– Сегодня вечерняя школа меняется постоянно, буквально на глазах, ситуация там непредсказуемая и зависит не только от состояния образования, но в большой степени от того, как меняется окружающая среда, какие требования она предъявляет к школе, какие потребности в школьном образовании имеет. Мы стараемся обнаруживать, исследовать и решать острые проблемы вечерней школы по мере их возникновения.
А проблемы эти связаны в основном с модернизацией школьного образования. Я часто слышу от директоров, что она якобы их не касается. Как ни странно, это и в самом деле так, потому что, во-первых, планы модернизации разрабатывают в основном преподаватели вузов, а они проблем вечерней школы не знают, во-вторых, речь постоянно идет о дневной школе, а дневная и вечерняя сильно отличаются друг от друга, хотя программа обучения у них чаще всего одна и та же. Например, дневная школа переходит на единый государственный экзамен, а вечерняя пока не может этого делать.
И превращение ее в профильную тоже навряд ли возможно, потому что вечерняя школа нацелена исключительно на получение среднего образования, а профильная – на поступление в тот или иной вуз. Зачем, как, какие предлагать профили в вечерней школе, где учатся взрослые люди, уже выбравшие себе профессию, занятие по душе, прошедшие определенные жизненные этапы, – вот вопросы, которые мы изучаем. В вечерней педагоги должны не только выполнять учебную программу, адаптируя их в связи со спецификой контингента, но и еще вести диалог с учениками, специфическую воспитательную работу. Особенность ее в том, что это работа со взрослыми, у которых есть свой социальный, экономический, учебный опыт.
Сегодня у нас уже есть наработки и рекомендации для педагогических вузов по выпуску учителей для вечерних школ и повышению их квалификации. Не секрет, что в вечерних школах трудятся не лучшие педагогические кадры, потому что эти образовательные заведения были одно время вообще заброшены, как и многое другое в нашей стране. О них государство не заботилось совсем, это не могло не сказаться самым наихудшим образом на их кадровом, материально-техническом методическом обеспечении. Сейчас идет перестройка и программ содержания обучения, и структуры, и стандартов. Все вместе это и составляет, кстати, тот процесс модернизации, которого директора, по их словам, не видят.
Мы сегодня много внимания уделяем разработке адаптивной модели вечерней школы. И с ее помощью надеемся удовлетворять те запросы, которые нынче появляются у взрослых людей, адаптировать школу к уровню современных требований. Это непросто, но тут вечерняя школа может обогнать дневную, потому что способна перевести в практическую плоскость лозунг о связи школы с жизнью. Если выпускникам дневной школы для знакомства со взрослой жизнью нужно довольно длительное время, то в вечерней ученики хорошо знают жизнь со всеми ее требованиями, зигзагами и поворотами.
Владимир ПОДОБЕД, директор Института образования взрослых Российской академии образования, Санкт-Петербург
Комментарии