search
main
0

Коллегия

Коллегия Департамента образования на очередном заседании рассмотрела вопрос «О совершенствовании системы физического воспитания и массового спорта среди детей и учащихся молодежи Москвы (на примере опыта работы учреждений образования Западного окружного управления образования)». С докладом выступила Ольга БАХЧИЕВА, начальник Управления воспитания и дополнительного образования МДО.

Ольга БАХЧИЕВА, начальник Управления воспитания и дополнительного образования МДО:

– Система физического воспитания и массового спорта развивается в столичном образовании. Учебно-воспитательный процесс обогащается новыми формами организации учебной деятельности, внедряются новые технологии, постоянно совершенствуется спортивная база государственных образовательных учреждений. При этом расширяется перечень образовательных услуг в сфере физической подготовки, создаются условия для занятий физкультурой для различных категорий детей.

Одна из основных задач, которые сегодня решает система образования, – модернизация и совершенствование программно-методического обеспечения физической культуры, интеграция уроков с различными формами дополнительного физкультурного образования и оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня. Значительное внимание уделяется охране труда и профилактике детского травматизма, повышению уровня профессиональной компетенции учителей физической культуры.

Вместе с тем необходимость постоянного развития системы физического воспитания требует актуализации поставленных задач и уточнения основных траекторий развития с учетом ключевых направлений, заложенных в городской целевой программе «Столичное образование-5», а также поручений Президента РФ, сформулированных на заседании президиума Государственного совета. Важно максимально реализовывать принцип территориальной доступности занятий физкультурой и спортом на уровне «район – округ – город». Это позволит обеспечить массовый охват и занятость учащихся во второй половине дня.

Однако некоторые объективные причины, и в первую очередь материально-техническое оснащение спортивных сооружений, не позволяют эффективно организовать физкультурную работу в каждом ОУ. 10% спортивных залов требуют капитального, а 17% – текущего ремонта. На последних этажах школьных зданий расположены 6%, а в подвалах и цокольных этажах – 5% залов. Это создает определенные трудности в совместном использовании спортивной базы ОУ различными ведомствами Москвы. Недостаточная пропускная способность спортивных сооружений не позволяет 60% школ Москвы ввести обязательный третий урок физической культуры, тем не менее увеличение объема двигательной активности обучающихся в режиме учебного дня достигается при следующих формах физкультуры: гимнастика до уроков, физкультминутки, подвижные перемены, динамические спортивные часы. Существующие нормы организации занятий физической культурой целесообразно увеличить до 5 часов в неделю по схеме: два учебных часа – два часа занятий в секциях – один час участие в массовых спортивных соревнованиях. Это поможет решить проблему необходимой двигательной активности школьников и студентов.

За прошлый учебный год в системе столичного образования в области физического воспитания в ДОУ произошли положительные изменения. В ДОУ заметно увеличилось количество физкультурно-спортивных залов в основном за счет переоборудования групповых комнат. Только 2% ОУ сегодня не имеют спортивных залов. В то же время необходимо открыть экспериментальные площадки по разработке и апробации моделей физкультурно-спортивного воспитания дошкольников, продолжить работу по совершенствованию системы дополнительного физкультурного воспитания, увеличить число детей, задействованных в сфере физкультурно-образовательных услуг, в том числе детей, не посещающих ДОУ.

Повышается эффективность работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. В 240 ОУ созданы условия для полноценных занятий по лечебной физической культуре.

Приоритетным направлением стало сохранение и укрепление здоровья учащихся и воспитанников на основе консолидации межведомственных структур. По данным Генерального штаба Вооруженных сил РФ, в ходе весеннего призыва 2008 года каждый третий призывник был признан негодным к воинской службе. А из оставшихся более половины имели ограничения по здоровью, 7 из десяти призывников – выпускники среднего профессионального образования. Необходимо отметить деятельность Московского центра физического, военно-патриотического и гражданского воспитания, которая направлена на создание адекватных условий и усиление мотивации у студентов к занятиям физической культурой и военно-прикладными видами спорта. В Центре открыты 428 спортивных секций, в которых занимаются более 35% обучающихся. Предлагаются новые формы и методы работы со студенчеством. Так, поддержана инициатива Московского городского педагогического университета, и в феврале 2009 года на базе педагогических вузов пяти государств, входящих в состав СНГ, будут проведены студенческие игры.

Для качественной оценки учебно-тренировочного процесса и определения физического состояния детей, обучающихся и молодежи в образовательных учреждениях действует столичная система мониторинга физической подготовленности – тест-программа мэра. Задача системы физического воспитания – постоянное сопровождение ребенка от детского сада до колледжа или вуза. Сегодня обновлена и выпущена версия компьютерной программы «Физкультурный паспорт» для всех типов и видов ОУ. К сожалению, участники разного уровня соревнований не всегда проходят качественное предварительное обследование и оформляют допуск в специализированных диспансерах. Часто печать ставят даже при отсутствии медицинской карты ученика, формально. Мы считаем это одним из приоритетных вопросов межведомственного взаимодействия с Департаментом здравоохранения.

Высокие результаты у московских детей есть, однако важно обеспечение условий для массового вовлечения учащихся в занятия физкультурой и спортом. Максимальное вовлечение обучающихся в занятия физической культурой и спортом требует усиления внимания к их подготовке, но что более важно, создания условий для закрепления молодых специалистов в системе образования Москвы. В 2008 году два городских педагогических вуза и 9 педагогических колледжей выпустили 416 специалистов, но лишь 41% из них пришли в школы. Вакансии воспитателей, учителей, преподавателей физической культуры закрыты, реально же учителя ведут совмещение двух ставок, а также выполняют функции инструкторов. В результате страдают качество учебного процесса и эффективность внеурочной работы. Мы видим здесь возможность обеспечения работы спортивных залов за счет привлечения тренеров других ведомств – бывших спортсменов.

Виктор РЯБОВ, ректор Московского городского педагогического университета:

– Московский городской педагогический университет за время своего существования с 1995 года сумел добиться права называться одним из лучших вузов Москвы в спортивной работе. Московский городской педагогический университет входит в число 12 лучших вузов города, принимающих участие в Московской универсиаде. Медалями универсиады могут похвастать сборные по легкой атлетике, волейболу и баскетболу. В Московских студенческих играх 2007-2008 года МГПУ занял третье место среди 125 вузов, повторив результат предыдущего сезона. При этом стал одним из лидеров по массовости и победителем в номинации «Спортивное мастерство», где учитываются результаты выступления студентов на соревнованиях от московских до всемирных.

От года к году увеличивается число секций и сборных команд, растут результаты выступлений на московских, российских и всемирных соревнованиях. В 2008 году в нашем вузе учились 5 заслуженных мастеров спорта; 10 мастеров спорта международного класса; 115 мастеров спорта; 194 кмс; 374 спортсмена массовых разрядов. Главным образом, квалифицированные спортсмены получают профессиональное образование в Педагогическом институте физической культуры, где имеется необходимая тренировочная база, но практически во всех сборных командах МГПУ есть также студенты и аспиранты остальных факультетов. Координацией спортивно-массовой работы в университете занимается Спортивный клуб МГПУ.

В МГПУ организовано 30 секций по различным видам спорта, три группы здоровья для студентов и одна для сотрудников и преподавателей. При спортивном клубе работает студенческий поисково-спасательный отряд, который выступает в соревнованиях по туристическим видам спорта. Подготовку сборных команд университета ведут высококвалифицированные тренеры, под их руководством несколько студентов МГПУ за пять лет обучения с нуля смогли достигнуть уровня мастера спорта.

Среди сотрудников МГПУ – чемпионка Олимпиады-80 в легкоатлетической эстафете заслуженный мастер спорта И.Назарова, 5 заслуженных тренеров и 6 тренеров высшей категории, члены руководства спортивных лиг и федераций Москвы и России.

МГПУ был представлен пятью спортсменами на Олимпийских играх в Пекине. Трое из них завоевали медали: бронзовые – у Надежды Евстюхиной в тяжелой атлетике, серебряные – у Оксаны Сливенко, также в тяжелой атлетике, и у аспирантки Алены Карташовой в вольной борьбе.

Наш университет стал базовым вузом для юниорской сборной России по бейсболу – серебряного призера первенства Европы 2007 года, обладателя европейских кубков. Команда МГПУ-СДЮШОР 42 в 2008 году стала чемпионом России и финалистом Кубка России.

Команда «Мострансгаз – МГПУ», где выступают студенты и выпускники нашего университета, в 2008 году стала чемпионом Московской баскетбольной лиги.

В ежегодно проводимых Московских студенческих играх от МГПУ участвуют почти семьдесят команд по разным видам спорта. В 2005-2006 году мы завоевали 2-е место в общем зачете. В разные годы чемпионами и призерами Москвы среди вузов становились сборные по тяжелой атлетике, легкой атлетике, спортивной гимнастике, аэробике, футболу, гандболу, стритболу, пляжному волейболу, регби, дзюдо, самбо, пауэрлифтингу, скалолазанию, дартсу. С 2002 года МГПУ остается неизменным лидером в своей группе, на которые вузы делятся по численности студентов.

Каждый спортсмен, обучающийся в МГПУ, важен для университета. Вне зависимости от того, каким видом спорта он занимается, его результаты на соревнованиях любого уровня будут отмечены Спортивным клубом МГПУ. Все выступления студентов в составе команд университета фиксируются в базе данных рейтинга, на основании которого проводится конкурс с награждением наиболее активных спортсменов.

В 2009 году МГПУ готов реализовать инициативу организации первых Игр Содружества среди педагогических вузов стран СНГ, в которых помимо МГПУ примут участие команды дружественных университетов: Бакинского славянского университета (Баку, Азербайджан), Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка (Минск, Беларусь) и Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова (Киев, Украина). Соревнования пройдут по баскетболу, волейболу и мини-футболу. Спортивным клубом ведется подготовка к первому этапу игр среди мужских баскетбольных команд, который пройдет на базе МГПУ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте