Победа на профессиональном педагогическом конкурсе – триумф технологий, удача? А может быть, побеждает тот, кто ощущает себя звездой? В случае с Ольгой Валентиновной Хитровой, воспитателем года России-2021, все сложнее. Нет, технологии, профессионализм – все при ней (кстати, видеоролики, посвященные Ольге и ее работе, можно найти в группе Общероссийского Профсоюза образования ВКонтакте: https://vk.com/eseur). Но вот что касается самоуверенности и честолюбия – этого, кажется, и нет вовсе. Ольга Хитрова очень скромный человек.
А еще она абсолютная оптимистка, тактична и внимательна к окружающим, добра, при этом целеустремленный человек. Всегда готова помочь. Прекрасная актриса – без Ольги Валентиновны не обходится ни один утренник, праздник. Забавно, что она, умница и настоящая красавица, спокойно играет характерные роли – Кикимору, например. И любят ее все – не только дети и их родители, но и коллеги. Мы знаем, что зависть – страшный бич женских педагогических коллективов. А вот за конкурсантку «Воспитателя года» Ольгу Хитрову искренне болел весь ее 93‑й рыбинский сад, все педагогическое сообщество города, знающее ее в лицо, педагоги Ярославской области, которые просто слышали о ней. Помогали не только потому, что Хитрова представитель региона, но и потому, что она личность, интересная, разносторонняя.
С ней приятно общаться. Или, как сказал кто-то из опытных педагогов, «у Ольги Валентиновны глаза горят, хочется ей помогать. Ей даешь, она берет, она умеет брать. Много девчонок хороших приходит в образование, но далеко не все хотят учиться». Читаю в статье, которую написали об Ольге старшие воспитатели детского сада №93 Наталья Медведева и Елена Крутихина: «Как только Ольга Валентиновна переступила порог нашего детского сада, мы поняли, что она может дарить счастье, свет и тепло окружающим. А это так важно в работе с маленькими детьми!» Слушаю заведующую детским садом Татьяну Носкову: она говорит, что ей нравится работать с молодыми. Вспоминаю, как Ольга рассказывала, что коллеги буквально собирали ее в дорогу на конкурс, дали инструкцию, как вести себя в самолете, что куда положить, – она ведь впервые летела! И думаю: это везение – такой коллектив, такой руководитель? Но ответ вы и сами знаете: везет тому, кто сам везет.
Побывав на занятии Ольги Хитровой, улыбаюсь про себя: и с детьми тоже повезло! Девочка Ангелина, несмотря на мое присутствие, включается в работу, корчит в зеркале рожицы, рисует буквы пеной для бритья, произносит чистоговорки. Но какой колоссальный труд логопеда стоит за этими упражнениями! Ведь порой дети бывают очень закрытые, на первых занятиях молчат как рыбы, никак не реагируют. И вот что интересно: Ольга берет на себя ответственность за это, видит проблему не в малышах, а в себе. Постепенно «размораживает» ребят.
– И оказывается, что у этих детей развитие речи выше всех остальных. Хотя сидел и молчал. Испугался. Может быть, в семье проблемы, – объясняет Ольга и продолжает размышлять: – Есть дети, с которыми я разговариваю на «вы». Им так комфортно. Им не нравятся шуточки. А к занятию они относятся как к конференции. Дети все разные. С кем-то пошутить, попеть, стихи почитать. Есть выдумщики, которые свои чистоговорки придумывают. «Ла-ла-ла – девочка ушла». – «А куда она ушла?» И начинают подробно рассказывать.
Ольга даже пошла учиться на психолога, чтобы лучше понимать детей, лучше помогать им. Вообще она находится в постоянном поиске новых идей, признается, что берет их отовсюду. Так возникла в арсенале педагога пена для бритья. Ее используют для рисования, творчества. А еще добавилась игрушка поп-ит. Казалось бы, просто развлечение. Ан нет. Нажимая на «пупырки», дети отрабатывают мелкую моторику, произношение звуков, слогов, придумывают слова.
– А еще происходит словоизменение, – рассказывает и показывает Ольга Валентиновна. – Например, ребенок говорит фразу: «Я пришел в магазин, мне нужно купить машину». Сколько машин нужно? Одна машинА (нажимает), две машинЫ (нажимает два раза) и так далее». Некоторые ребята даже используют поп-ит как калькулятор. Это наглядно, интересно, весело. Отрабатывают предлоги, рисуют узоры, автоматизация на уровне слогов происходит: «ла-ла-ла, лу-лу-лу». Обычно это скучный процесс, а тут не могу их остановить. Дети даже образ звуков на поп-ите рисуют. Вариаций множество.
– А вы всегда занимаетесь с детьми индивидуально?
– Основная форма – индивидуальные занятия. Могут быть небольшие группы детей с одной проблемой. Тогда можно и соревнования устроить. Причем не для конкуренции, а для помощи, поддержки. Вообще же мой кабинет иногда называют комнатой смеха, так у нас весело. Надо заниматься на позитиве! Создавать такие условия, чтобы ребенку было интересно, комфортно. Он знает, что придет сюда в хорошем настроении, поиграет, и у него обязательно все получится.
– Логопед получает ребенка готовым от воспитателей и родителей? У вас нет воспитательной задачи?
– Логопед – своего рода многостаночник. Я немножко физкультурник, немножко музыкальный работник, тем более у меня музыкальное образование. Я и воспитываю их. Конечно, это не моя основная задача. Основная – коррекция. Вернее – развитие человека. Нужно раскрыть в ребенке все, что в нем заложено. Когда ребята начинают что-то делать, говорят: «Я не умею». Я предлагаю: «А давай попробуем». Дети боятся ошибиться. Поэтому надо всегда шагать вперед. Наш главный принцип: «Мы идем». Мы с тобой рядом. Мы всего добьемся. Самое главное – никогда не опускать руки. Если звуки сложные, не получается, дети говорят: «Я больше не буду, не могу». Я отвечаю: «Ты можешь, давай еще чуть-чуть…» Обязательно каждый раз обговариваем, что получилось сегодня. Обращаю внимание: «Два-три дня назад ты говорил, что не получится, не будешь пытаться. Ты приложил немножко усилий – и вот уже результат. А если чуть больше постараешься? Все зависит от тебя самого. Ты молодец. Нас ждет успех, если ты сам в себя поверишь. Я в тебя верю. А ты?»
– Как здорово вы мотивируете! А если дома по-другому воспитывают, если равнодушны, как быть?
– Я не могу прийти в семью и настаивать, что надо вести себя так-то и так-то. С учетом того что в детском саду ребенок находится большую часть дня, моя задача – создать ему здесь все условия. Мы же не перевоспитываем детей. Мы закладываем фундамент. А какой дом будет – узнаем потом, ребенок построит его сам. Мы беседуем с родителями, консультируем их. Раньше у меня было много проблем: дети хотят, а родители не хотят заниматься. Всякие семьи бывают. У кого-то нет возможности, есть многодетные, у кого-то ночные смены. Но ребята знают, что надо делать. И делают сами. Да еще и новое придумывают!
– Некоторые родители предпочитают все делать за ребенка…
– К сожалению. А ведь нужно иногда даже провокации устраивать! Вот как мы занялись поп-итом? Дети у меня увидели игрушку и говорят: «О, здорово!» Я им: «А давайте такую игру!» – «Давайте!» И тут же предлагают, как можно использовать. Иногда они такое придумывают, до чего я бы никогда не додумалась. И это надо поддерживать, даже если все пошло не по плану. Ребенок получает тот опыт, который понесет во взрослую жизнь.
– Абсолютная победительница весь этот год, наверное, нарасхват?
– Да, постоянно куда-нибудь приглашают. Особенно много приглашений было сразу после победы. Давала интервью, участвовала в конференциях, выступала перед коллегами, показывала мастер-классы. А когда начались конкурсы «Воспитатель года», муниципальные, региональные, просили записать видеоприветствие, отправить видеовопрос. Дистанционно участвовала во многих конкурсах этого года. Это так здорово, так приятно! Выступила онлайн для педагогов из Коми, на сочинском международном форуме. А потом меня нашли логопеды Республики Коми, выступала для них отдельно.
– А дома как вас встретили после конкурса? Что сказали родные?
– Мама после моего возвращения недели три говорила: «Я до сих пор не верю!» Многие не верили. Много было звонков, поздравлений. А я не привыкла… Когда столько внимания, неуютно. Я как была логопедом, так и осталась.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии