search
main
0

Комиссия работает на отрасль

​На основании статьи 35 Трудового кодекса РФ и в соответствии со статьей 9 Закона города Москвы от 11 ноября 2009 года №4 «О социальном партнерстве в городе Москве» комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на различных уровнях социального партнерства, образуемые сторонами на равноправной основе, стали элементами системы социального партнерства.

При этом необходимо исходить из того, что для обеспечения эффективности взаимодействия сторон работа таких комиссий должна иметь постоянный характер, то есть цели, задачи и функции этих комиссий обуславливают их статус как постоянно действующих органов социального партнерства. Такой постоянно действующий орган социального партнерства на отраслевом региональном уровне – Отраслевая городская комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Отраслевая комиссия) – создан и работает в сфере образования Москвы.Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования выступает полномочным представителем всех работников отрасли при осуществлении взаимодействия по различным направлениям деятельности с Департаментом образования, которые стали равноправными сторонами социального партнерства на городском отраслевом уровне.Городское отраслевое соглашение, заключаемое между Департаментом образования и МГО профсоюза, лежит в основе построения системы социального партнерства в сфере образования Москвы. Именно оно базовое при заключении территориальных отраслевых соглашений в округах (принимали до реорганизации окружных управлений образования), а также коллективных договоров в городских образовательных учреждениях. МГО профсоюза и Департамент образования в последние годы особенно активно выстраивают конструктивную систему социально-партнерского взаимодействия на основе заключаемых городских отраслевых соглашений, основным инструментом и механизмом обеспечения реализации которых выступает Отраслевая комиссия. Именно на базе городского отраслевого соглашения идет совместная работа для создания необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и их улучшения, а также обеспечения стабильной и эффективной деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных департаменту.Как же в 2013-2015 годах выстраивалась и осуществлялась работа сторон социального партнерства в сфере образования, прежде всего в рамках деятельности Отраслевой комиссии? Реализуя заключенное 8 июня 2012 г. Отраслевое соглашение между Департаментом образования и МГО профсоюза на 2012-2013 годы, по предложению профсоюзной стороны приказом Департамента от 8 февраля 2013 г. №26 была образована на паритетной основе Отраслевая городская комиссия по регулированию социально-трудовых отношений как постоянно действующий орган социального партнерства на региональном отраслевом уровне, утверждены положение об Отраслевой комиссии и ее состав – сопредседатели первый заместитель руководителя ДОгМ Михаил Тихонов и председатель МГО профсоюза Марина Иванова, состав комиссии – по 7 представителей от каждой стороны. 20 марта 2013 г. состоялось первое заседание Отраслевой комиссии, на котором были рассмотрены вопросы об утверждении плана мероприятий на 2012-2013 годы по выполнению этого соглашения (к сожалению, план так и не подписан сторонами, хотя был подготовлен и они его прорабатывали), и о плане работы Отраслевой комиссии на 2013 год (подписан сторонами). При этом следует отметить, что проекты этих документов также были инициативно подготовлены профсоюзной стороной Отраслевой комиссии. В рамках реализации плана работы Отраслевой комиссии на 2013 год МГО профсоюза подготовила и письмом от 23 мая 2013 г. №41 направила в департамент проекты трех документов:- по пункту 1 плана – совместное письмо «О заключении коллективных договоров в образовательных учреждениях (организациях) и приведении коллективных договоров в соответствие с Отраслевым городским соглашением на 2012-2013 годы»;- по пункту 3 плана – Рекомендации по формированию в организациях (учреждениях) фонда социальной поддержки работников с приложением Примерного положения о фонде социальной поддержки работников;- по пункту 8 плана – Порядок выплаты единовременных денежных компенсаций, указанных в подпункте 7.1.8 Отраслевого соглашения на 2012 – 2013 годы (в связи с несчастными случаями на производстве).Однако сторонам не удалось договориться в полном объеме по предложенным проектам документов, в результате чего отдельные позиции были предусмотрены в совместном письме ДОгМ и МГО профсоюза от 9 августа 2013 г. №01-08-2209/13, которое содержало рекомендации по включению в коллективные договоры положений в соответствии с соглашением (было направлено начальникам окружных управлений образования и в территориальные профсоюзные организации, размещено на сайте МГО профсоюза в разделе «Социальное партнерство»). Вместе с тем проблемы реализации городского отраслевого соглашения на 2012-2013 годы, рекомендации социальным партнерам и примерные формы локальных нормативных актов по социальной поддержке работников образования, разработанные МГО профсоюза, нашли отражение в части I тематического информационного бюллетеня №7-2013 серии «Социальное партнерство», который был размещен в декабре 2013 г. на сайте МГО профсоюза.К числу важных совместных документов социальных партнеров, подготовка которого началась в 2013 году в рамках выполнения городского отраслевого соглашения на 2012-2013 годы, относится также письмо ДОгМ и МГО профсоюза от 6 февраля 2014 г. №01-50/02-22/14 / 01-09-49/14, которым в окружные управления образования ДОгМ и территориальные профсоюзные организации МГО профсоюза направлены Рекомендации по обеспечению гарантий прав и условий деятельности первичных профсоюзных организаций государственных и муниципальных образовательных учреждений, в том числе в части установления доплаты председателю первичной профсоюзной организации из средств работодателя за выполнение общественно значимых функций по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов работников, участие в управлении образовательным учреждением.27 ноября 2013 года на втором заседании Отраслевой комиссии были рассмотрены вопросы о порядке подведения сторонами итогов работы по выполнению Отраслевого соглашения на 2012-2013 годы и о подготовке проекта городского отраслевого соглашения на 2014-2016 годы в ходе коллективных переговоров представителей сторон в рамках Отраслевой комиссии. В соответствии с решением Отраслевой комиссии стороны договорились совместно подготовить итоговую информацию о выполнении соглашения за 2012-2013 годы и провести коллективные переговоры по подготовке проекта нового городского отраслевого соглашения на трехлетний период на основе предложений сторон.При этом если говорить об итогах выполнения Отраслевого соглашения на 2012-2013 годы, то в целом можно констатировать, что стороны реально проводили совместную работу по таким значимым направлениям деятельности, как применение новых систем оплаты труда в образовательных учреждениях, аттестация руководящих и педагогических работников, соблюдение трудовых прав работников, в том числе в особенности при реорганизации образовательных учреждений, обеспечение безопасных условий и охраны труда, проведение профессиональных и иных конкурсов, обеспечение социальной защиты работников. Однако необходимо отметить, что на тот период не удалось именно в рамках Отраслевой комиссии наладить постоянную, системную и эффективную совместную работу по обеспечению реализации многих положений соглашения. Практически не сформирован и не реализован механизм контроля за выполнением соглашения как существенный элемент целостного порядка обеспечения реализации сторонами принятых на себя обязательств.В этой связи стороны поставили перед собой конкретные задачи и определили, что существующие проблемы и трудности при осуществлении взаимодействия сторон требуют в дальнейшем совместного разрешения при реализации нового отраслевого соглашения на 2014-2016 годы, с тем чтобы установить активный и эффективный диалог и проводить совместную результативную работу в интересах работников, образовательных учреждений и городской системы образования в целом.Для дальнейшего повышения эффективности взаимодействия сторон на основе нового отраслевого соглашения на трехлетний период и в рамках обеспечения усиления контроля за соблюдением принятых сторонами обязательств они определили, что необходимо активизировать работу Отраслевой комиссии на основе принятия и обеспечения реального выполнения плана мероприятий по реализации отраслевого соглашения, а также плана работы Отраслевой комиссии; ввести в практику работы систематическое (как правило, ежегодное) проведение анализа выполнения обязательств отраслевого соглашения; обеспечить совместную организацию и регулярное проведение обучающих семинаров по заключению и реализации коллективных договоров, а также других мероприятий в различных форматах по тематике социального партнерства.Коллективные переговоры по подготовке нового соглашения шли в рамках Отраслевой комиссии. В самом начале работы над новым соглашением стороны определили, что концепция, структура и основное содержание соглашения на 2012-2013 годы сохраняются, но при этом необходимо обеспечить:- «осовременивание» содержания с позиции учета произошедших изменений и появившихся новаций в нормативно-правовом регулировании отношений в области образования (новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») и в социально-трудовой сфере; – сохранение достигнутого уровня договорного регулирования социально-трудовых отношений в отрасли, прежде всего в части установления дополнительных прав и гарантий работников; – перенесение всех рекомендаций сторон в коллективные договоры и территориальные отраслевые соглашения в отдельное приложение к соглашению;- оптимизацию текста соглашения с позиции минимизации дублирующих действующее законодательство положений.Профсоюзные предложения в проект соглашения были рассмотрены и утверждены на заседании Комитета МГО профсоюза 11 декабря 2013 года в форме таблицы поправок к соглашению на 2012-2013 годы с обоснованиями. При этом МГО профсоюза при подготовке предложений исходила также из необходимости закрепления новых обязательств и позиций сторон в части усиления эффективности социально-партнерского взаимодействия на всех уровнях, а также формирования повышенного уровня социально-трудовых прав и гарантий работников отрасли и их договорно-правовой защищенности. Всего были сформулированы в виде конкретных редакций положений в проект соглашения более 50 предложений, из которых в результате переговоров были учтены (полностью, с редакцией или частично) более 70% профсоюзных предложений, в том числе, к примеру, в пункте 4.6 учтено конкретное предложение территориальной профсоюзной организации Восточного округа.В ходе переговоров стороны договорились о принятии трех приложений к новому соглашению, что также осуществлено впервые: – приложение №1 содержит рекомендации по включению положений в коллективные договоры образовательных организаций и территориальные отраслевые соглашения;- Положение об Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в сфере образования стало приложением №2;- соотношение должностей педагогических работников для обеспечения условий оплаты труда с учетом имеющейся квалификационной категории определено в приложении №3.Непосредственно в рамках ведения коллективных переговоров по подготовке проекта нового отраслевого соглашения состоялись три заседания Отраслевой комиссии:     15 января 2014 г. – обсуждение предложений МГО профсоюза в форме таблицы поправок к соглашению на 2012-2013 годы с обоснованиями;     12 февраля 2014 года – обсуждение позиций сформированного проекта отраслевого соглашения на 2014-2016 годы, по которым при доработке в рабочем порядке возникли разногласия и необходимость рассмотрения на заседании комиссии (в форме листа разногласий);     5 марта 2014 г. – обсуждение и определение четырех позиций сторон по проекту отраслевого соглашения на 2014-2016 годы для согласования с руководителем департамента (окончательно стороны договорились о включении в текст двух позиций).В результате предметной и конструктивной работы сторон Отраслевая комиссия подготовила и согласовала текст нового отраслевого соглашения, 26 марта 2014 г. подписано Отраслевое соглашение между Департаментом образования и Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования на 2014-2016 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Комитете общественных связей за №5 от 1 апреля 2014 г. Практика заключения городских отраслевых соглашений имеет уже многолетнюю историю, однако впервые новое соглашение имеет почти трехлетний срок действия. Соглашение было опубликовано для всеобщего ознакомления в №23-25 (июнь 2014 г.) «Учительской газеты-Москва», а также размещено на официальных сайтах МГО профсоюза и департамента.По предложению МГО профсоюза в отраслевое соглашение на 2014-2016 годы включены дополнительные положения, повышающие уровень социально-трудовых прав и гарантий работников положений, к числу которых относятся:    договоренность о том, что в течение учебного года не осуществляют организационно-штатные мероприятия, которые могут повлечь высвобождение педагогических работников до окончания учебного года;    установление упрощенной процедуры проведения аттестации на соответствие заявленной квалификационной категории педагогических работников образовательных организаций, входящих в ежегодный рейтинг, на основании результатов экспертного заключения организации, согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации;    повышение гарантий трудовых прав педагогических работников путем обеспечения условий оплаты труда с учетом имеющейся квалификационной категории при выполнении педагогической работы по иной должности, по которой не установлена квалификационная категория, в случаях, предусмотренных в приложении №3 к соглашению.     положения, направленные на обеспечение гарантий по оплате труда педагогических работников (в случаях превышения наполняемости групп путем установления доплат, в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям);    установление дополнительных гарантий прав неосвобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в состав профсоюзных органов, а также гарантий уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда и членам совместных комитетов (комиссий) по охране труда.Таким образом, можно констатировать, что новое городское отраслевое соглашение, будучи основанным в том числе на принципах преемственности и заинтересованности сторон в договорном регулировании социально-трудовых и иных отношений в городской системе образования, стало правовым актом, который развивает и расширяет возможности реального и эффективного взаимодействия сторон по важнейшим вопросам повышения уровня прав и гарантий работников, улучшения их положения в тесной связи с решением задач, стоящих перед городской системой образования. Заключив Отраслевое соглашение на 2014-2016 годы, стороны начали планомерную работу по обеспечению его реализации, а также по подведению итогов выполнения предыдущего соглашения.На заседании Отраслевой комиссии 2 апреля 2014 года были подведены итоги работы по выполнению Отраслевого соглашения на 2012-2013 годы и приняты решение о подготовке плана мероприятий на 2014-2015 годы по выполнению Отраслевого соглашения на 2014-2016 годы. На основании принятых решений стороны начали подготовку соответствующих материалов и проектов документов.В то же время в связи с произошедшими кадровыми изменениями в Департаменте образования, а также с учетом необходимости проведения ротации в составе профсоюзной стороны, по предложению МГО профсоюза приказом ДОгМ от 14 октября 2014 г. №835 был утвержден обновленный состав Отраслевой комиссии – также по 7 представителей от каждой стороны.Отраслевая комиссия теперь уже действует на основании Положения об Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ставшего приложением №2 к Отраслевому соглашению на 2014-2016 годы. Положение определяет принципы действия и порядок формирования Отраслевой комиссии, основные цели и задачи, права и порядок ее работы. Основные цели Отраслевой комиссии – регулирование социально-трудовых отношений в сфере образования и согласование социально-экономических интересов сторон.Отраслевая комиссия призвана решать такие задачи, как проведение коллективных переговоров по подготовке проекта соглашения и его заключению; практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров в образовательных организациях; подготовка и утверждение плана мероприятий по выполнению соглашения; осуществление контроля за выполнением соглашения; урегулирование разногласий, возникающих в ходе реализации соглашения; согласование в установленном трудовым законодательством порядке интересов сторон соглашения по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений; взаимодействие с Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.В рамках реализации своих функций 15 октября 2014 года на седьмом заседании Отраслевая комиссия рассмотрела и утвердила информацию сторон о выполнении Отраслевого соглашения на 2012-2013 годы, план мероприятий на 2014-2015 годы по выполнению Отраслевого соглашения на 2014-2016 годы и план работы Отраслевой комиссии на 2014-2015 годы.Все эти документы, как и последующие решения Отраслевой комиссии, направляют в территориальные профсоюзные организации для выполнения и использования в работе, а также в заинтересованные органы власти и организации – Комитет общественных связей, Секретариат Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Московскую федерацию профсоюзов, а также размещают в личных кабинетах руководителей государственных образовательных организаций и на сайте МГО профсоюза.В соответствии с утвержденным сторонами планом работы Отраслевой комиссии на заседании 24 декабря 2014 г. были рассмотрены два конкретных вопроса и приняты решения, к которым прилагаются соответствующие материалы. По актуальному вопросу о порядке прохождения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников организаций, подведомственных Департаменту образования, выступила начальник Управления организации медицинской помощи детям и матерям Департамента здравоохранения И.Калиновская с предложением осуществлять финансовое обеспечение проведения таких осмотров в форме целевого субсидирования образовательных организаций. По решению Отраслевой комиссии стороны должны принимать участие в осуществлении контроля за реализацией порядка финансового обеспечения проведения медицинских осмотров в форме субсидирования образовательных организаций, а также порядка их проведения в целом. Кроме того, решением Отраслевой комиссии по этому вопросу приняты к сведению Рекомендации о порядке прохождения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников организаций, подведомственных Департаменту образования, которые были подготовлены специалистами ДОгМ с участием специалистов аппарата МГО профсоюза и имеют важное практическое значение для своевременного и правильного проведения этих мероприятий в образовательных учреждениях.С информацией о подходах к установлению системы оплаты труда в многопрофильной образовательной организации выступил директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Первый московский образовательный комплекс» Ю.Мироненко. Наряду с этим была рассмотрена и принята к сведению информация по результатам мониторинга систем оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Москвы, подготовленная специалистами экономико-аналитического отдела аппарата МГО профсоюза и отразившая работу по проведению профсоюзного мониторинга по организации и осуществлению оплаты труда на локальном уровне.В решении по этому вопросу отмечено, что локальные нормативные акты государственных образовательных учреждений по оплате труда нуждаются в дальнейшем совершенствовании и доработке для приведения их в соответствие с положениями трудового законодательства, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, рекомендациями по разработке систем оплаты труда, прежде всего в части, касающейся правильного отнесения выплат различного характера к стимулирующим и компенсационным выплатам, а также определения источников осуществления выплат социального характера. Кроме того, сторонам социального партнерства рекомендовано: Департаменту образования – ускорить разработку и утверждение отраслевых рекомендаций по введению новых систем оплаты труда в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. №619-ПП «О новых системах оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» и с учетом пункта 7 этого постановления, а МГО профсоюза – принять участие в разработке и принятии отраслевых рекомендаций по введению новых систем оплаты труда.На девятом заседании Отраслевой комиссии 20 мая 2015 года в соответствии с планом работы были рассмотрены четыре основных вопроса с принятием решений, к которым приложены материалы:    О результатах мониторинга уровня оплаты труда по категориям работников и типам образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования, за I квартал 2015 года – с приложением информации, подготовленной Управлением экономического анализа, бюджетного процесса и правового обеспечения ДОгМ. Эта информация содержит сведения о размере средней заработной платы по различным категориям педагогических работников за I квартал 2015 г. в соотношении с установленными показателями средней заработной платы.    Об организации проведения опроса о соблюдении социально-трудовых прав работников при проведении реорганизации государственных образовательных учреждений – с приложением формы опроса, подготовленной специалистами экономико-аналитического отдела аппарата МГО профсоюза, а также перечня реорганизуемых образовательных организаций по округам в период со второго полугодия 2014 г. по первое полугодие 2015 г., предлагаемых для участия в проведении такого опроса. Этот вопрос впервые в таком формате предметно обсуждали стороны, сегодня запланировано, что форма опроса будет отправлена для заполнения руководителями и председателями первичных профсоюзных организаций в образовательные учреждения по согласованному перечню перед началом нового учебного года, а обобщенные результаты опроса станут предметом обсуждения на заседании Отраслевой комиссии.    О проведении мониторинга по осуществлению коллективно-договорного регулирования в государственных образовательных учреждениях – с приложением постановления президиума Комитета МГО профсоюза от 3 апреля 2015 г. №1-2 «О проведении второго этапа мониторинга по вопросам социального партнерства». В апреле-мае 2015 года в соответствии с Отраслевым соглашением на 2014-2016 годы, Планом работы Отраслевой комиссии на 2014-2015 годы и постановлением президиума Комитета МГО профсоюза от 3 апреля 2015 г. №1-2 был проведен второй этап системного профсоюзного мониторинга по социальному партнерству, который состоит из двух частей: предоставление сведений первичными и территориальными профсоюзными организациями по унифицированным формам мониторинга и предоставление информации на основе экспертной оценки содержания конкретных коллективных договоров образовательных учреждений (по форме экспертного заключения) – не менее 5 коллективных договоров образовательных учреждений в территориальной профсоюзной организации. Материалы этого мониторинга будут проанализированы и обобщены в экономико-аналитическом отделе аппарата МГО профсоюза, а итоги рассмотрены на заседании президиума Комитета МГО профсоюза и Отраслевой комиссии.    О подготовке вопроса «О ходе реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в городе Москве» к заседанию Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 25 июня 2015 года. Этот вопрос был рассмотрен на заседании Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 23 июня 2015 года, причем проект решения готовили совместно специалисты аппарата МГО профсоюза и ДОгМ, по итогам этого рассмотрения состоится обсуждение на заседании Отраслевой комиссии. В рамках пункта «Разное» стороны договорились по таким важным трем позициям, как порядок подготовки ими предложений по внесению изменений и дополнений в Отраслевое соглашение на 2014-2016 годы, информации о выполнении Плана мероприятий на 2014-2015 годы по выполнению Отраслевого соглашения на 2014-2016 годы, предложений по закреплению полномочий департамента по осуществлению социального партнерства в сфере труда, а также по координации осуществления функций по обеспечению охраны здоровья и труда в государственных образовательных организациях. Для обеспечения выполнения этих протокольных решений сторонами была создана рабочая группа из числа представителей сторон, заседание которой с участием сопредседателей Отраслевой комиссии состоялось 11 июня 2015 года, намечены сроки подготовки необходимых материалов для рассмотрения их уже на заседании Отраслевой комиссии.Таким образом, можно сделать вывод, что стороны социального партнерства в сфере образования на городском отраслевом уровне в последнее время целенаправленно и последовательно проводят работу по повышению эффективности социально-партнерского взаимодействия и обеспечению реального выполнения Отраслевого соглашения на 2014-2016 годы, прежде всего через планирование совместной работы и осуществление текущего и итогового контроля за выполнением сторонами принятых на себя обязательств. Основным инструментом проведения этой конкретной и содержательной работы сторон выступает Отраслевая комиссия, деятельность которой стороны намерены развивать и впредь. Жанна ОСИПЦОВА, заведующая экономико-аналитическим отделом аппарата МГО Общероссийского профсоюза образования, к.ю.н.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте