search
main
0

Комплексное повторение в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. (на материале пособия Т.Н.Назаровой и Е.Н.Скрипки «ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части 1: задания 1-24»)

Одна из самых серьезных проблем, которую учителям приходится регулярно разрешать, – это организация повторения. Мне кажется, что особенно трудно в этом смысле приходится учителям русского языка. Ведь, последовательно изучая различные разделы лингвистики (от фонетики до синтаксиса и текстоведения), мы должны так организовать процесс, чтобы самое важное из уже изученных тем ребенок помнил постоянно и мог предъявить на контрольных работах. Это важно, в частности, при написании диктантов, в которых, кроме изучаемых в данный момент явлений, обязательно встретятся и другие, изученные ранее, возможно, год или два назад.

В методике преподавания русского языка описаны разные способы организации повторения материала: оно может быть попутным, тематическим и т. п. Однако мне кажется, что самое главное – это не отдельные, эпизодические обращения к уже изученному материалу, а организация систематической работы по повторению. Для того чтобы такая работа дала хорошие результаты, нужно четко определить, какие знания и умения должны быть у ребенка постоянно в активном состоянии. И именно эти знания и умения нужно регулярно тренировать. На мой взгляд, в области синтаксиса такими фундаментальными знаниями являются знания о типах и структуре русских предложений, а среди первостепенных умений – умение находить грамматическую основу, находить ее по смыслу, а не ориентироваться только на существительное в И. п. (=подлежащее) и глагол (=сказуемое), как это делают не только пятиклассники, но зачастую и выпускники. Умение верно определять основу (двусоставную или односоставную, полную или неполную) позволяет сознательно членить сложные предложения на части, отделяя их соответствующими знаками препинания, а затем уже, анализируя эти части, находить в них осложняющие элементы (однородные члены предложения, обособленные члены предложения, вводные и вставные конструкции, обращения и сравнительные обороты) и выделять их при необходимости.  Среди знаний, необходимых для грамотного письма с точки зрения орфографии, важны знания о строении слова и знание системы частей речи в русском языке. А среди основных умений соответственно – умение выделять морфемы в словах и относить слова к тем или иным частям речи. Это важно для того, чтобы ученики сознательно пользовались орфографическими правилами, большинство из которых ориентировано либо на определенные морфемы (например, орфограммы в приставках, в корнях), либо на определенные части речи (например, правописание числительных, предлогов и т. п.).Конечно, кроме указанных знаний и умений, важно регулярно повторять правила, связанные с наиболее частотными орфограммами в русском языке (например, правописание безударных гласных в корне, правописание приставок на З/С, ПРЕ- и ПРИ- и т. п.), а также с наиболее распространенными осложняющими элементами в простом предложении (однородные члены предложения, обособленные члены предложения).Все эти явления нужно регулярно, систематически повторять во всех классах, но особую роль такое повторение играет в 11-м классе при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и к итоговому сочинению, в котором грамотность ученика оценивается по отдельному критерию.Одним из вариантов организации такой деятельности может стать работа по нашему пособию «ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части 1: задания 1-24».Пособие состоит из предложений с пропущенными орфограммами и пунктограммами и 10 заданий к этим предложениям. Мы предлагаем использовать для работы большие по объему сложные предложения со средним и повышенным уровнем трудности. Нам кажется, что работа с одним многочастным предложением более удобна, чем работа с большим текстом, ведь сокращается время на поиск тех предложений, в которых находятся указанные грамматические явления, однако сами эти явления отнюдь не упрощаются.Задания к предложениям располагаются в определенном порядке: сначала (задания 1-5) – по синтаксису (определение типа сложного предложения, нахождение грамматической основы какой-либо его части, способа связи между придаточными частями, нахождение осложняющих элементов в частях). Эти задания помогают повторить материал, необходимый для выполнения заданий 15-19 в формате ЕГЭ. Задание 6 в пособии – по морфологии (нахождение и выписывание слов, относящихся к той или иной части речи). И хотя в заданиях ЕГЭ нет отдельного вопроса по морфологии, умение определять слово как часть речи часто бывает необходимо для его правильного написания. Это умение также пригодится для выполнения задания 23 ЕГЭ, в котором часто бывает нужно найти слово той или иной части речи, с помощью которого связываются предложения в тексте (наречия, союзы, местоимения разных разрядов и т. п.).Задание 7 и 8 в пособии – по орфографии (выписывание слов с указанными орфограммами в корнях, приставках и суффиксах, а также написание НЕ и НИ с различными частями речи, слитное/дефисное/раздельное написание наречий и служебных частей речи), то есть здесь повторяются те сведения, которые нужны при выполнении заданий 8-14 ЕГЭ.Задание 9 в пособии – по лексике (объяснение лексического значения слова, нахождение синонимов, антонимов к словам; нахождение и объяснение значений фразеологизмов). Это задание практически аналогично заданию 22 ЕГЭ.Задание 10 в пособии связано с умением определять различные выразительные средства (лексические, синтаксические, тропы, приемы), что необходимо для выполнения задания 24 ЕГЭ. Таким образом, используя одно предложение, можно повторить большой объем как практического, так и теоретического материала, необходимого для сдачи ЕГЭ, существенно сэкономив время.Чтобы проиллюстрировать суть работы, рассмотрим одно из предложений в пособии (предложение № 1).1. Как п..ук строя свой п..ути(н,нн)ый замок рад каждой прилетающ..й добыч.. так душа окружё(н,нн)ая природой находит свою бе..кровную бе..грешную добычу усматр..вая бл..гую весть во всём в птиц.. в обл..чк.. в лёгк..м ш..рох.. лесных в..ршин в цветке в пробежавш..й по стволу сосны белк.. в лепет.. ветерка запут..вшегося в плакуч..й листве ивы и в жу(ж,жж)ани.. пчелы и в к..чани.. дли(н,нн)ой п..утинк.. одиноко свес..вш..йся с ветк.. берёзы или с широкого листа лопуха по к..торому з..бавно меряя пространство ползёт как складной арш..н зелёный червяк (землемер).(По К. Бальмонту)1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания._________________________________________________________________________2. Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения._________________________________________________________________________3. Выпишите основу 1-й части. Определите тип сказуемого.________________________________________________________________4. Напишите номер части, в которой есть сравнительный оборот и одиночное приложение._________________________________________________________________________5. Напишите, какой обособленный член предложения есть в каждой части._________________________________________________________________________6. Выпишите из предложения все местоимения. Определите их разряды._________________________________________________________________________7. Выпишите из предложения слова, в которых правописание приставок зависит от глухости/звонкости последующих согласных._________________________________________________________________________8. Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «Две буквы Н пишутся в именах прилагательных, если они образованы с помощью суффикса -Н- от имен существительных, основа которых оканчивается на Н»._________________________________________________________________________9. Запишите синоним к слову ПЛАКУЧЕЙ из 2-й части._________________________________________________________________________10. Назовите средство художественной выразительности. Паутинный замок – ___________________________Хочется обратить внимание на некоторые особенности наших заданий.Выполняя 1-е задание (одно из самых традиционных на уроках русского языка), ученик должен не только вставить буквы и расставить знаки препинания, но и обязательно объяснить, почему он вставляет ту или иную букву и ставит тот или иной знак. В данном случае объяснение гораздо ценнее конкретной буквы или запятой, потому что, многократно повторяя одни и те же объяснения, ученик усваивает закономерности употребления тех или иных правил, а не учится писать конкретные слова или ставить знаки в конкретных предложениях. Объяснения могут быть графическими (с обозначением морфем и условий выбора тех или иных букв/с подчеркиванием тех или иных выделяемых элементов предложения) или устными. Например: 1*Как паук (безударная непроверяемая гласная в корне), строя свой паутинный (прилагательное образовано при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на Н) замок, рад каждой прилетающей (какой?) добыче (существительное 1 склонения в Д. п.), 2*так душа, окружённая (причастие, образованное от глагола совершенного вида) природой, находит свою бескровную (на конце приставки –  С, так как стоит перед глухим), безгрешную (на конце приставки – З, так как стоит перед звонким) добычу, усматривая (в суффиксе -ИВА- глагола «усматривать» пишется И, так как в форме 1 л. ед. ч. суффикс не изменяется) благую (безударная проверяемая гласная в корне: благо) весть во всём: в птице (сущ. 1 скл. в П. п.), в облачке (безударная непроверяемая гласная в корне; сущ. 2 скл. в П. п.), в лёгком (каком?) шорохе (в корне после шипящего под ударением нет перехода Е в Ё; сущ. 2 скл. в П. п.) лесных вершин (безударная проверяемая гласная в корне: верх), в цветке, в пробежавшей (какой?) по стволу сосны белке (сущ. 1 скл. в П. п.), в лепете (сущ. 2 скл. в П. п.) ветерка, запутавшегося (в причастии перед суффиксом -ВШ- сохраняется суффикс инфинитива: запутаться) в плакучей (какой?) листве ивы, и в жужжании (непроверяемая удвоенная согласная  ЖЖ; сущ. на -ие в П. п.) пчелы, и в качании (безударная проверяемая гласная в корне: качка; сущ. на -ие в П. п.) длинной (прилагательное образовано при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на Н) паутинки (безударная непроверяемая гласная в корне; сущ. 1 скл. в Р. п.), одиноко свесившейся (в причастии перед суффиксом -ВШ- сохраняется суффикс инфинитива: свеситься; какой?) с ветки (сущ. 1 скл. в Р. п.) берёзы или с широкого листа лопуха, 3*по которому (безударная непроверяемая гласная в корне), забавно (безударная непроверяемая гласная в корне) меряя пространство, ползёт, как складной аршин (ЖИ-ШИ пишутся с буквой И), зелёный червяк-землемер.Выполняя 2-е задание, необходимо пронумеровать части предложения, потому что в дальнейшем некоторые задания будут связаны с какой-то конкретной частью, а неправильная нумерация может привести к неправильному выполнению других заданий.При выполнении 2-го и 3-го заданий нужно учитывать, что в них есть необязательная, факультативная часть (она выделена курсивом). Делать ее или нет – на усмотрение учителя: с заданиями ЕГЭ она непосредственно не связана, но для того чтобы выпускники понимали, насколько разнообразными могут быть по своему строению сказуемые и русские предложения в целом, эта часть заданий показалась нам полезной.Задания 4 и 5 связаны с осложняющими элементами в определенных частях предложения. Однако чаще всего эти задания привлекают внимание учащихся к тем явлениям, которые они сами не очень быстро находят и не сразу определяют. Так, в этом предложении они должны вспомнить, что такое одиночное приложение и сравнительный оборот, а также найти в каждой части обособленное обстоятельство.В задании 6 необходимо выписать слова определенной части речи. Здесь чаще всего мы просим выписать либо части речи, знание которых просто необходимо для выполнения задания 23 на ЕГЭ (как в данном случае: знать разряды местоимений необходимо, и повторять их лучше начинать с самого начала работы. Впоследствии это задание будет повторяться неоднократно). Второй тип этого задания связан с теми частями речи, которые представляют значительную трудность при написании, а это важно, например, для выполнения задания 13 на ЕГЭ (слитное/раздельное/дефисное написание наречий, частиц, предлогов и союзов, а также их омонимов). Нам хотелось обратить внимание на такие слова, как не спеша, все-таки, по-моему и т. п. Задания 7 и 8 связаны с орфографическими правилами. Нам показалось важным привести в них формулировки некоторых очень важных правил, о которых выпускники, возможно, уже не помнят. Получился небольшой справочный материал по орфографии, к которому можно обращаться при необходимости.Хочется обратить внимание на то, что с помощью рекомендуемых заданий можно не только проверить знания учащихся и умение находить те или иные грамматические явления, но и отработать эти навыки за счет многократного выполнения заданий одного и того же типа на материале разных предложений. Для того чтобы работа носила систематический характер, мы предлагаем разбирать по 2-3 предложения в неделю (в нашей практике это разбор двух предложений в неделю в течение 10-го и 11-го классов).    Таким образом, предложенная нами система упражнений направлена на комплексное повторение курса русского языка в процессе подготовки к единому государственному экзамену. Надеемся, что это поможет ученикам и нашим коллегам сделать этот процесс  успешным.​Е.Н.Скрипка, преподаватель русского языка «Классической гимназии» при Греко-латинском кабинете Ю.А.Шичалина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте