search
main
0

Коммунальные тяжбы: педагоги начинают и выигрывают (часть 4)

Владимирский областной суд в составе: Председательствующего судьи Владимирского областного суда Снегиревой Е.Н. при секретаре Ганиевой И.А. с участием прокурора Горбунова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире дело по заявлению Крысовой М.А. и Каленовой Р.А. о признании недействующей со дня принятия статьи 3 Закона Владимирской области «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения отдельным категориям граждан» от 30 декабря 2004 года № 255-ОЗ ( в редакции от 5 августа 2005 года) в части слов «в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом Владимирской области» в отношении лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 1 (педагогических работников, включая тренерско-преподавательский состав) настоящего Закона,

УСТАНОВИЛ:

Крысова М.Н. и Каленова Р.А. обратились во Владимирский областной суд с заявлением о признании недействующей со дня принятия статьи 3 Закона Владимирской области «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения отдельным категориям граждан» от 30 декабря 2004 года № 255-ОЗ (в редакции от 5 августа 2005 года) в части слов «в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом Владимирской области» в отношении лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 1 (педагогических работников, включая тренерско-преподавательский состав) настоящего Закона (далее – Закон области № 255-ОЗ).

В обоснование заявленных требований указали, что в соответствии с законодательством Российской Федерации как работники образовательных учреждений, вышедшие на пенсию, они имеют право на меры социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения и электроснабжения.

До 1 января 2005 года заявители не несли никаких расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. С принятием Закона области № 255-ОЗ их права нарушены, поскольку статья 3 указанного закона содержит положения о том, что освобождение от оплаты за содержание и ремонт жилья, жилищно-коммунальных услуг (теплоснабжение) производится в пределах социальной нормы площади жилья, определенной законом Владимирской области.

Статья 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не устанавливает нормирование предоставления бесплатного жилья, отопления, в связи с чем оспариваемый нормативный акт противоречит указанному федеральному закону.

Представители администрации и Законодательного собрания Владимирской области Маркова И.В. и Леонов А.В. с заявленными требованиями и доводами в их обоснование не согласились, указав, что оспариваемая норма принята законодательным органом Владимирской области в пределах предоставленных полномочий, поскольку субъект Российской Федерации имеет право регулировать отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, за счет средств областного бюджета, по собственному усмотрению.

Закон Российской Федерации «Об образовании» не регламентирует право на меры социальной поддержки для педагогов, вышедших на пенсию, и, соответственно, полномочие субъекта Российской Федерации в части реализации этого права.

Таким образом, Закон области № 255-ОЗ ввел дополнительную категорию граждан, которым оказываются меры социальной поддержки за счет областного бюджета.

Кроме того, законодательство Российской Федерации, определяющее порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением, содержит положение, предусматривающее льготы по коммунальным платежам указанных лиц, исходя из установленных нормативов.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Владимирской областной прокуратуры Горбунова А.А., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, Владимирский областной суд находит правовые основания для удовлетворения заявленного требования.

В силу пункта «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, в том числе социального обеспечения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Субъект Российской Федерации в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты по данным вопросам, не противоречащие федеральному законодательству.

В соответствии с абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определен Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности».

Таким образом, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 года №122-ФЗ статей 16 пунктом 30 абзац 3 п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» дополнен предложением: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Однако указанное положение не свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации наделяется правом по предоставлению льгот для работников образования и пенсионеров.

В данном случае определение порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений, а не на регулирование правоотношений по предоставлению льгот, установленных на федеральном уровне.

Согласно ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, при этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен.

Кроме того, ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (в установленных законодательством Союза ССР случаях – в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Таким образом, анализ приведенных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что они не устанавливают нормирование предоставления бесплатного жилья, отопления и освещения. Следовательно, данная категория граждан освобождена от оплаты за содержание и ремонт жилья, отопление, освещение независимо от размера занимаемого помещения и нормативов потребления.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что законодательство Российской Федерации, определяющее порядок реализации права педагогических работников сельской местности, устанавливает нормирование бесплатного жилья и отопления, не имеет под собой правовых оснований. Ссылка в данном случае на положение Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 является ошибочной, поскольку по нормам может предоставляется только жилое помещение.

Доказательств в поддержку своей позиции о том, что оспариваемым законом льготы по оплате жилья и отопления педагогическим работникам сохранены в полном объеме, представители администрации и Законодательного собрания Владимирской области в ходе рассмотрения дела не представили.

Согласно оспариваемой статье 3 Закона Владимирской области № 255-ОЗ лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, в том числе педагогические работники и пенсионеры, освобождаются от оплаты за содержание и ремонт жилья и теплоснабжения в пределах социальной нормы площади жилья.

При этом при определении нормативной площади жилого помещения применяется областной стандарт социальной нормы площади жилья, установленный Законом Владимирской области «О социальной норме площади жилья во Владимирской области» от 08.02.2000 года №4-ОЗ.

Таким образом, ссылка на решение Владимирского областного Совета народных депутатов от 28.06.1990 года № 265, устанавливавшего нормирование предоставления бесплатного жилья и коммунальных услуг работникам образования в сельской местности, безосновательна.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что в связи с принятием оспариваемого закона оплата за жилье и коммунальные услуги у педагогических работников и пенсионеров в сельской местности существенно возросла, ухудшив их материальное положение.

Данный факт противоречит требованиям абзаца 3 части 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Указанное условие должно быть соблюдено при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего федерального закона.

Доводы администрации и Законодательного собрания Владимирской области о том, что Закон Российской Федерации «Об образовании» не регламентирует право на меры социальной поддержки для лиц, вышедших на пенсию из числа педагогических работников, и это дает право законодателю субъекта Российской Федерации самостоятельно регулировать данные правоотношения по своему усмотрению, также не могут быть судом приняты во внимание.

Порядок реализации такого права был установлен Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 года № 255, пунктом «б» части 6 которого установлено, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Таким образом, Закон Владимирской области «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения отдельным категориям граждан» от 30.12.2004 года № 255-ОЗ в части нормирования предоставления бесплатного жилья и отопления педагогическим работникам, работающим или вышедшим на пенсию в сельской местности и рабочих поселках, противоречит федеральному законодательству, поскольку данное право является правом, установленным законами федерального уровня по одному из вопросов обеспечения социальной защиты населения, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Указанное обстоятельство является основанием для признания его недействующим в объеме заявленных требований со дня принятия.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, Владимирский областной суд

РЕШИЛ:

Заявление Крысовой Музы Николаевны и Каленовой Риммы Алексеевны удовлетворить.

Признать недействующей статью 3 Закона Владимирской области «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения отдельным категориям граждан» от 30 декабря 2004 года № 255-ОЗ (в редакции от 5 августа 2005 года) в части слов «в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом Владимирской области» в отношении лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 1 (педагогических работников, включая тренерско-преподавательский состав) настоящего Закона, со дня принятия.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Владимирского областного суда Е.Н.Снегирева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте