search
main
0

“Композиторы задач” могут превратить предметную олимпиаду в форменное издевательство над одаренными детьми

В январе в Самаре прошла областная математическая олимпиада школьников. Участвовали по 45 учеников от 9-х и 10-х и 60 – от 11-х классов. Согласно регламенту в каждом из них присуждалось 6 дипломов и пять похвальных отзывов. Всего 33 юных математика стали призерами олимпиады. На равных выступили столица региона и динамичный технократический город Тольятти. Школьники из области также не первый год входят в число призеров.

На местах давно поняли, что к успеху на математической олимпиаде может привести лишь упорная работа. Когда несколько лет назад тольяттинцы стали сдавать позиции, учителя и руководители городского образования задумались о причинах неудач своих подопечных. Засомневались было в объективности жюри и прислали на олимпиаду трех своих представителей. Не выявив “криминала”, решили торить собственный путь на Олимп, создав для самых увлеченных и сильных школьников в Автозаводском районе центр “Эрудит”, аналога которому в Самаре нет. Эффективность работы в центре намного выше, чем в отдельной школе.
Многие школьники прошли хороший тренинг, участвуя осенью минувшего года в многочисленных “негосударственных” олимпиадах: в Соросовской, в “Международном математическом турнире городов”. Областная олимпиада – серверное испытание, результаты которого вполне надежны, а победители, как правило, показывают стабильные результаты. В прошлом году тольяттинец Паша Маврин стал первым в области по четырем предметам, а после получил диплом второй степени на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по физике. Может, в этом году десятиклассник выберет математику, ведь право отправиться на зональный тур он уже завоевал… По-прежнему вторым за ним идет Женя Шашков из областной физико-математической школы. Есть еще среди призеров знакомые по прошлому году имена.
К сожалению, не на всех этапах олимпиады дело обстоит должным образом. Неудачно прошли минувшей осенью в Самаре районные олимпиады. Во-первых, их проведение планировалось в один день по одним текстам. На деле олимпиады состоялись в разные дни, потому условия задач были разглашены. В субботу отец одного из участников олимпиады обратился к учителю за советом, какие задачи ради тренировки прорешать его сыну. И тот дал задачи одной из районных олимпиад, прошедшей в пятницу. Каково было удивление юного математика, когда он увидел эти же самые задачи на своей олимпиаде… в понедельник! Во-вторых, задачи районного тура были слишком сложными. Так, в Октябрьском районе 16 учеников из 9-го класса набрали всего 30 баллов из 400 возможных, 19 школьников 10-го класса – 55 баллов из 475 возможных, 13 учеников 11-го класса – 16 баллов из 325 возможных. В Красноглинском районе по 10-м классам первое место соответствует 11 баллам, второе – 10, третье – 5 из 25 возможных.
Задачи оказались недоступными для подавляющего большинства участников районных олимпиад. Учителя рассказывают, что школьники уходили подавленными, расстроенными, некоторые со слезами на глазах. Пригласили их взрослые на пиршество интеллекта, а превратили его в форменное издевательство. Есть в математике понятие “красивая задача”. Именно такие печатает журнал “Квант” и рекомендует Методическая комиссия министерства по проведению олимпиад. Задачи должны быть разнообразными по тематике, интересными, трудными, новыми, соответствовать программе и возможностям участников. Плохо, если многие задачи не будут решены, но не лучше, если несколько школьников решат все задачи. Как математические “композиторы олимпиадных задач” подготовили очередную олимпиаду, в первую очередь судят ребята: задачи для олимпийцев – угощение. Потом их придирчиво анализируют члены жюри. Позже обсуждают учителя. Такой вот общественный контроль. Неудачный подбор задач, как видим, сводит на нет усилия всех участников олимпиады и ее организаторов.
Так вот, педагоги отметили однотипность предложенных задач для 11-го класса – четыре из пяти “про неравенства”. В 9-м классе три задачи из пяти – про то же. Видимо, авторы районных заданий пошли по простому пути – поскребли по сусекам. В прошлом году были предложены две задачи, которые “засветились” в финале Всесоюзной олимпиады 1983 и 1984 годов! Иначе, как избиением младенцев, такую подготовку олимпиады не назовешь. По сути дела районный тур был провален. Понимая это, не случайно управленцы некоторых районов планируют проводить олимпиады по своим текстам. Видимо, в прошлом году итоги не обсуждались или не были учтены, и потому положение в текущем ухудшилось. Судя по всему, управление образования Самары под руководством Аллы Волчковой утратило контроль над системой подготовки районных и городской олимпиад. Благо, областная олимпиада вносит мощный импульс для дальнейшей работы с одаренными детьми.
Участникам областной олимпиады предлагались для решения семь задач, решение каждой из которых оценивалось в семь баллов. Так принято на международных олимпиадах. Победители в 9, 10, 11-х классах набрали соответственно 41, 39, 40 баллов. По рекомендации областного оргкомитета каждый вариант на этот раз содержал задания, отражающие компетентный подход в образовании. В 9-10-х классах эти задачи касались анализа данных. Для учеников 11-го класса “сюрпризом” стала задача на отыскание центра тяжести некоторого шестигранника. Здесь до ответа добрались только четверо. Что ж, остальные разберутся со всеми деталями при подготовке к выпускному экзамену по физике, который в этом году будут сдавать все школьники Самарской области.
В конце олимпиадного дня для ребят был проведен разбор задач. Многие из них испытали радостное воодушевление, кто-то сокрушался о таких очевидных упущенных возможностях решить задачу. Равнодушных не было. И, хоть многим предстоял неблизкий путь домой, ребята оставались во власти математики. Юные математики почувствовали душу науки, ее интеллект, духовную красоту и гармоническую утонченность. Не спешили по домам и члены жюри. Профессор Г.А. Калябин, опытные преподаватели А.А. Максютин, А.Н. Панов и А.А. Андреев, В.А. Алякин и А.Н. Савин, впервые работавшие в составе жюри аспиранты А. Саушкин, С. Бейлин, С. Попов, геометр Е. Потоскуев из Тольятти и проводящий свою 49-ю областную олимпиаду учитель математики В.А. Куров продолжают обсуждать и переживать впечатления минувшего дня… Директор областной физико-математической школы, где традиционно проходят олимпиады, Нина Александровна Соболева хорошо понимает чувства увлеченных и преданных своему делу математиков и никого не торопит. Они “не приказами привязаны” к математике и олимпиаде, и им ничуть не жаль, что воскресный день стал рабочим. А в следующее воскресенье коллектив школы провел областную олимпиаду по физике. Очередной праздник…
Теперь пусть школы гордятся своими питомцами. Нередко, показав прекрасные результаты в 9-м классе, ученик переходит в профильное учреждение образования, где бы в большей степени раскрылись его задатки, и оказывается “обреченным на успех”. Не потому ли там особенно много призеров, что в лицеи и гимназии идут успешные городские школьники, а одаренные ребята из сел поступают в областную физико-математическую школу или областной многопрофильный лицей-интернат? Музыканты всегда помнят не только своих консерваторских профессоров, но и педагогов музыкальных школ. Учителю математики и ученику тоже важно с благодарностью помнить, где были заложены основы его знаний, привиты трудолюбие, увлеченность, целеустремленность. И тогда не будут учителя “обычных” школ переживать, что их лучшие ученики покидают родные стены. Так что в своих отчетах 54-я школа Октябрьского района Самары, как и многие другие, имеет полное право написать, что именно в ней закончил 9 классов победитель этого года среди одиннадцатиклассников Вася Долишний и что два года он с пользой для себя занимался в математическом кружке у Владимира Андреевича Курова.
Призеры наших олимпиад учатся в престижных вузах, в частности в МГУ – Володя Ашихмин, Алексей Константинов, Женя Клибанов, Дима Грицив, Равиль Валиахметов, Вася Макашов, Никита Вобликов. Закончил с отличием МФТИ Слава Рычков… Всех не перечислить. Значит, оценка их труда на наших математических олимпиадах была заслуженной и объективной.
Сергей ДВОРЯНИНОВ,
доцент кафедры дифференциальных уравнений СГУ, заведующий кафедрой математического образования СИПКРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте