search
main
0

Комфорт в школе

Как создать в школе комфортные условия? Достаточно ли для этого отделать фасад и помещения, наладить отопление и расставить в рекреациях и классах кашпо с цветами? Или все-таки комфортность – более сложное понятие, включающее не только внешние факторы?

Игорь ЦЕЦОРИН, директор лицея №9, Белгород: Стрессы под запретом

Проблема эмоциональной комфортности в школе тесно связана с проблемой педагогического взаимодействия (учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – группа учеников, учитель – ученическое самоуправление). При участии психологов и социального педагога мы разработали систему здоровьесбережения и психолого-педагогического сопровождения школьников. В лицее постоянно действует психолого-педагогический семинар, в задачи которого входят сопровождение учебно-воспитательного процесса, организация самодиагностики учителей, анализ состояния и действий учителя в критических ситуациях. Психологи лицея проводят психологический анализ уроков (стиль взаимодействия учителя с учениками, анализ достижений целей урока, психологический климат урока, типы взаимодействий учеников на уроке). Психологи также осуществляют индивидуальные консультации школьников и родителей, проводят диагностику индивидуальных особенностей детей.

Под руководством методической службы лицея работает постоянный семинар по проблеме «Оценка урока с позиций здоровьесбережения». Систематически проводятся заседания научно-методического совета, на котором анализируются результаты диагностики микроклимата в ученическом коллективе.

В лицее работает ученическая социологическая группа, которая проводит опросы, анкетирования учеников с целью выявления проблем, конфликтных ситуаций, жалоб.

Говоря об интеллектуальной комфортности лицеистов, мы имеем в виду, во-первых, то, что образовательный процесс не должен создавать ситуации «превышения возможностей»: уровень требований, нагрузка, темп работы должны соответствовать возможностям учеников и не вызывать у них перегрузки, которая неизбежно влечет за собой повышение утомляемости, стрессы и ухудшение здоровья. Во-вторых, при организации образовательного процесса необходимо наиболее полно задействовать индивидуальные познавательные особенности каждого ученика. Эти цели достигаются с помощью различных образовательных технологий и активных форм обучения.

Не стоит забывать и об организации досуга учеников. В лицее работают различные кружки, театральная студия, шахматный клуб, спортивные секции. Ученическая редколлегия выпускает школьную газету «Мы».

Ирина ПУТИНЦЕВА, директор гимназии № 6 «Горностай», Новосибирск: У нас интересно

В школе дети проводят большую часть своего дня. Это второй дом, где им должно быть уютно, светло, тепло. Войдя к нам, вы сразу почувствуете особую атмосферу. В холлах, в коридорах развешаны не только дипломы и грамоты, но и новости, рисунки ребят, фотографии.

Дети живут в обществе, где существует много проблем. Мы ведем совместные проекты с детским домом, есть программа помощи детям с ограниченными возможностями, устраиваем и благотворительные концерты, вечера для пожилых жителей района. Школьники учатся не только в рамках уроков, они становятся настоящими гражданами, осознают свою ответственность за происходящее вокруг. Несколько лет назад мы создали Программу деятельности общественно активной школы и честно ее выполняем.

Очень важна не просто поддержка родителей, а их согласие, участие в наших делах. Мы отчитываемся перед советом школы, размещаем новости на сайте, о нас пишут в газетах.

Николай СЕРЕБРЯКОВ, директор Куркинской школы, Вологодская область: Учеба на колесах – это катастрофа

Что значит понятие «комфорт в школе» для ученика? Ребенку комфортно, когда вокруг красиво и тепло. Когда спокойно: нет тревоги и боязни перед учителями, потому что они заботливы, хотя и требовательны.

У нас в школе уроки по 40 минут, а во время обеденного перерыва, который длится час, все дети идут домой, проводят это время с родителями, снимают таким образом психологическое напряжение. Этой же цели психологической разгрузки служат динамические паузы между уроками и на уроках.

Если говорить о комфорте учителя, то я считаю, бесконфликтность руководства – это один из главных показателей, обеспечивающих спокойные условия работы подчиненным. Учитель чувствует себя комфортно в удобно оснащенном учебном кабинете: с хорошей мебелью, компьютерной техникой, энциклопедиями на полках, цветами на окнах. Все эти условия может обеспечить школьная администрация. Но есть условия, от нас не зависящие. Дискомфорт возникает, если человек получает за свой труд недостаточно высокую зарплату. Учителю нужно платить достойные деньги за его НОРМАЛЬНУЮ работу. А у нас сейчас наблюдается тенденция платить больше тому педагогу, который работает ненормально, ненормированно – пытается успеть и здесь, и там, чтобы опередить в результатах деятельности своих коллег. Это ведет к перегрузке учителей – психологической, физической. При этом комфортно отдохнуть, допустим, в летнее время там, где ему хочется, учитель не может опять-таки по причине низкой заработной платы.

Дискомфорт наши педагоги испытывают из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне. Новая система оплаты труда и подушевое финансирование, которые будут вводиться в Вологодской области, тревожат нас. За достижения учителя в педагогической деятельности – дополнительная оплата? Но соперничество в маленькой сельской школе нереально – в одном классе 19 учеников, а в другом – трое: какой класс потенциально «предъявит» более высокие результаты в учебной деятельности? Маленькие сельские школы в условиях нормативно-подушевого финансирования неизбежно будут иметь наименьшее финансирование. А ведь в классах с малой наполняемостью работать труднее: дети по уровню своему бывают диаметрально противоположными. Чтобы обучать их качественно, надо быть настоящим мастером своего дела. Сейчас выход нашли такой – закрывать малокомплектные школы и возить детей в более крупные на автобусах. «Учеба на колесах» – это катастрофа при наших дорогах, водителях и родителях.

Учителя не будут иметь возможности работать вечерами с детьми, как сейчас. А что станет с двумя десятками кружков и секций, которые ведутся сейчас в нашей школе?! Закроют школу – не будет в селе культурных и спортивных мероприятий. Все 100 процентов сельских детей никогда не станут стабильно ездить в отдаленные школы на автобусе. Надо поднимать сельское хозяйство, его развивать и его инфраструктуру, а мы, наоборот, идем по пути уничтожения существующего. Дошло уже до разговоров об укрупнении самих сельских поселений… Вот и неспокойны учителя деревенских школ.

Владимир ЕРЕМИН, директор Парижскокоммунской школы Верхнехавского района Воронежской области: Не повышайте голос

Как создать комфортные условия в школе? Это непростой вопрос, и лучше разделить его на две составляющие: комфортные условия для отдыха и для учебного процесса. Если говорить об учебе, то здесь надо вести речь о педагогическом коллективе и материальной базе. Наша школа педагогическими кадрами укомплектована на 100 процентов, и все – профессионалы. То есть никто совмещенных профессий не ведет, каждый работает по своей специальности и с соответствующим дипломом. Знаю, что это соблюдается не в каждой сельской школе, тем более в небольшой. У нас 76 учеников и 16 учителей, 11 классов, средняя наполняемость – 6,9 человека, но есть и совсем маленькие классы. Например, в десятый в этом году пришел один ученик, в одиннадцатом учатся трое, а в восьмом и девятом – по 14 человек.

Если говорить о материальной базе, то тут тоже и свои достижения, и проблемы. Школьное здание хорошее, двухэтажное, построено 35 лет назад, классы просторные, рассчитаны в среднем на 20-28 учеников. Отопление, канализация, вода – все условия соблюдены. И, конечно, ребята чувствуют себя в такой школе комфортно. Оборудования за последнее время приобрели на 100 тысяч рублей – в кабинет физики, еще в школе есть три компьютера, работает Интернет.

Учителя стараются организовать учебный процесс на уровне. По желанию учеников открываем дополнительно факультативы и элективные курсы. Мы в 2007 году поставили своеобразный рекорд по медалистам: было у нас три выпускника, и все трое – медалисты. На ЕГЭ все они получили пятерки и поступили в вузы на бюджет: в строительный и аграрный университеты и в лесотехническую академию. В этом году школу окончили шесть человек, и двое поступили в высшие учебные заведения. В общем, это уже традиция, что наши ребята каждый год поступают в вузы. И это, думаю, тоже показатель комфортности в учебе, несмотря на все сложности.

Вообще комфортность в школе, тем более в маленькой, во многом зависит от самих школьников. Если приходят ребята, желающие учиться, то и микроклимат улучшается. Потому что учителя не повышают голос, не бегают за учениками и не уговаривают их идти на уроки. Конечно, надо стараться делать свою школу, даже небольшую, интереснее и привлекательнее для учеников. И во многом это зависит от того, как организован их досуг.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте