search
main
0

Композиторы преподавательского жанра. или Темы, которые мы выбираем

Нередко можно услышать мнение, что работа учителя-предметника довольно однообразна, дескать, каждый год ему нужно давать одни и те же темы, повторяя их порой по нескольку раз в день, если в расписании стоит, скажем, пять восьмых классов. И где же тут простор, если все ограничено рамками программы, содержанием учебника, необходимым минимумом знаний?

Тоска да и только! На самом деле, как музыканты с помощью аранжировки, импровизации, темпа и т.д. неузнаваемо изменяют простые и знакомые мелодии, так и преподаватели школьных предметов ежедневно дают десятки тысяч уроков, среди которых невозможно найти два одинаковых.

Конкурс «Учитель года», на мой взгляд, как раз и призван выявлять «композиторов преподавательского жанра», предоставляя им возможность продемонстрировать свое мастерство перед аудиторией.

На своем уроке Светлана ЛУКЬЯНОВА, учитель химии школы №1 г.Канаш Чувашской республики, выращивала… дерево. Точнее, генеалогическое древо фосфора. Начав с истории открытия элемента алхимиком Брандтом, Светлана Анатольевна в увлекательной форме ознакомила детей с физическими, а затем – с химическими свойствами этого неметалла, попутно рассказав, где он применяется. В конце короткого двадцатиминутного занятия она пожелала ребятам вырастить целый лес из других элементов – лес, в котором им было бы все знакомо и понятно.

Совсем иначе был построен урок Галины ЕРШОВОЙ, учителя химии школы №7 г.Ступино Московской области. Честно говоря, можно было бы поначалу подумать, что это учитель математики объясняет детям способы решения нестандартных химических задач. На самом деле Галина Александровна просто мастер своего дела и великолепно использует межпредметные связи для того, чтобы уроки химии были максимально интересны и понятны.

А вот Сергей МАРУХЛЕНКО, учитель химии злынковской средней школы №1 Брянской области, попытался при объяснении темы «Валентность» использовать подходы, разработанные психологами-профессионалами (установи последовательность, убери лишнее и т.д.). Дети с энтузиазмом лепили из пластилина модели молекул и обозначали число связей в них обычными спичками.

С видеофрагмента, рассказывающего о плачевном состоянии окружающей среды, начал свое занятие Андрей ИВАНОВ, учитель химии средней школы №2 г.Пестово Новгородской области. Получив соответствующий эмоциональный заряд, ребята разделились по группам и стали изучать лабораторные способы очистки воды от различных видов загрязнений.

Очень удачно использовала притчу о трех слепцах, исследующих слона, Ольга МЕЗИНА, учитель биологии средней школы №1 Ульяновска. На уроке по теме «Внутренняя среда организма» ребята получили представление о том, что в состав крови входят различные форменные элементы, не похожие друг на друга и выполняющие разные функции, но объединенные в единую систему.

Аналогичный подход, но на ином творческом уровне использовала Елена ДОНДОКОВА, биолог Агинской гимназии Агинского Бурятского автономного округа. Старшеклассники получили задание сконструировать модель клетки, используя в качестве подручного материала то, что находится под рукой, – часы, ручки, карандаши. При этом одной группе удалось создать объемную модель, представив клетку в виде полиэтиленового пакета.

Но этим детям еще очень далеко до такого корифея оч.умелых технологий, как Николай КОЧМАРИК, учитель биологии октябрьской школы №2 Архангельской области. За 20 минут он успел не только сравнить дыхательную и пищеварительную системы амфибий и рептилий, но и вместе с детьми изготовить из обрезков пластиковых бутылок, шлангов и надувных шариков модели этих систем.

Беспроигрышную тему урока выбрала Наталия ФЕДОРКОВА, биолог из вологодской школы №6: «Клонирование – путь к бессмертию?». Поскольку сейчас об этом очень много говорят и пишут, ребятам было что обсудить в группах. Но после того, как ребятами были подведены итоги и взвешены все «за» и «против» метода клонирования, учитель не стал выносить окончательный приговор, оставив детям возможность в дальнейшем самим ответить на этот вопрос.

Очень эмоционально провела свое занятие Ольга СМИРНОВА, учитель биологии школы №2 г.Кудымкара Коми-Пермяцкого АО. Ученикам то и дело предлагалось выполнить простейшие физические упражнения, чтобы почувствовать себя Самсонами и Поддубными. Кроме того, дети разбирали с биологической точки зрения различные жизненные ситуации – почему при стирке белья спина устает сильнее, чем руки, могут ли при кашле назначать сосудорасширяющие препараты и т.д.

На уроке географии в 7-м «А» классе психологический климат был великолепным. Наверное, потому, что тему «Климат Земли» детям здесь объяснял преподаватель поселка Елань Новокузнецкого района Кемеровской области Сергей ФИЦ. За отведенные 20 минут ребята сумели самостоятельно ответить на огромное количество вопросов, ненавязчиво заданных учителем, – что влияет на климат, что такое парниковый эффект, где образуются ураганы, какой от них вред, нужно ли бояться урагана в Московской области, и множество других. А также занести новую информацию в тетрадь.

Тема урока, данного учителем географии Руссо-Высоцкой средней школы Ломоносовского района Ленинградской области Дмитрием ЩЕРБАКОВЫМ, называлась «Условные знаки». Оказывается, с помощью них можно не только указать на плане местности, где находятся родники, населенные пункты и грибные места, но и зашифровать… целую сказку, например, «Гуси-лебеди». Правда, прежде всего нужно очень хорошо усвоить требования, предъявляемые к этим знакам. Уверен, для учеников Дмитрия Владимировича это не проблема.

…Как показывает практика, тема, выбранная учителем, бывает более или менее выигрышной для проведения открытого урока в незнакомой школе в ограниченном временном пространстве. Но опыт подтверждает и другое: практически любой урок педагог-мастер может преподать как открытый. В чем мы с каждым разом убеждаемся, побывав на конкурсе «Учитель года».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте