Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Компонент мировоззрения. Межпредметные связи на этапе пропедевтики курса информатики

Учительская газета, №48 от 27 ноября 2007. Читать номер
Автор:

Наиболее важные и значимые общеобразовательные цели информатики – это установление и усиление межпредметных связей, создание условий для восприятия и понимания информационных процессов в обществе, природе, познании, то есть формирование у учеников информационной картины мира.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Современное образование требует преодоления разрозненности учебных предметов. Взаимосвязь школьных дисциплин – одна из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Поэтому решение задач на уроках информатики может стать одним из мощных способов реализации связей этого предмета с другими.

Межпредметные связи в курсе информатики могут быть реализованы с самыми разными учебными дисциплинами. При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами, следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей.

Другая важная проблема – создание системы задач, которая обеспечивает широкие межпредметные связи курса информатики. Наиболее перспективно здесь построение системы задач на принципе «объекты – отношения». Это обеспечивает значительную общность, позволяющую выявить межпредметные связи между математикой, биологией, русским и иностранным языками, литературой, историей, географией и так далее. К тому же эти понятия – основные для построения информационных моделей.

Многообразие межпредметных связей курса информатики подчеркивает его значение в формировании у учеников современной картины мира. Как и всякий школьный предмет, она должна отражать какой-либо существенный компонент современного мировоззрения. Поэтому мировоззренческая функция предмета информатики крайне важна.

Предложенные примеры заданий межпредметного характера направлены на формирование у учеников готовности к информационно-учебной деятельности, которая выражается в их умении применять методы информатики и средства ИКТ в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития. Задания предлагается выполнить ученикам 5 – 6-х классов при изучении разделов «Таблицы. Построение диаграмм», «Редактирование текста» и «Графический редактор Paint». Для каждого задания дана подробная технология выполнения и приведен образец результата.

Примеры заданий

Тема «Таблицы. Построение диаграмм»

Задание 1

1) Откройте текстовый процессор MS Word.

2) Откройте текстовый файл Погода.doc (папка Мои документыЗадачиЗаготовки).

3) Рассмотрите таблицу средних годовых температур воздуха по наблюдениям на метеостанциях (на Таймыре, в Адене и Новосибирске). (Табл. 1)

4) Выделите строку температур, соответствующую городу Аден, а также строку с названиями месяцев (для выделения разрозненной группы объектов удерживайте нажатой клавишу Ctrl).

5) Щелкните на кнопке Добавить диаграмму. В появившемся диалоговом окне выберите тип диаграммы Круговая. Появится круговая диаграмма, отражающая температуру воздуха в Адене в каждом из месяцев. (Рис. 1.)

6) Выполните команду Диаграмма, Параметры диаграммы. В открывшемся диалоговом окне выберите вкладку Заголовки, в соответствующее поле ввода введите название диаграммы «Температура воздуха в Адене в течение года»; на вкладке Легенда установите флажок Добавить легенду и активизируйте по своему усмотрению один из переключателей, задающих ее расположение; на вкладке Подписи данных установите флажок Значения. Щелкните на кнопке ОК. (Рис. 2)

7) Аналогично пунктам 4 и 6 постройте круговые диаграммы для Новосибирска и Таймыра. (Рис. 3-4)

8) Рассчитайте среднюю годовую температуру в каждом пункте, сложив для каждого города температуру за каждый месяц и разделив на 12. Результат округлите до сотых и занесите в соответствующую ячейку таблицы. (Табл. 2)

9) Выделите столбцы Города и Средняя годовая температура (для выделения разрозненной группы объектов удерживайте нажатой клавишу Ctrl).

10) Щелкните на кнопке Добавить диаграмму. Появится столбчатая диаграмма, отражающая среднюю годовую температуру воздуха в каждом городе.

11) Выполните команду Данные, Ряды образуют столбцы.

12) Выполните команду Диаграмма, Параметры диаграммы. В открывшемся диалоговом окне выберите вкладку Заголовки, в соответствующее поле ввода введите название диаграммы «Средняя годовая температура»; на вкладке Легенда снимите флажок Добавить легенду. Щелкните на кнопке ОК. (Рис.5)

13) Установите указатель мыши вне области новых объектов и выполните щелчок левой кнопкой.

14) Сохраните файл с изменениями в личной папке под именем Погода1 и закройте программу.

Задание 2

2) Откройте текстовый файл Государства.doc (папка Мои документыЗадачиЗаготовки):

Столица Франции – Париж. Площадь – 552 тыс. кв. км. Население – 52 млн. человек. Форма правления – республика.

Столица Австрии – Вена. Площадь – 84 тыс. кв. км. Население – 30 млн. человек. Форма правления – федеративная республика.

Столица Великобритании – Лондон. Площадь – 244 тыс. кв. км. Население – 56 млн. человек. Форма правления – конституционная монархия (королевство).

Столица Канады – Оттава. Площадь – 974 тыс. кв. км. Население – 22 млн. человек. Канада – доминион в составе Британского содружества наций.

Столица Японии – Токио. Площадь – 370 тыс. кв. км. Население – 108 млн. человек. Форма правления – конституционная монархия (империя).

Столица Швейцарии – Берн. Площадь – 41 тыс. кв. км. Население – 7 млн. человек. Форма правления – конфедерация.

Столица Италии – Рим. Площадь – 301 тыс. кв. км. Население – 55 млн. чел. Форма правления – республика.

3) Под текстом создайте таблицу, состоящую из 5 столбцов и 8 строк.

4) Заполните таблицу на основании информации из текста. (Табл. 3)

5) Выделите таблицу и оформите ее, используя автоформатирование по своему усмотрению.

6) Выделите столбцы Государство и Площадь (для этого удерживайте нажатой клавишу Ctrl).

7) Щелкните на кнопке Добавить диаграмму. Появится столбчатая диаграмма, на которой показана площадь перечисленных государств. (Рис. 6)

8) Выполните команду Диаграмма, Тип диаграммы. В открывшемся диалоговом окне выберите тип диаграммы Круговая. Появится круговая диаграмма, наглядно отображающая соотношение площадей государств.

9) Выполните команду Данные, Ряды образуют столбцы.

10) Выполните команду Диаграмма, Параметры диаграммы. В открывшемся диалоговом окне выберите вкладку Заголовки, в соответствующее поле ввода введите название диаграммы «Площади государств»; на вкладке Легенда установите флажок Добавить легенду и активизируйте по своему усмотрению один из переключателей, задающий ее расположение; на вкладке Подписи данных установите флажок Значения. Щелкните на кнопке ОК. (Рис. 7)

11) Установите указатель мыши вне области новых объектов и выполните щелчок левой кнопкой.

12) Сохраните файл в личной папке под именем Площадь и закройте программу.

Валерия ТРОФИМОВА

school_05@mail.ru

Окончание в следующем номере


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту