search
main
0

Комплексное взаимодействие . Формирование ИКТ-компетентности студентов

К выпускникам педагогических учебных заведений сейчас предъявляются качественно новые требования. Ведь профессиональная деятельность молодого учителя будет осуществляться в условиях информационного образовательного пространства школы, реализованного на базе новых технологий. Очевидно, что дальнейшее развитие начального образования так или иначе будет связано с все более глубоким внедрением ИКТ для развития познавательной способности младших школьников. Несомненно, одной из ключевых компетенций современного специалиста является ИКТ-компетентность.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Смысл формирования ИКТ-компетентности заключается в том, чтобы сделать значимым процесс постоянного самосовершенствования в области информатизации педагогической деятельности. И для того чтобы сформировать у будущего педагога культуру комплексного использования информационных технологий, мы должны нынешнего студента воспитывать в условиях информационно насыщенной среды.

В исследовании, проведенном экспертами общественной организации Society for Information Technology and Teacher Education SITE, приводятся основные принципы эффективной подготовки преподавателей в области использования ИКТ в профессиональной деятельности:

1. Использование ИКТ должно быть включено в каждый методический элемент программы подготовки будущих учителей. Будущие учителя должны осваивать ИКТ самостоятельно, используя их потенциал и находя различные способы их применения в своей преподавательской деятельности. Если же обучение будет сведено к единственному спецкурсу или ограничится единственным аспектом учебного процесса, такой подход не позволит достичь цели. В ходе своей профессиональной подготовки студенты должны получить представление о широком спектре образовательных технологий – как в рамках общих курсов, так и в процессе своего дальнейшего профессионального развития.

2. ИКТ должны изучаться в педагогическом контексте. Нельзя обучать студентов-педагогов одной лишь базовой ИКТ-грамотности. В педагогической профессии, как и в любой другой профессии, существуют специальные требования к уровню ИКТ-грамотности. Профессиональная ИКТ-компетентность подразумевает умение пользоваться информационными технологиями при решении конкретных задач повышения образовательного уровня учащихся. Этот уровень может быть достигнут лишь с опорой на понимание студентами того педагогического контекста, в рамках которого решается та или иная задача. Студенты должны постоянно ощущать целесообразность и необходимость применения ИКТ в практике своей учебы.

3. Студенты должны осваивать целостные системы обучения на основе ИКТ. Эти технологии могут использоваться как для поддержания традиционных форм обучения, так и для трансформирования этого процесса. Презентация, выполненная с использованием программы PowerPoint, может способствовать более эффективному проведению лекции, но качественного изменения самого учебного процесса при этом не происходит. А вот использование мультимедийных технологий, позволяющих моделировать изучаемые объекты или явления, может стать удачным примером, поскольку практика обучения трансформируется благодаря применению ИКТ.

Из этого можно сделать вывод, что ИКТ-компетентность в условиях образовательного процесса педагогического колледжа не может быть сформирована только лишь на занятиях дисциплин «Информатика» и «ТСО с методикой применения в учебно-воспитательном процессе». Только воздействие, оказываемое всем педагогическим коллективом, может дать желаемый результат.

Сейчас в образовательной среде сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, наращивание технической оснащенности образовательных учреждений вызывает у педагогов желание использовать все это в своей профессиональной деятельности, а с другой стороны, отсутствие готовности к использованию ИКТ не позволяет педагогам эффективно реализовывать информационные ресурсы. Поэтому перед преподавателями колледжа стоит двойная задача: постоянно самосовершенствоваться в профессиональной деятельности на основе возможностей современных средств ИКТ и одновременно вовлекать в этот процесс студентов.

Профессиональная ИКТ-компетентность включает в себя следующие компоненты:

поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием интернет-ресурсов;

представление образовательной информации с использованием различных компьютерных средств;

участие в работе сетевых сообществ учителей с целью повышения своего профессионально уровня;

разработка компьютерных тестов с использованием стандартных приложений и специализированных программ;

создание баз данных учебного назначения;

создание собственных интернет-ресурсов учебного назначения;

использование готовых мультимедийных разработок в образовательных и воспитательных целях;

управление учебно-воспитательным процессом с использованием стандартных приложений и специализированных программ.

Умение эффективно решать эти задачи, несомненно, повлияет на конкурентоспособность выпускника, повысит его потребность в постоянном саморазвитии, поможет стать самостоятельным и ответственным педагогом.

Систему комплексного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа с целью формирования профессиональной ИКТ-компетентности студента можно представить в виде таблицы (Табл. 1).

Таким образом, если студенты годы своего обучения проведут в рамках единого информационного пространства колледжа, если современные компьютерные технологии станут неотъемлемой частью их обучения, если все преподаватели будут активно использовать ИКТ в образовательной и воспитательной деятельности, несомненно, этот опыт выпускники перенесут и в свою педагогическую деятельность. Такая модель организации образовательного процесса станет для них естественной.

Анастасия ДЕДЮХИНА

Ульяна СКОРОПУПОВА

преподаватели педагогического колледжа №18 «Митино», Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте