search
main
0

Компетентное мнение. У каждого конкурса свой «почерк»

Каждый год региональные профсоюзные лидеры участвуют в работе различных номинационных жюри на конкурсе «Учитель года России». В этом году в состав предметного жюри по математике входила Таисия Александровна Макеева, председатель Кировской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

– Почему вы вошли в жюри именно этой номинации?

– Потому что четверть века отработала учителем математики в школе. Кроме того, 17 лет трудилась заместителем директора школы по воспитательной работе. Сами понимаете, постоянно посещала уроки, анализировала работу учителей – накопился методический опыт. Когда я ушла из школы, то стала заведующей городским методическим кабинетом, то есть продолжала вырабатывать критерии оценки работы учителя. Думаю, все это и послужило причиной того, что мне предложили поработать в жюри именно в этой номинации.

– Конкурс в Кировской области похож на Всероссийский?

– Наш областной конкурс проходит 13 лет, восемь из них я входила в жюри, затем в оргкомитет. У нас, конечно, не те масштабы, обычно участвуют два математика, два физика, два-три литератора, поэтому жюри одно, мы отсматриваем уроки всех участников. Получается, что каждый имеет возможность сравнивать конкурсантов и выставлять баллы с учетом этого сравнения.

– Вы – опытный учитель и методист. Может ли вас что-то удивить на областном конкурсе?

– Меня удивляет, что у каждого конкурса свой «почерк». Если в первые годы у нас участвовали по четыре человека, то сегодня их стало гораздо больше. Известно, что для участия в конкурсе необходим внутренний кураж, без которого невозможно победить. Год от года учителя становятся смелее. Конкурсы стали проходить в районах, в школах. Я затрудняюсь сказать, в каком районе нашей области такой конкурс не проходит. Эта складывающаяся цепочка «школа – район-область» радует.

– Зачем, на ваш взгляд, она нужна?

– Конкурс – это не только экзамен для учителя, не только повод продемонстрировать его педагогические, воспитательные способности, но как нечто более значительное. Ведь учитель – достаточно массовая профессия, и в основном власть смотрит на педагогов как на массу, а на самом деле это сообщество талантливых и творческих индивидуальностей.

– А как быть с тем, что все учителя разные?

– Они, конечно, все разные, но каждый учитель так или иначе – это человек, на котором сегодня держится Россия. Учителей называют консерваторами. Но слава Богу, что это так, иначе реформаторы разрушили бы всю систему образования, складывавшуюся годами. Ценность конкурса в том, что он позволяет вытащить на поверхность дарования из общероссийского педагогического коллектива и показать, что такое учитель сегодня. Когда общество видит, какие у нас есть таланты и сколько их, оно начинает ценить вклад учительства в развитие образования, культуры, науки.

– Сегодня все чаще звучат рассуждения о том, что педагогический корпус стареет. А что происходит на конкурсе? Кто в нем участвует – молодые, зрелые педагоги или люди с немалым педагогическим опытом, перешагнувшие пенсионный порог?

– Пенсионеров на конкурсе нет, во всяком случае, я таких случаев не припомню. Много молодых педагогов, хватает и тех, чей стаж составляет десяток-другой лет. Обязательно каждый год бывает два-три человека с опытом работы 10-15 лет, не больше, потому что для участия в конкурсных испытаниях нужны силы. Чем старше становишься, чем больше опыта приобретаешь, тем больше недостатков видишь в своей работе. Это, на мой взгляд, и мешает учителям с большим опытом работы участвовать в конкурсах.

– Они настолько самокритичны?

– Да, они настолько самокритичны, так требовательны к себе, что не могут считать себя лучшими. А молодым кажется, что они все уже знают и умеют после трех лет работы в школе, поэтому им легче решиться на участие в конкурсе. Яркий пример – победитель конкурса «Учитель года России-2004» Евгений Славгородский. Он хорошо образован и уверен, что уже всего достиг, все знает в своей профессии. Может быть, кстати, именно это и принесло ему победу в прошлом году. Я это имела в виду, когда говорила про необходимый кураж. В прошлом году я не была на конкурсе, но в этом году от своих коллег по жюри слышала, что Евгений удивил их некоторой изюминкой во всем, что он демонстрировал на уроках.

– Таисия Алексеевна, вы работали в предметном жюри не только как математик, но и как профсоюзный лидер. Как вы себя чувствуете в этом качестве на конкурсе?

– Мне как руководителю региональной профсоюзной организации радостно видеть, сколько таланта, энергии, даже порой гениальности есть у педагогов и больно осознавать, что все это почему-то не ценится нашими руководителями достаточным образом в материальном плане.

– Скажите, а что происходит с победителями ваших региональных конкурсов: как их награждают, как отслеживают потом их судьбы, как используют опыт?

– Ценность призов зависит от того, сколько денег есть – вы ведь знаете, какая у нас бедная область. Были годы, когда занявшим первые три места дарили телевизоры, сейчас вручают компьютеры. У нас в области за последние годы почти все победители защитили кандидатские диссертации, большая часть из них ушла в науку. Я знаю, что и на этом Всероссийском конкурсе много кандидатов наук, людей, которые пишут кандидатские или докторские диссертации. Это хорошо, потому что они сочетают занятия наукой с преподаванием в своих учебных заведениях, школа от этого только выигрывает, ибо повышается качество преподавания. Некоторые учителя стали руководителями тех учебных заведений, откуда они пришли на конкурс. У нас незамеченным не остался никто.

– А возможен ли у вас в конкурсе такой вариант: учитель побеждает и ему дают квартиру или дом?

– Один такой случай был: учительница иностранного языка стала победительницей, и губернатор за это ей пообещал квартиру. Он свое обещание выполнил, квартиру дал, правда, не сразу, а учительница ушла из школы. С тех пор квартир больше не дают… То есть произошло два парадокса: первое – дали квартиру, второе – педагог ушел из школы. У нас учителя школы не бросают.

– Как вы считаете, региональные конкурсы должны копировать Всероссийские финалы или быть самобытными, самостоятельными?

– Думаю, даже если на Всероссийском и есть что-то хорошее, региональные должны проводиться по-своему. Я не считаю, что в Кировской области мы готовим своих учителей к конкурсу хуже, чем в других областях. В этом году нашу область представлял учитель технологии Дмитрий Скурихин, и выступил он очень достойно. Общую подготовку у нас ведет областной Институт повышения квалификации работников образования, она проходит на должном уровне. Правда, у нас еще не было победителей Всероссийского конкурса, но в «пятнашку» лучших из лучших наши педагоги выходят неизменно, так было и в этом году.

– А не ставили вы такой задачи, чтобы победителем регионального конкурса «Учитель года» стал председатель первичной профсоюзной организации школы? Может быть, это повысит авторитет профсоюза в глазах педагогов?

– Задача уж очень узкая. Мы, будучи соучредителями областного конкурса, привлекаем все районные организации к награждению участников конкурса призами, к просмотру уроков учителей. А что касается участия профсоюзных лидеров в конкурсе, так то, что человека избрали председателем профсоюзной организации, еще не означает, что он еще и лучший учитель. Он должен быть лучшим организатором, но не всегда становится лучшим по профессии. Участнику конкурса нужны и профессиональные, и организаторские, и другие качества. Однако председатель профкома может и стать победителем такого конкурса, потому что сегодня в профсоюзные лидеры не избирают абы как, по принципу «Только бы не меня!». Сейчас в наших вузах громадный конкурс на должность председателя профкома студентов. Это значит, что у нас есть резерв молодых лидеров. Когда начинаются перевыборы, мы в полном смысле слова «просеиваем» кандидатов через сито. Очень часто люди выдвигают свои кандидатуры сами, потому что хотели бы работать на благо образования, защищать права студентов и преподавателей. В самом деле, где, кроме как в профсоюзе, может проявить себя активный молодой человек в качестве общественного деятеля? Нигде! Студенческое самоуправление насаждают сверху, а профсоюз выдвигает лидеров снизу, из коллективов.

– Как вам, Таисия Алексеевна, работалось в предметном жюри и согласитесь ли вы повторить опыт в следующем году?

– Прежде всего я удовлетворена составом нашего предметного жюри, у нас было полное взаимопонимание. Обстановка была доброжелательная, рабочая, мы понимали друг друга, у нас почти не было расхождений в оценках участников конкурса. Это о многом говорит. Лично мне начиная с первого конкурса, «Визитной карточки», понравилась Ирина Ломакина, учитель математики из Ульяновской области. Она математик, но не сухарь, а творческий, всесторонне развитый, талантливый человек, в полном смысле слова математик-поэт. Сразу стало понятно, что Ирина очень любит детей, что она внутренне красивый человек. Мое первое впечатление подтвердила и демонстрация опыта, и урок, который был просто сказкой. Я сама математик, но за 25 лет работы у меня ни разу даже мысли не возникло, что эту тему можно подать так поэтично, как это сделала Ломакина. Ведь она просто чудо сотворила: дети, нацеленные на изучение исключительно гуманитарных наук, вдруг с интересом стали заниматься математикой. Учитель, воспользовавшись природными устремлениями детей, заинтересовав их жизненными ситуациями, использовав некие психологические приемы, одержала победу над нелюбовью к математике. Построить урок на изменении сознания подростка, его устремлений – это настоящая победа. Думаю, что в Калининград стоило приехать только для того, чтобы увидеть этот урок. Мне жаль, что на уроке Ирины Ломакиной не было министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко: он бы понял, что учителя – не серая, безликая масса, которая только требует повышения зарплаты, а россыпь творческих бриллиантов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте