search
main
0

Комплекс напрасной жертвы. Чтобы учителя зауважали, он должен перестать казнить себя сам

Всероссийское педагогическое совещание планировалось как большое, но привычное августовское: выступления по итогам прошедшего учебного года, обсуждение перспектив наступающего, опасения, надежды, планы… Работа первого дня была организована на пяти дискуссионных площадках и должна была затронуть темы престижа учителя, профстандарта, образовательной инфраструктуры, отчетности и качества образования. Во второй день должно было состояться пленарное заседание с участием Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и министра образования и науки… Но в первый же день стало понятно: многое пойдет уже не по сценарию.

Вопрос номер одинПовестка совещания менялась практически на ходу. Дискуссионная площадка №1 – изначально поле острой полемики о том, как повысить престиж учителя – в официальных формулировках превратилась в разговор «Об особом статусе учителя в обществе». Впрочем, ничье желание высказаться и пафос самих высказываний это особенно не ограничило. Как сразу отметил заведующий кафедрой социального проектирования МГПУ Сергей Весманов, статус не определяется лишь доходами, как бы нам ни хотелось увязать повышение привлекательности профессии учителя с повышением оплаты труда. Статус скорее зависит от того, насколько хорошо образован учитель. И если педагог по определению лучше родителей знает, что делать с несчастным двоечником или юным гением, и его ответ звучит убедительно для родителей и того и другого, его статус сразу же взмывает вверх по прямой.С одной стороны, действительно, за рост престижа мы можем принять тот факт, что конкурс в педвузы в последнее время существенно вырос. В том же МГПУ в приемную кампанию минувшего года было принято 12,5 тысячи заявлений, а в этом году уже 25 тысяч. Но что нам делать, если на поверку выходит, что педагогический бакалавриат, как отметил министр образования Оренбургской области Вячеслав Лабузов, пока не дает качественной подготовки к профессии? Поэтому вместо повышения квалификации педагогов приходится просто-напросто доучивать, чтобы не выходило страшных конфузов, когда историк с 12-летним стажем говорит на уроке о том, что Конармию образовал Василий Чапаев.Показательный пример? Очевидно. Как и то, что, по словам кандидата социологических наук, профессора Дмитрия Соина, возвращение педагогу сакральной миссии и сакрального статуса, которыми он некогда был наделен, едва ли возможно. По крайней мере это будет не завтра, ведь сегодня педагог – это технический транслятор, а уставшие от бесконечных отчетов и обещаний дебюрократизировать образование учителя с горечью добавят: «И технический исполнитель».Вопросы отчетности, к недовольству председателя комитета Государственной Думы по образованию Вячеслава Никонова, до сих пор не удается отрегулировать. Но тогда получается, что не правы не образовательные организации, у которых в соблюдение Закона «Об образовании в РФ» есть свои сайты с таким количеством сведений, которое может удовлетворить самых взыскательных проверяющих, а сами проверяющие организации, которые не умеют этими сайтами пользоваться? Понятно, что далеко не все можно проверить дистанционно, главное, чтобы, по словам Вячеслава Никонова, это не происходило с особым цинизмом, и когда проверяющей организации это интересно и удобно.Впрочем, и это еще не все. До сих пор почти с шекспировским надрывом звучит вопрос: бумажный журнал или не бумажный? В законе прописано «бумажный и (или) электронный», но проверяющие упускают из вида это «или», особенно в тех регионах, где до триединства уменьшения отчетности, недублирования и полной автоматизации еще далеко.Неудивительно, что ни о каком престиже профессии не может говорить человек, у которого, по словам директора санкт-петербургской Академической гимназии №56 Майи Пильдес, бумажная нагрузка прямо пропорциональна учебной нагрузке. Причем, как приводит данные доцент кафедры профессионального развития педагогических работников МГПУ Надежда Фомина, сегодня российский учитель тратит 22 часа в неделю на один только документооборот. Интересно, чувствует при этом наш учитель свою непрестижность или устает настолько, что сразу по возвращении домой забывает обо всем? Судя по всему, второе гораздо вероятнее.Сами виноваты?Если обратиться к общественному мнению, оказывается, положительные сдвиги все-таки есть. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, приводя данные опросов, подчеркнул, что за последние 8-10 лет профессия учителя из непрестижной превратилась в среднепрестижную: если опять же свести все к заработной плате, а часто так это и происходит в представлении общества, то теперь учителя не считают бедным, правда, не относят его и к верхней трети по шкале обеспеченности. Над чем здесь скорее стоит задуматься, так это над тем, что опросы вновь показывают явный разрыв ожиданий. Чего ждут от школы? Нужно учить и передавать знания, нужно воспитывать, нужно мотивировать детей к процессу обучения, самостоятельного поиска и получения знаний. Вновь перед нами триада главных смыслов, которые школа, по мнению общества, не может дать этому самому обществу. Желанный учитель внимателен к детям, он настоящий педагог, прекрасно владеет знаниями и навыками и, конечно, глубоко разбирается в своем предмете. Для нашего общества, по мнению Валерия Федорова, проблема системы образования – это проблема учителя: учитель не подготовил, не воспитал, не помог…От учителя только и делают, что требуют, а есть ли кому-то дело до учителя? Может ли он подготовить, воспитать и помочь или сам нуждается в помощи? Может быть, даже в психологической?Учитель английского языка второй школы города Волгореченска и участник конкурса «Учитель года России-2016» Наталья Полянина сразу же попросила коллег: – Поднимите руки, кто работает на ставку? Одна, две… даже три! А знаете, что говорит один из депутатов нашей Костромской гордумы: «Я теперь понимаю, почему учителя работают на полторы ставки: на ставку есть нечего, а на две уже некогда»…Но, как оказывается, несмотря на уверенность костромских думцев, полуторная ставка – это не самый оптимум. – Одна моя молодая коллега получила квиток – села и плачет, – продолжила Наталья Полянина. – А я смотрю на нее и думаю: если уйдет из школы – правильно сделает, сможет реализоваться, показать себя, а останется – будет старой девой. Говорю ей: «Ну пойдем хотя бы в театр, развеемся!» А она мне: «Не на что!»… У меня всё, – подытожила Наталья Полянина и направилась в зал в полной тишине.Первым пришел в себя директор московского Центра образования «Царицыно» №548 Ефим Рачевский и, вновь вживаясь в роль модератора дискуссионной площадки №1, предложил коллегам подумать: а действительно, как сделать так, чтобы при такой востребованности и занятости учитель мог развиваться? Исполняющий обязанности ректора ГИТИС, театральный критик Григорий Заславский попытался ответить на этот вопрос и хотел было снизить градус дискуссии, пригласив делегатов всероссийского совещания на бесплатные дипломные спектакли своего вуза. А потом заговорил о том, что в театральном мире самая лучшая реклама на самом деле – отрицательный отзыв… Так, может, и учителям не надо так зацикливаться на положительном образе и осязаемом престиже? Идеальный образ учителя в «Доживем до понедельника» вполне компенсируется обычными и не всегда правильно поступающими киноучителями, причем в картинах советского же времени. Взять хотя бы «Чучело» или «Вам и не снилось».  Главное ведь не то, что говорят об учителе, а что о нем вообще говорят. Так что и «Географ глобус пропил», и «Физрук» вполне оправдывают эту цель…Но свернуть дискуссию в хитросплетения экранных образов и самой жизни Григорию Заславскому не удалось, поскольку, видимо, так и не отойдя от выступления коллеги, в том числе и по грядущим конкурсным испытаниям и заранее извиняясь за прямоту и очевидную резкость высказываний, слово взял учитель русского языка и литературы калининградского лицея №23 Леонид Бондарь.- Мы сами продуцируем жертв! А не нужно быть жертвами! Мне хватает времени и на зарплату, и на себя, и на театр! Начните с себя! – с чувством в голосе призвал Леонид Бондарь.Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, с уважением смотря на своих собеседников – педагогов со всей страны, – попросила их гордиться собой, своими достижениями и не бояться хвалить себя. Что ж, вспомнить о важности самоуважения, если это подкрепляется еще и другими мерами, действительно не мешало бы. А в правительстве и министерстве, по словам Натальи Третьяк, уже задумались о том, куда будет дальше двигаться ситуация с зарплатой. Вроде бы в среднем все выглядит весьма прилично, но, когда начинаешь углубляться в частности, возникает масса вопросов… Так что сейчас для каждого педагога и управленца одна из основных задач – решить, будем ли мы ставить вопрос о введении единых подходов к оплате учительского труда во всех регионах.Правда, проректор МГПУ по организационно-правовым и экономическим вопросам Артемий Рожков охладил пыл уже настроившихся на участие в реформах: сегодняшнее законодательство не позволяет на федеральном уровне установить единую систему. Существуют 3 или 4 подхода – в зависимости от того, насколько детально мы проводим между ними водораздел. Главная проблема, в его представлении, скорее в том, что эти системы – каждая по-своему – сложны в расчете и понимании, хотя все можно было бы упростить и сделать прозрачнее.«Любить и жаловать»О том, что правительство на самом деле пойдет на встречу учителям, они услышали из первых уст уже во второй день совещания. На пленарном заседании председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев заявил: «Мы готовы сделать так, как вам удобно». Причем Дмитрий Медведев не исключил возврата к некоторым прежним принципам исчисления зарплаты, однако, по его словам, нужно сохранить и то лучшее, что существует сегодня. Главное, чтобы итоговое решение вызрело именно в педагогическом сообществе.Подобное настойчивое стремление премьера к компромиссу с учителями было не последним поводом для удивления. Правда, второй повод взбудоражил общественность и участников совещания гораздо сильнее. Уже  в середине первого дня стало ясно: все, кто ожидал встречи с министром и привычно рисовал в мыслях президиум с участием Дмитрия Ливанова, должны будут поменять эту картинку. 19 августа стало известно, что новым руководителем ведомства назначена доктор исторических наук, профессор Ольга Васильева, которой, прося аудиторию согласно правилам старинного речевого этикета «любить и жаловать», и передал слово Дмитрий Медведев. Уже накануне выяснилось, что в ходе совещания озвучивать тактику своих действий в новой должности Ольга Васильева не планирует, а уделит внимание лишь стратегическим моментам. Причем оказалось, что основные направления ее внимания укладываются в ту же логику, что и вопросы, которые участники совещания обсудили днем ранее. Ольгу Васильеву волнуют проблемы бюрократизации образования, престижа учителя и его профессионального уровня, причем именно учитель, его служение и его миссия являются для нее одним из приоритетов, так как именно от учителя зависит всё. Правда, как уточнила министр, прежде всего нужно осмыслить все сделанное, взять лучшее и только после этого начать двигаться вперед.P.S.После Всероссийского педагогического совещания прошло три дня. Жизнь его участников и тем более обычных учителей по всей стране продолжается в штатном режиме. Социальные сети и СМИ от кадровых перестановок в кабинете министров уже лихорадит гораздо меньше… На повестке дня у большинства педагогов другое, привычное для последних дней августа: надо успеть собрать в школу своих детей, собраться с мыслями на новый учебный год, определить свою тактику, чтобы в дальнейшем не ошибиться ни в малом, ни – от этого – в большом. Хотя в педагогической профессии такого деления, пожалуй, и не бывает: каждое решение – огромной важности. Почти всероссийского масштаба.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте