search
main
0

Компас в мире профессий. или Как сделать правильный выбор

Профилизация старшей ступени средней школы – одна из актуальных задач современного образования. Вроде бы ничего здесь сложного нет. Но когда начинается этап реализации профильного обучения, педагогический коллектив сельской школы сталкивается с массой проблем, важнейшая из которых – предпрофильная подготовка. Эта проблема актуальна для всех районов Тюменской области, и решают ее по-разному. Но повсюду специалисты сходятся в одном: чтобы ученики осознанно выбрали профиль дальнейшего обучения, необходимо правильно организовать предпрофильную подготовку, которая прежде всего связана с элективными курсами и профориентационной работой.

Ознакомимся с опытом организации сетевого профильного обучения в Тобольском районе. В течение 2003-04 учебного года в районе было проведено анкетирование будущих девятиклассников, определен состав творческих групп (завучи, методисты и учителя) по освоению эффективных технологий и программ преподавания элективных курсов, по отработке портфолио. Около 80 программ элективных курсов представлялись на экспертизу, и большинство из них были рекомендованы к применению. В сентябре 2004 года предпрофильное обучение в 9-х классах началось во всех школах Тобольского района. Как известно, профильное обучение на старшей школьной ступени ориентировано на учет реальных потребностей местного рынка труда. Выяснилось, что потребность в рабочих кадрах в ближайшее время в районе составит около 430 человек, в число которых входят педагоги с высшим образованием, продавцы, каменщики, плотники, повара, газосварщики, каменщики.

Первоначально на основании образовательных, материально-технических возможностей и анкет учеников в Тобольском районе создали четыре центра по организации профильного обучения: Байкаловская СОШ (профили агротехнологический, информационно-технологический), Бизинская СОШ (профиль обществоведческий), Прииртышская СОШ (профиль физико-математический) и Санниковская СОШ (профиль филологический).

Чтобы обобщить опыт первого года работы по эксперименту, весной 2005 года на базе Байкаловской школы был проведен семинар, на котором рассматривались вопросы профильного обучения, с участием директоров опорных школ. Обсуждения за круглым столом помогли выявить проблемы, с которыми столкнулись учителя. В педагогических коллективах пришли к выводу, что им необходима методическая помощь со стороны ТОГИРРО при разработке программ. В семи школах района открылись профильные классы по разным направлениям (агротехнический, информационно-технологический, физико-химический, естественно-математический, физико-математический, социально-гуманитарный). В Байкаловской и Бизинской школах профили остались прежними. В районе создали новую сеть с базовой школой в поселке Сетово. В этой школе хорошая материально-техническая база, компьютерный кабинет, подключена спутниковая антенна, хорошая библиотека, кабинеты оснащены наглядными пособиями. На базе Сетовской школы действуют два профиля: естественно-математический и физико-химический. Кроме того, создание базовой школы позволило закрыть вакансии в основных школах кадрами базовой школы, проводить лабораторные и практические занятия в базовой школе округа, организовывать совместные учебные и воспитательные дела. Два года назад опыт работы Сетовской школы был обобщен на семинаре директоров образовательных учреждений по теме: «Профильное обучение. Сетевое взаимодействие».

Психологическое сопровождение

Большинство специалистов считает, что выбор профессии – это главная и существенная сторона самоопределения молодого человека и в первую очередь выпускника школы.

Несколько лет в Аромашевской средней школе дети получают квалифицированную помощь психолога. В 9-м классе работает программа по профориентации «Познаю себя». Все девятиклассники проходят диагностику, включающую вопросы, касающиеся профессионального самоопределения, дальнейшей учебной или профессиональной перспективы. Комплексная диагностика позволяет детям более углубленно изучить свои возможности как в личной, так и в профессиональной сфере.

В Аромашевской школе девятиклассникам преподается специализированный курс «Психология профориентации». Курс содержит 10 методик, позволяющих ученикам определить свои способности, социальные и профессиональные приоритеты, расширить знания о существующих профессиях, проверить, насколько предполагаемый профессиональный выбор соответствует их личностным качествам, физическим и интеллектуальным данным.

Ученикам, поступившим в 10-й класс, предлагается программа развивающих игр «Я выбираю профессию». Старшеклассники могут сделать окончательный выбор профессии или специальности. Программа содержит элементы тренинга, ролевые игры, рассматривает социально-психологические причины, влияющие на выбор профессии. Использование методики полярных профилей позволяет десятиклассникам узнать положительные и отрицательные черты своего характера, определить, над чем необходимо работать, чтобы совершенствоваться. Построение личной профессиональной перспективы дает ученикам возможность понять, как далеко они могут спланировать свою личную жизнь и профессиональную карьеру. На уроках десятиклассники встречаются с представителями различных специальностей, и на заключительном этапе изучения программы ребята готовят презентации разных профессий.

В 11-м классе многие ученики делают окончательный выбор. Но иногда возникает проблема – насколько выбранное учебное заведение соответствует интересам ребенка. Здесь играют роль такие факторы, как физическое здоровье, материальное положение семьи, престижность специальности, черты характера выпускника.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте