search
main
0

Комплекс полноценности. Подходы к проектированию УМК для электронного обучения

Интегральные показатели качества курса.

Окончание. Начало в №1Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Обобщенные показатели качества наиболее важных составляющих УМК вычисляются как степени близости к идеальным характеристикам в пространстве выделенных частных показателей. В первом приближении в качестве интегральных показателей можно принять перечень, приведенный в табл. 1.

Целенаправленность

Основное назначение учебного курса – формирование целенаправленного способа действий учащихся в заданной предметной среде. Основная же цель учебной работы сводится к овладению системой целенаправленных действий в заданной предметной среде.

С нормативной точки зрения целевые требования к знаниям и умениям специалистов определяются Государственными образовательными стандартами и образовательными программами. Однако формулировки программ имеют весьма размытый характер и практически всегда требуют конструктивного уточнения учебных целей в реальном учебном процессе.

Значение показателя целенаправленности УМК рассчитывается с помощью выражений (1) или (2) на основании данных табл. 2, заполненной экспертами. В нее проставляют соответствующие значения показателей и их коэффициенты важности.

Одним из вариантов спецификации (перечня) дидактических целей может послужить следующая градация уровней постижения учебного материала:

ознакомление – получить представление о специфике предметной области;

изучение – знать систему понятий и операций предметной области;

освоение – освоить способы манипуляции с понятиями и объектами предметной области.

Важность каждого из уровней можно оценить с помощью соответствующих коэффициентов.

Информационная полнота

Сетевой курс может включать ряд дидактических материалов, представляющих информационную и операционную составляющие осваиваемой предметно-ориентированной деятельности. Сюда входят:

система предметно-ориентированных понятий;

система операций и действий над объектами предметной среды;

система предметно-ориентированных задач.

Значение показателя информационной полноты учебных материалов рассчитывается с помощью выражений (1) или (2) на основании данных табл. 3, заполненной значениями показателей и их коэффициентами важности, полученными в результате экспертной оценки.

Функциональная

В зависимости от основного назначения курса структура показателей функциональной полноты может существенно варьироваться. Их состав и важность для достижения поставленных целей уточняются с помощью детализированного перечня частных показателей и соответствующих значений ситуативных коэффициентов важности, например, увязанных со следующим перечнем видов учебной работы:

изучение – освоение системы понятий и операций заданной предметной области;

экспериментирование – исследование изучаемых объектов или их моделей;

вычисления – выполнение текущих вспомогательных расчетов;

упражнения – совершенствование способов выполнения объектно-ориентированных операций и действий;

моделирование – конструирование имитационных моделей объектов заданной предметной области;

решение проблем – применение знаний при поиске решений для новых классов задач.

Значение показателя функциональной полноты электронного курса рассчитывается с помощью выражений (1) или (2) на основании данных табл. 4, заполненной соответствующими значениями показателей и их коэффициентов важности.

Уровень организации

В зависимости от основного назначения уровень организации анализируемого курса может варьироваться в соответствии со значениями ситуативных коэффициентов важности его характеристик или же уточняться с помощью более детализированного перечня частных показателей.

Значение показателя уровня организации курса рассчитывается с помощью выражений (1) или (2) на основании данных табл. 5, заполненной соответствующими значениями показателей и их коэффициентов важности.

Данный подход может быть взят за основу при оценке дидактической эффективности УМК, причем его могут использовать как эксперты, так и обучающиеся по данному курсу.

Авторское право и интеллектуальная собственность

Проблемы авторского права и интеллектуальной собственности – это один из вопросов, которые больше всего интересуют преподавателей. Ими также глубоко озабочены руководители в бизнесе, властных структурах и юриспруденции. Можно указать на следующие проблемы, с которыми сталкиваются разработчики курса:

Какие материалы из других источников и в каком количестве можно использовать разработчику курса?

Кого можно считать собственником курса – преподавателя или организацию, в которой он работает?

Как решать проблемы интеллектуальной собственности при маркетинге и продаже содержания курса?

К сожалению, по этим проблемам нет единодушия и четких ответов ни в России, ни за рубежом.

Понятно, что авторское право автоматически возникает в момент создания автором электронного произведения и подразделяется на имущественное и личное неотчуждаемое. Оно распространяется на все виды текстов, изображений, мультимедиаэлементов, программ для ЭВМ, баз данных, которые могут быть выражены в любой форме.

Основная угроза правам авторов-разработчиков курсов заключается в незаконном использовании их произведений в части незаконного тиражирования и использования объектов авторского права или их частей. После неудачных и дорогостоящих попыток применения различных аппаратных и программных средств защиты стала понятна их малая эффективность. В настоящее время наиболее действенными можно считать регистрацию (как основной путь защиты авторских прав) и получение грифа в соответствующем ведомстве.

Разработчику курса следует помнить, что оперативным подтверждением авторских прав является копирование на СD и передача на хранение нотариусу или отсылка по почте (в том числе и самому себе) с последующим хранением полученного документа без вскрытия. Сетевые ресурсы можно охранять путем регистрации в поисковых машинах.

В области решения рассматриваемых проблем хорошо зарекомендовал себя Отраслевой фонд алгоритмов и программ (http://ofap.ru). Эта организация была создана для координации работ в области разработки ПО учебного назначения, аккумулирования информации о разработанном ПО, пропаганды и внедрения передового опыта в области новых информационных технологий обучения, научно-педагогических исследований, а также информационного обслуживания сферы образования. Его функциями являются:

регистрация программного и информационного обеспечения;

оказание помощи авторам и организациям-разработчикам в регистрации программного и информационного обеспечения в Национальном информационном фонде неопубликованных документов;

оказание помощи авторам и организациям-разработчикам в регистрации авторского права на ПО;

оказание помощи авторам и организациям-разработчикам в регистрации программных средств в Депозитарии электронных изданий и Регистре баз и банков данных;

оказание помощи авторам-разработчикам в регистрации разработанных ими программных средств в Депозитарии информационно-программных средств;

размещение информации о программном и информационном обеспечении (включая телефоны, адреса электронной почты и интернет-адреса разработчиков) в ряде профильных СМИ и так далее.

Выводы

1. Для эффективного использования Интернета в образовательном учреждении надо комплексно решить ряд задач, среди которых значимое место занимает создание УМК.

2. УМК для электронного обучения, который рекомендуется в качестве «мягкого» дидактического стандарта, состоит из базовой и дополнительной части. Необходимыми компонентами базовой части являются: Введение к курсу; Программа учебной дисциплины; Учебная информация; Руководство по изучению; Хрестоматия; Академический календарь; Контрольный блок; Глоссарий и список сокращений и аббревиатур; Заключение.

3. Разработка УМК в полном объеме должна проходить при участии коллектива специалистов, хотя его может создавать и один преподаватель, прошедший соответствующие курсы повышения квалификации.

4. При оценке качества УМК в электронной интерпретации приходится проводить техническую, содержательную и дизайн-эргономическую экспертизу. Качество разработанного УМК оценивается с помощью экспертов, к которым относятся как внешние специалисты, так и обучающиеся по оцениваемому курсу. При этом целесообразно применять формализованную методику оценки качества УМК.

5. С точки зрения разработки и применения УМК на сегодняшний день недостаточно проработанными остаются вопросы авторского права и интеллектуальной собственности. Наиболее хорошо отработанной процедурой уменьшения угроз авторским правам для преподавателей – разработчиков курсов считается регистрация УМК в Отраслевом фонде алгоритмов и программ.

Александр АНДРЕЕВ, заведующий кафедрой педагогики Московской финансово-промышленной академии, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте