематический план, программу, готовить педагогов. Один из подкомпонентов нашего проекта и заключается в создании программы обучения таких специалистов и переподготовке тех, кто уже сейчас разрабатывает электронные ресурсы.

На форум, как

на ярмарку

Считается, что в основе слова «форум» лежит глагол «фере» – «нести». В древнем Риме все споры выносились в особое место, где можно было в течение длительного времени без ущерба для окружающих выяснять, кто в какой мере прав. А в более ранние времена на форум выносились товары. С тех пор и пошло: обсуждения и дискуссии на форуме сопровождаются широкой демонстрацией возможностей его участников на различных тематических выставках, где экспонаты, как и на ярмарке, можно посмотреть, потрогать, приобрести. А заодно пообщаться с коллегами, обсудить последние новости, поделиться опытом, обменяться визитками. Потому-то так шумно было в фойе Российского университета дружбы народов, где 18 ноября проходил Второй Международный образовательный форум «Гражданское общество, образование и интернет».

Его организаторы – Министерство образования РФ, нефтяная компания ЮКОС, Федерация Интернет Образования, региональная общественная организация «Открытая Россия» и международный фонд «Open Russia Foundation» – задумали так провести свое мероприятие, чтобы воочию была видна роль интернета и передовых технологий в развитии образования, в построении гражданского общества.

Мы переходим от стенда к стенду. «МедиаХауз», например, предлагает лучшие компьютерные программы обучения английскому языку с видеоклипами и интерактивными уроками, толковым словарем и тестами. Над этими программами работают лучшие преподаватели и методисты мира, заверяют сотрудники компании…

Издательство «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение» (ММТиДО) выставило свои мультимедийные обучающие программы. За истекшие 10 лет издательство создало более 100 наименований CD-ROM для России, Западной Европы и США. Многие ведущие вузы России, в том числе РУДН, МГУ, МЭСИ, а также сотни школ и лицеев Москвы и других городов используют учебники ММТиДО в образовательном процессе. А школьные учебники по физике, математике и химии, разработанные вместе с Минобразованием РФ, получили золотую медаль ВВЦ.

Интересную экспозицию представил Республиканский мультимедиацентр (РМЦ) Министерства образования Российской Федерации. Эта государственная организация существует с 1995 года, но за этот сравнительно короткий срок она создала более 40 мультимедийных проектов, многие из которых отмечены международными призами, дипломами и наградами. РМЦ имеет большой опыт работы по созданию электронных учебников и пособий. Это прежде всего ряд дисков по географии и экологии для средней школы. К разработкам привлекаются специалисты в предметных областях, авторы учебников, методисты, учителя.

«Железа» хватает,

а что дальше?

Если все так хорошо, то почему в образовании процесс овладевания информационными технологиями идет с таким скрипом, почему электронные образовательные продукты слабо востребованы образовательными учреждениями, а школьные учителя зачастую работают по старинке, имея в своем арсенале лишь доску с мелом и тряпкой?

Уже на самом форуме, во время пленарных заседаний на эти злободные вопросы пытались найти ответ (и находили!) многие ораторы. Генеральный директор государственного издательства «Просвещение» Александр Кондаков, что называется, разложил по полочкам основные причины этого тотального отставания нашего образования от систем образования других мировых держав в области информационных технологий. Он говорил о том, что нужно начинать с учителей, что интернет – это не самоцель, а всего лишь средство достижения главной цели – качества, доступности и эффективности образования. А ведь на сегодняшний день, когда в рамках президентской программы «Дети России» прошла первая волна компьютеризации сельских, городских и поселковых школ, число учителей, умеющих использовать компьютер в образовательных целях, меньше, чем самих компьютеров. Хоть это и не совсем корректное сравнение, но подмечено очень верно. «Железа» во многих школах хватает, а что дальше? Вот поэтому Федерация Интернет Образования начала с подготовки кадров, чем по праву гордится. Но задачи ФИО этим не ограничиваются. Их много, но обусловлены они миссией образования. В чем же она?

– Успешность экономического развития в нашей стране, – сказал ответственный секретарь ФИО Сергей Монахов, – зависит от становления в нашей стране гражданского общества. Это предполагет серьезные изменения в общественном сознании, а образование является мощной технологией таких изменений. Миссия образования, по нашему мнению, заключается в формировании поколения граждан, тех, кому придется решить историческую задачу – добиться соответствия устройства в России принципам демократического государства.

На его становление направлен проект ЮКОСа «Поколение. ru», который более трех лет ведет Федерация Интернет Образования. За это время более 78 тысяч работников общего образования повысили свою квалификацию в области информационных технологий.

Обучение педагогических кадров осуществляется по оригинальным, не имеющим пока аналогов инновационным программам. Для учителей-предметников, администраторов образовательных учреждений, методистов, работников федеральных и муниципальных органов власти созданы свои интернет-технологии. По всей стране уже действует 40 региональных центров ФИО. В 2005 году их будет 50. Ежегодно эти центры будут готовить более 50 тысяч российских педагогов.

Большую роль в повышении квалификации педагогических кадров играют также центры дистанционного обучения. Их созданием ФИО занимается по поручению Министерства образования РФ в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой информационной среды на 2001-2005 годы». До конца этого года откроется 10 региональных центров. Первый недавно открылся в Вологде.

«ЮКОС» останется добропорядочным «гражданином»

Основной итог деятельности Федерации Интернет Образования за прошедшие три года состоит в том, что создана и развивается модель партнерства власти, бизнеса и общественности в целях решения государственной задачи – обновления российского образования, а это – один из факторов обновления общества.

Как отметил депутат Государственной Думы Владимир Рыжков, проект, осуществляемый совместно с ФИО, поражает двумя своими особенностями – масштабностью и комплексностью. В образование, прежде всего школьное, и со стороны государства, и со стороны бизнеса вложены без преувеличения миллиарды рублей. Государственная Дума вместе с Правительством Российской Федерации приняла решение о выделении дополнительных 1,5 млрд. рублей на ФЦП РЕОИС из бюджета 2003 года. Деньги частично уже начали поступать в органы местного самоуправления субъектов Федерации, но большая часть пойдет в первом квартале 2004 года.

– Масштабность финансирования информатизации российского образования является беспрецедентной. Мы не назовем ни одной такой программы, когда деньги из федерального бюджета напрямую шли бы в муниципальные школы для решения какой-то комплексной программы, – подчеркнул Владимир Рыжков.

Все с нетерпением ждали, когда выйдет на сцену человек, который в программе значился как президент – исполнительный директор ООО «ЮКОС-Москва». Все мы знаем, что бывший председатель правления нефтяной компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский провозгласил интеллект «решающим ресурсом общества», потенциалом России, не раз он заявлял о равенстве возможностей как об общественной ценности. А что скажет заморский гость, в чьих руках, возможно, заключено будущее многих социально значимых проектов?

– «ЮКОС» будет по-прежнему оставаться добропорядочным корпоративным «гражданином» и вносить свой вклад в те инициативы, о которых шла речь на форуме, – заявил Стивен Тиди, и зал, кажется, облегченно вздохнул.

Тем не менее выступающие говорили о том, что сегодня, как никогда, нужен диалог между властью и бизнесом.

Посол Европейского союза в Российской Федерации Ричард Райт выразил обеспокоенность, что происходит в России в последнее время.

– Мы все хорошо понимаем, что сильное гражданское общество – это важная часть любого общества. Оно должно играть основную роль при разработке законодательства и уравновешивать органы власти, контролируя и критически оценивая действия исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Особую задачу представляет собой развитие гражданского общества в таких странах, как Россия, где осуществляется переход от коммунистического режима к демократическому обществу и где традиции гражданских организаций, таких, как «Открытая Россия» и Европейская комиссия, действующих от имени Европейского союза,еще новы. Мы можем помочь в становлении гражданского общества, но лишь отчасти. Речь не идет о замене внутренних ресурсов. Наши усилия могут содействовать выполнению задачи развития настоящей культуры гражданского общества в России. Очевидно, что развитие гражданского общества связано с развитием системы образования, поэтому приоритетом для нас является содействие ее модернизации.

Международный образовательный форум становится традицией. В 2002 году местом его проведения была Северная столица, в 2003-м – Москва. Кто продолжит эстафету? Вологда? Великий Новгород? Барнаул? Хабаровск? А может быть, это будет совсем и не российский город. Потому как интеграция отечественной системы образования в европейское образовательное сообщество набирает обороты, а определение «международный» предполагает расширение географии проведения форумов.

Анна ХРУСТАЛЕВА, Ирина КАМИНСКАЯ,

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Выставка ИТО с высоты «птичьего полета»

О судьбе компьютеризации хотят узнать все

Посол Европейского союза в России Ричард Райт

«Пересменка» ораторов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте