search
main
0

Компьютер как проблема и решение. Детские сады в авангарде наступления ИКТ

Обыкновенное занятие по изо в обыкновенном детском саду. Сегодня ребята рисуют лисичек, добрых молодцев и красных девиц – скоро кукольный спектакль, и надо подготовить главных героев к выходу на сцену. Кто-то из малышей строит сказочный лесной замок, раскрашивая его во все цвета радуги. Только все это происходит не в реальной, а в виртуальной среде – на интерактивной доске. Впрочем, по прошествии некоторого времени, персонажи и реквизит сказки становятся вполне осязаемыми – их распечатывают, вырезают из листов бумаги, склеивают и – вот оно, волшебство! «Главное, чтобы все это не ограничивалось работой только с компьютером, – говорит директор Центра развития ребенка – детского сада №2558 Ирина Туйчиева. – Нам важно, чтобы ребенок получил реальные, а не виртуальные знания, поэтому цикл замкнутый: создаем картину на информационной доске, работаем с природным материалом, строим лесное или подводное царство».

Весной 2008 года Центр развития ребенка №2558 стал победителем совместного проекта Департамента образования и правительства города Москвы «Детский сад будущего» в номинации «Современные информационные технологии в государственных дошкольных образовательных учреждениях». В рамках проекта детскому саду для разработки программы выделили интерактивную доску.

«Когда мы получили деньги, оказалось, что сами не поняли, во что ввязались, – смеется директор. – Выяснилось, что на победе дело не заканчивается, и в течение трех лет нужно разрабатывать методики того, о чем мы так красиво говорили. А это так трудно! Необходимо анализировать, экспериментировать, чтобы по итогу трех лет работы выдать результат».

С помощью специальной компьютерной программы «Фантазеры» дошколята рисуют забавных зверушек. «Например, дети рисовали сказку о трех друзьях, каждый из них искал свой мир и свое счастье, – рассказывает Ирина Туйчиева. – Получилась очень философская сказка о том, что порознь счастье не найти – только вместе».

При этом стоит отметить, что в программу заложен целый комплекс задач, направленных на развитие самых разных способностей у ребенка: от стимулирования творчества, до развития логики. Программа состоит из пяти интерактивных мастерских, каждая представляет собой познавательную среду, где ребенок может фантазировать и воплощать.

Так, мастерская «Сказки природы» подразумевает конструирование из природного материала и создание сюжетов из шишек или желудей. Например, животных дети рисуют, используя листья деревьев, палочки, цветы, травинки, располагая и раскрашивая их в соответствии со своими представлениями о тех или иных зверях. В мастерской «Цветочная фантазия» можно нарисовать открытку или узор. Мастерская «Строитель-архитектор» подразумевает работу с геометрическими фигурами и прочим строительным материалом для создания фантастических замков. «Художник» – для увлеченных росписью наподобие хохломы, дымки или гжели, а «Театр из бумаги» – для юных режиссеров и сценаристов.

«Обычно очень трудно проникнуть в режиссерскую игру ребенка, когда он сидит и сам что-то мастерит, придумывает, показывает, – отмечает директор. – Было очень трудно не только придумать, как в такой игре использовать компьютерные технологии, но и даже заглянуть в этот мир».

«Все мы знаем, что живем в век информационных технологий, – говорит научный консультант экспериментальной площадки Центра развития ребенка Алла Коркина. – В любой профессии мы сталкиваемся с компьютером и должны принять его, владеть им. И на каждом этапе развития ребенок может использовать его в тех видах деятельности, которые определяют правильное и гармоничное развитие личности и интеллекта».

По ее словам, несмотря на то что часто родители пытаются оградить свое чадо от тлетворного влияния информатизации, компьютер уже давно и прочно вошел в мир ребенка. К сожалению, на этот виртуальный мир в большей степени воздействует не научное сообщество, а коммерческие структуры, так как на компьютерных игрушках можно заработать много денег. Современных же научных исследований на тему влияния сферы ИКТ на ребенка крайне мало. Даже поставки техники в детские сады в рамках программ компьютеризации учебных заведений не сопровождаются никакими рекомендациями, обучением и специализированными программами. Между тем ребенок, подготовленный к школе, – это уже не только тот, кто умеет читать, писать и считать, но еще и тот, кто владеет новыми технологиями. Как результат дошкольные учреждения должны наравне с прочими навыками знакомить ребенка и с ИКТ.

«Существенный фактор использования компьютеров в детских садах – это возможность обогатить интеллектуальное развитие ребенка, – отмечает Алла Коркина. – Но, как показывает анализ научной литературы, компьютер может стать фактором развития только при условии, что это лишь одно из средств развития».

У ребенка, уверена она, важно прежде всего сформировать правильное отношение к компьютерному средству. Дать понять, что это не то, что призвано дарить исключительно азарт и наслаждение: при подобном взгляде у детей может сформироваться зависимость. Нужно донести до него, что при помощи ПК можно познавать мир, развиваться, получать положительные эмоции от собственной интеллектуальной работы. В этом основная задача не только педагогов и воспитателей, но и особенно родителей.

В течение полутора лет среди 249 пап и мам дошколят проводили опрос на тему, что дома их дети делают с компьютером. Выяснилось следующее: 38 процентов детей два-три раза в неделю стабильно смотрят в монитор, порой не по одному часу, а каждый четвертый – более трех раз. Для сравнения: согласно букве санитарных правил и норм (СанПиН) это допустимо не более одного раза в неделю. 44 процента ребят сидят за компьютером по тридцать-пятьдесят минут, хотя СанПиНы прописывают десять-пятнадцать минут для дошкольников пяти-шести лет. На вопрос, что скорее выберет ваш ребенок для отдыха, 22 процента ответили: «Компьютер».

«Информационные технологии в развитии ребенка могут стать помощниками только в случае их грамотного использования, – подчеркивает научный консультант. – Во-первых, это грамотная организация совместной с компьютером деятельности: правильная посадка, гигиена, время работы. Во-вторых, это то, что нам дает сама компьютерная программа. К сожалению, о том, что находится на самом CD, мы не узнаем, пока его не купим».

Конечно, на обложке диска обычно пишут, что продукт «развивает память, интеллект». Эти лозунги привлекают родителей, которые покупают диски и, часто даже не проверяя их предварительно, отдают детям. «Но компьютерная программа может привести к формированию агрессивности, негативно повлиять на воспитание, а мы изначально не знаем, есть это в ней или нет, – отмечает Коркина. – Кроме того, рынок переполнен именно развлекательными программами, основное содержание которых – просто интерактивный мультик. Опыт же многочисленных выставок показывает: если на стенде рядом с развивающей программой стоит и игрушка по известным мультикам, то родители стопками берут последнюю».

Между тем развлекательные программы могут оказать негативное воздействие на личность ребенка, который в работе с таким софтом становится попросту пассивен, превращается в исполнителя, которого ведет компьютер. Это приводит к тому, что ребенок с головой уходит в виртуальный мир. Именно поэтому исследования показывают, что для дошкольника наиболее приемлемы творческие программы, где он находится в центре внимания и активен.

«Пока что сертификация компьютерных дисков на государственном уровне на сегодняшний момент отсутствует, – подытоживает Алла Коркина. – Непонятно, как выбрать из десяти CD, на которых написано «развивает память», тот, который ее действительно развивает. Более того, многие родители незнакомы с грамотной организацией работы ребенка за компьютером и не могут понять, почему, например, дошкольнику нельзя целый час сидеть за компьютером. Неясно, где взять хорошие программы, кто их делает, как выбрать правильный диск».

Выход из сложившейся ситуации – в создании специальных курсов для родителей и на уровне управления образования, комитетов и общин. Возможно, просветительскую деятельность придется взять на себя и самим дошкольным учреждениям.

«Когда мы приобрели компьютерный класс, у нас даже не было мысли использовать игры для развлечения ребят, – вспоминает отличник просвещения СССР, руководитель структурного подразделения Центра развития ребенка Ольга Горницкая. – У нас сразу появилось желание сделать ПК средством развития ребенка. Следовательно, дети на компьютере должны творить, а это допускают лишь программы «открытого» типа, которые не дают готового ответа».

Творчество в широком смысле слова – это создание чего-то нового. Коллектив центра задумался над тем, что принципиально нового может создать дошкольник. В итоге родился программно-методический комплекс «Фантазеры». Сначала вышла сетевая версия – один компакт-диск на пять-шесть компьютеров, который называется «Фантазеры. Волшебный конструктор». Совсем недавно поступила индивидуальная версия для родителей – «Фантазеры. Талантливый дизайнер».

«Когда мы думали о том, как нам соединить компьютер и деятельность ребенка, то сразу начали составлять программу, позволяющую работать на компьютере параллельно с занятиями с воспитателем, – говорит Горницкая. – Например, когда начинается осень, педагог первым делом предлагает детям, используя шишечки, каштаны и желуди, что-нибудь сконструировать. В результате весь детский сад усыпан ежиками из каштанов, человечками из желудей и шишек».

В «Фантазерах» же есть один блок, целиком посвященный природным материалам. Стоит напомнить, что ребенок в отличие от взрослого пока не в состоянии заранее планировать решение задачи. «Первые движения в программе могут быть абсолютно хаотичными и бессмысленными: cначала дети берут шишечку, потом желудь, – рассказывает Ольга Горницкая. – Но потом вот взяли еще листик, как-нибудь повернули – и уже на что-то похоже. Таким образом, у ребенка возникает план, а значит, он уже начинает мыслить творчески. Компьютер учит планировать работу, мы его побуждаем к этому».

Программа не делает замечаний, она не говорит: «Сделай вот так!», поэтому ребенку приходится думать самому. Грамотный же педагог выстраивает работу таким образом, чтобы дети обратили внимание и на чужие достижения. Ребята с невероятным восторгом и интересом реагируют на какие-то творческие находки товарищей, у них самих включается воображение и фантазия. Потом дети продолжают трудиться, уже обогатившись опытом друг друга, выходят на новую стадию взаимодействия с компьютером.

«Мы специально создавали программу под дошкольные учреждения, чтобы организовать гармоничное взаимодействие компьютера с нашей учебной программой, – подытоживает Горницкая. – В результате занятий у детей формируется выход за рамки стереотипов, появляется умение связывать мысленно не связываемые в реальной жизни образы предметов».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте