Моя команда
“Современная организация не может состоять из начальников и подчиненных, – доказывает теоретик бизнеса Питер Друкер, профессор кафедры управления Клермонтской школы в Калифорнии. – Она должна иметь структуру команды”.
Как доказывает Друкер, мир больше не делится на рядовых и сержантов. “Армия была основана на приказах и контроле, и бизнес, как и многие другие общественные институты, следовал той же модели,- отмечает он. – Теперь все стремительно меняется. Поскольку все больше и больше организаций основывают свою работу на информации, они превращаются в команды вроде футбольных или теннисных, то есть в организации, основанные на личной ответственности, где каждый работник должен быть способен принимать самостоятельные решения. Все сотрудники должны чувствовать себя руководителями”.
“Организации действительно перестраиваются, – говорит Аделе Шееле, чьи статьи на темы карьеры и управления регулярно появляются в американских и японских деловых журналах. – Ваши возможности никогда не бывают помечены дорожными указателями. Нужно всегда быть открытыми”.
Такие плоские структуры появляются даже в образовании.
“Управление становится гораздо более “плоским”, – рассуждает Марк Хоровиц, директор средней школы в Джерико, штат Нью-Йорк. – Существует насущная потребность создавать команды, руководить командой и оказывать влияние на людей по горизонтали. Во многих случаях для этого не нужно никаких званий, финансовых перечислений или стимулов. Залог успеха – в работе команды”.
Для школы Хоровица это значит, что ученики больше не работают поодиночке весь день за длинными рядами деревянных парт. Они сотрудничают. Они работают в командах. Выполняют групповые задания. От учеников ждут, что они будут помогать друг другу. Учителя тоже работают сообща гораздо чаще, чем раньше.
Теперь остается добиться таких же результатов в реальной жизни. Чаще школьники уже не могут работать в одиночку. Исследования кафедры маркетинга Гарвардской школы бизнеса еще раз подтвердили, что, получив навыки командной работы, большинство студентов, сначала не восприняв эксперимент, потом с большим энтузиазмом высказались за групповой проект в качестве курсовой.
А у вас есть своя такая команда учеников и учителей?
Нет? Тогда у вас в управленческом резерве еще огромный нераскрытый потенциал. Не таите его от ваших коллег.
Юрий КОВЕШНИКОВ
Конкурс “Директорского клуба”
Эрмитаж в степи
Образ школы красавицы, “лебеди белой” среди неказистых домишек не самого благоустроенного района Актюбинска, будоражит воображение. Хоть не была я в том Актюбинске. И школу не видела. Правда, с директором ее, Диной Айджановой, наверняка немного знакома. Она приезжала прошлым летом в Санкт-Петербург на первую конференцию “Красивая школа”, организованную активистами европейского форума “За свободу в образовании”. Ничем особенным на этой конференции не отличилась и уехала, пригласив всех, кто захочет – как тогда казалось, только из вежливости, – через год приехать посмотреть ее школу.
Cлучилось так, что примерно через год президент – основатель форума Эгингард Фукс и самая энергичная соратница его с российской стороны профессор Нина Литвинова поехали для установления новых контактов по странам СНГ, в том числе и в Казахстан. А уж раз случилось быть рядом – заглянули в Актюбинск. Увидели там несколько интересных школ. А потом привел их мэр в национальную гимназию, которая, по словам главы города, сказочно преобразилась усилиями педагогического коллектива буквально за год. Тут-то и увидели они “лебедь белую” с прекрасными резными дверями-воротами. А встречать их вышла Дина Айджанова. Познакомила с замечательными педагогами, влюбленными в свой край. Прежде всего с учителем рисования, который расписал в удивительно нежных тонах целый этаж изображениями животных, населяющих казахские степи, горы, рощи. На другом этаже – портреты знаменитых национальных героев, ученых, писателей. А дальше – собственный музей национального быта. Двери его тоже резные, сказочные, и каждый входящий, как в Эрмитаже, должен надеть настоящие музейные тапочки. Сияют здесь невиданным богатством два народных костюма, подаренные бывшей учительницей, завучем, а теперь, на пенсии, – завхозом школы. И уже по одной только гордости и радости, с какой показывали и дети, и взрослые гостям свою ненаглядную гимназию, нетрудно было понять, как изменила, сроднила их эта неновая, в общем-то, забота: сделать школу свою настоящим храмом наук и искусств. А тысяча саженцев, окруживших здание прошлой осенью, обещает, что вырастет здесь со временем прекрасный сад. Надо ли добавлять, что в многообразных хлопотах вокруг своего детища стали раскрываться в людях неожиданные таланты. Многим захотелось не только по-новому кабинеты оформить, но и программы пересмотреть, перестроить отношения. А уж дети какими способными оказались! Верите?
Эгингард Фукс говорит, что даже ради одной этой гимназии, ради одного такого преображения стоило придумывать и проводить столь хлопотный конкурс “Красивая школа”. Второй год этот немецкий педагог, человек немолодой, много повидавший, повторяет, как завороженный: “В вашей стране так много людей, которые буквально живут идеями воспитания, самосовершенствования, готовы работать, не покладая рук, почти без всякой финансовой поддержки!” Ради этих людей они вместе с Литвиновой придумывали условия конкурса, о котором мы не раз уже писали.
Но 25 из 80 первопроходцев захотели принять участие в новом туре. Возник проект второго этапа. А тех, кто изъявил желание выступить впервые, оказывается, уже около 300!
Напомним, что все они должны представить документы – эссе на 15 страницах, видеофильм на 5 минут и 5 фотографий, показывающих продвижение к идеалу, – к 1 июля. И не в Санкт-Петербург, а в Уфу, в Министерство народного образования, Жарковой Таисии Александровне. Ее телефон (факс): (3472) 23-39-24 или 22-61-42. На этот раз все организационные хлопоты берет на себя Башкортостан.
С 25 по 29 сентября там проводятся международная конференция “Красивая школа XXI века” и IX съезд учителей республики. Девиз – “Европа встречается с Азией”. Движение получает новый разворот, его поддерживают республики, для которых важен прилив свежих инициатив, выход в большой мир, на международную арену, как принято говорить. Педагоги из разных стран Европы, постоянно участвующие в мероприятиях форума “За свободу в образовании”, с удовольствием приедут в Уфу, в центр России.
Уже известна тема и следующей встречи, намеченной на 1999 год. Она подсказана небольшим эпизодом из путешествия по тому же Актюбинску. Это тема целостного познания мира через свой предмет или ремесло. “Нас настойчиво приглашают собраться очередной раз в Сочи – Адлере, – размышляет Нина Петровна Литвинова. – Пожалуй, как раз там через год и можно будет обсудить эту тему”.
А потом, уже в 2000-м, эти неисправимые мечтатели намерены пригласить победителей в итоговую поездку по всем школам-лауреатам, чтобы уникальный опыт передавался из рук в руки. Через мастерские и живые уроки, а не брошюры и лекции. Но книга о самых красивых школах тоже будет. С иллюстрациями! Так что спешите в Уфу. Звоните Таисии Александровне Жарковой.
Нина ПИЖУРИНА
Санкт-Петербург
Комментарии