Ни для кого не секрет, что вся наша жизнь зависит от определенных решений или шагов, которые мы делаем ежедневно и ежеминутно. Мы привыкли к тому, что семья и школа дают базовые знания, благодаря которым мы можем выбирать направления своего пути. Но стоит отметить, что эти знания стремительно устаревают, мир развивается, и мы не всегда успеваем вовремя сориентироваться. Возникает необходимость быть постоянно гибкими и разносторонне образованными, иметь ко всему грамотный подход.
Значение слова «грамотность» уже давно перестало быть стационарным. Сегодня грамотность – это широкое понятие, которое применяется в различных областях. Конечно, без основных навыков счета, письма и чтения современный человек далеко не уйдет, но есть еще и другие необходимые умения. Например, медиаграмотность («совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах») и медиакомпетентность («результат медиаобразования, уровень медиакультуры, обеспечивающий понимание личностью социокультурного, экономического и политического контекста функционирования медиа»).
Кто-то может возразить, что школьнику совсем не обязательно вникать в такие сложные понятия. Но если рассмотреть деятельность ребенка в течение учебного года, можно с уверенностью сказать, что сейчас медиаобразование – одна из наиболее важных составляющих обучения. Каждый ученик сталкивается с поиском информации (и все чаще в электронных источниках), учится ее обрабатывать и перерабатывать, создавать собственные печатные и электронные материалы. Кроме того, приоритетным направлением школы становится проектная деятельность. Согласно ФГОС ОО каждый обучающийся должен уметь создавать проекты и проводить исследования. И здесь без медиакомпетенций не обойтись. Проект – целый комплекс работы с медиаресурсами. И это только часть жизни, которую дети проводят в школе, а окружающий их мир также требует грамотного подхода и навыков для безопасной и комфортной жизнедеятельности.
Как можно решить проблему медиаобразования в школе? Одним из возможных вариантов становится создание школьного пресс-центра или пресс-клуба. В рамках дополнительного образования можно проводить занятия по медиаграмотности, включив их в программу. Гораздо проще учиться на практике. Дети с удовольствием откликаются на предложение поработать за компьютером. Пробуют, делают ошибки, приобретают опыт, а значит, приобретают грамотность.
Казалось бы, работа школьного пресс-центра должна быть связана только с журналистикой, но журналистика сегодня медийная, и даже более того – мультимедийная, что подразумевает взаимодействие с медиапространством, медиакультурой.
К тому же перед педагогом объединения не стоит задача сделать обучающихся журналистами. В школе журналистика скорее не цель, а средство. Целью является формирование умений, связанных с работой в информационном поле, понимание законов информационного общества, формирование деятельностной потребности в творческой и социальной активности учащихся через знакомство с особенностями конкретного вида социальной деятельности – журналистики. Ключевая задача здесь – сформировать у детей качества грамотного получателя информации, критичность, устойчивость к восприятию массмедиа. Это достигается конкретными приемами сбора и обработки информации, умением грамотно вести диалог, выстраивать коммуникативные отношения и пространство коммуникации, а также пользоваться современной техникой и технологиями работы с медиа.
Сегодня журналист универсален. Он должен уметь излагать свои мысли на бумаге, быть репортером, оператором, телеведущим, владеть навыками ораторского мастерства и презентации. И все это в условиях постоянного обновления информации. Чем правильнее и активнее ты сделаешь выбор, тем больше шансов получить положительный результат от своей деятельности. Последнее относится к жизни в целом.
Школьный пресс-центр – это шанс для учеников испытать себя и приобрести опыт, что позволит стать более грамотными и мобильными, ответственными и подготовленными к быстроменяющемуся миру, многое успевать, а значит, быть более успешными.
Людмила КОРОЛЕВА, руководитель школьного пресс-центра школы №1534
Комментарии