«Давайте уточним наши взаимоотношения…» Таков лейтмотив сегодняшней беседы в «Директорском клубе». Речь пойдет о коллективных договорах, о том, как их составлять, и еще о том, зачем они вообще нужны. Многие понимают это только тогда, когда попадают в трудную ситуацию. Однако стоит ли доводить дело до крайности?..
Знаете ли вы, что по закону…
Педагогические работники образовательных учреждений (организаций) независимо от формы собственности через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный, сроком до одного года, частично оплачиваемый отпуск.
Педагогические работники имеют право на дополнительные отпуска с полным сохранением заработной платы по личным основаниям. Основаниями для предоставления подобных отпусков могут выступать трудные жизненные ситуации, не влекущие предусмотренных законодательством о социальном обеспечении мер: напряженный график работы; длительный период выполнения работы по совместительству; особые семейные или личные обстоятельства (подготовка ребенка к школе, подготовка к поступлению в образовательное учреждение, уход за больными членами семьи, необходимость в длительном лечении).
Педагогические работники, занятые в режиме неполного рабочего дня, имеют право: на оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности и родам, по болезни; на обеспечение по социальному страхованию, включая пенсионное обеспечение; на специальное, предусмотренное коллективным трудовым договором пособие в случаях, когда переход на работу в режиме неполного рабочего дня обусловлен состоянием здоровья педагогического работника.
Педагогические работники, осуществляющие свою деятельность в местах, удаленных от центров, располагающих библиотеками и иными объектами инфраструктуры, способствующими повышению общего культурного и профессионального уровня, имеют право на оплачиваемый отпуск для повышения квалификации не реже одного раза в три года.
Педагогические работники, осуществляющие трудовую деятельность за пределами постоянного места жительства, имеют право на возмещение путевых расходов при поездке к месту постоянного жительства за счет средств образовательного учреждения (организации).
Эти и другие пункты могут быть занесены в ваш коллективный договор.
Александр КИРПИЧЕВ, директор школы №54, Нижний Новгород: Зачем это нужно?
Современное законодательство требует составления коллективного договора. Безусловно, я считаю, что он необходим. Почему? Потому что это на сегодняшний день один-единственный правовой акт, который регулирует взаимоотношения между властью, работодателем и работниками в лице профсоюзов. Это позволяет решать основные вопросы, связанные с заработной платой и условиями труда.
Казалось бы, можно их решить на уровне школы. Но это порой невозможно, потому что материальные ресурсы, которые нужны всегда для решения любого вопроса, от самой школы зависят мало. Мы – организация бюджетная, и то, что нам дают, только то мы и можем использовать. И если бы коллективный договор не носил такого всеобщего характера, мы бы давно были в гораздо худших условиях, чем находится образование сейчас. Да, потому что отдали бы это важнейшее дело на откуп местным органам власти или самим учреждениям образования.
Сейчас часто слышится и во многих средствах массовой информации, и в нашей учительской среде, что коллективный договор – своего рода пережиток, зачем он нам.
Но, думаю, если наступит такое время, когда этого документа не будет, мы только проиграем, и заметим это довольно быстро. Почему? Потому что нас никто не услышит. С отдельно взятым учреждением, с отдельно взятым работником никто из тех, кто реально может решить наши проблемы, разговаривать не будет. Я имею в виду те органы местной власти, на которые сейчас, в общем-то, уже в основном и переведена система образования. Они, конечно, многого сделать не могут, потому что сами не имеют достаточных ресурсов. Вот в этом, я считаю, заслуга и то безусловное преимущество, которое дает нам коллективный договор при работе в современных условиях.
А трудности здесь могут быть только одни – в самой реализации тех требований и тех вопросов, которые возникают в процессе работы. Например, есть в договоре такой пункт – улучшение условий труда. Хороших результатов можно достигнуть, если есть взаимопонимание при решении этого вопроса между обеими сторонами. Если же нет нормального понимания между администрацией и профкомом, который представляет интересы работников, то одна из сторон может выдвигать завышенные требования, а я уже сказал, что ресурсы у нас всегда весьма ограничены, и может возникнуть конфликтная ситуация.
По сути, социальный пакет сегодня записан в коллективном договоре, и он должен исполняться без ущерба для работника. И тот же работодатель не вправе ухудшать или уменьшать предусмотренные для сотрудников условия, которые уже записаны в коллективном договоре «наверху». И работники начинают понимать это особенно остро тогда, когда оказываются в сложной ситуации, и именно коллективный договор помогает им решить дело в свою пользу.
Ирина ФРАНЦУЗОВА, директор школы №314, Санкт-Петербург: Защищая свои права, не забывайте
об обязанностях
Коллективный договор – это правовой документ. Он определяет систему отношений между администрацией конкретного учреждения и органами самоуправления учреждения. В отдельных школах это профсоюзный комитет. В нашей школе – это совет школы. Он по уставу имеет функции социальной защиты работников. Ценность коллективного договора в том, что в каждой школе может быть свой договор, несмотря на общие каноны и требования Трудового кодекса РФ. При этом учитывается специфика школы. К примеру, в нашей, которая уже много лет ведет самостоятельную бухгалтерию, есть секретарь, бухгалтер, секретарь учебной части, специалист по кадрам, и предоставить им дополнительные дни к отпуску за ненормированный рабочий день можно и нужно, если мы прописываем это в коллективном договоре. В нашем учреждении, кстати сказать, большинство работников имеют ненормированный рабочий день: много выездов за договорами, в роно, в Пенсионный фонд, в банк и т.д.
Коллективный договор составляется на основе Трудового кодекса. Плюс многочисленные «болванки» документов в правовых системах, с которыми можно ознакомиться в интернете, в различных профессиональных печатных изданиях. Мы свой договор, например, составляли путем компиляции всего прочитанного. Однако из всех договоров, которые я видела, ни один не понравился на сто процентов. Почему? В документах, рекомендованных как основа, всегда присутствует некая однобокость. Другое дело, что каждая школа должна доработать, добавить что-то свое. Я, например, нахожу одну серьезную ошибку в такого рода документах. Там прописан каждый шаг администрации, каждый шаг профсоюзного комитета, но нет главного вопроса: что должен делать сам коллектив? Нигде не прописано, что коллектив каждый день должен приходить на работу, честно выполнять свои обязанности. И получается, что коллективный договор по содержанию коллективный – между коллективом и администрацией, но если от коллектива выступает профсоюзный комитет, то он прописывает только свои функции, а не права и обязанности коллектива.
Еще одна трудность заключается в том, что членами коллектива является вся администрация, и директор в том числе, но он одновременно и работодатель. Поэтому коллективный договор, по сути, подписывает не администрация школы, а директор.
Договор должен быть максимально подробным. Там регулируются и рабочее время, и время отдыха, и занятость на каникулах, в том числе деятельность классных руководителей на каникулах. Договор необходимо зарегистрировать, тогда он имеет юридическую силу.
Коллективный договор может быть взаимовыгодным, если он составлен разумно, выполняется обеими сторонами и при этом нет ущемления прав работников, скажем, в распределении нагрузки, составлении расписания и т.д. Если в школе есть конфликт, то в оборот этого конфликта попадают все правовые документы школы. Типичные примеры конфликтов: распределение учебной нагрузки, планирование отпусков. В чем суть конфликтов? Учебная нагрузка должна быть распределена своевременно, приблизительно за два месяца до начала отпускного периода. То есть в апреле учитель должен знать, какая у него нагрузка на следующий учебный год. Если директор не сделал этого своевременно, то представьте положение педагога, когда он выходит из отпуска, а ему говорят: у тебя будет не 25 часов, а 15. Он бы за это время мог найти школу, где нагрузка могла быть больше. То есть учитель должен получить от администрации гарантии по заработной плате и по нагрузке.
Что касается отпуска, то положено график отпусков составлять в декабре, но это лишь основа графика. Скорректировать его надо в апреле – такова специфика системы образования.
Также в коллективном договоре должно быть прописано, какие отгулы получают работники и за что можно получить отгул.
Считаю, что отсутствие коллективного договора в школе – это невыполнение директором трудового законодательства.
Комментарии