В начале нового учебного года вспоминается прошедший. Это был сложный период: одиннадцатиклассники впервые писали сочинение как допуск к ЕГЭ, сдавали ЕГЭ по русскому и литературе, куда тоже входили сочинения с опорой на художественные и другие произведения. Сейчас готовится реформа изучения гуманитарных предметов. Год литературы в России еще не завершился.
Все вышеперечисленное требует от школьников как минимум чтения программных произведений, а как максимум – постоянного чтения лучших произведений мировой и отечественной литературы. И ведь читают, наверное, иначе как бы они писали вышеупомянутые сочинения?Проведите несложный эксперимент. Спросите у своих знакомых определенной возрастной группы (примерно от 16 до 26 лет), кто из них читал целиком «Войну и мир», «Тихий Дон», «Обломова», «Мы»… Уверяю вас, результат будет неутешительным. Но как же так? Это программные произведения, дети упоминают и цитируют их в качестве аргументов в сочинениях. Не читая? Не читая. А зачем? В Интернете всегда можно прочитать, например, эпизод «Подвиг капитана Тушина». И не важно, что ученик не знает и не понимает места и значения этого эпизода в романе. А количество уроков, отведенных на один из самых трудных романов («Мастер и Маргарита»), поражает воображение. Но и при большом количестве часов многие дети не читают. Не читают ничего: нет привычки (им не читали в детстве, они вообще другие), нет примера – не читают их родители, неинтересен подбор литературы на уроках. Когда некоторые видят объем произведения, они даже не пытаются его осилить. Дети, приходящие сейчас в 5-й класс, до сих пор искренне считают, что чем быстрее они читают на уроке вслух, тем лучшую оценку получат. О понимании прочитанного речь во многих случаях не идет. Катастрофа! Что же делать?Представьте себе, дорогой читатель и коллега, что вы ненавидите, например, читать научную фантастику, или любовные романы, или длинные и занудные (для вас) произведения, а вас заставляют, причем еще и угрожают поставить двойку. Представили свою реакцию? А ребенок должен!Представьте себе, что вы услышали великолепное стихотворение, оно понравилось вам, оно созвучно вашему настроению, а кто-то требует, чтобы вы немедленно назвали все средства художественной выразительности, которые вы в нем увидели. Крамольный вопрос: зачем, если вы не собираетесь стать вторым Пушкиным? Учась в школе, я всегда сравнивала анализ стихотворения с препарированием бабочки. Вот она летает, легкая, красивая, яркая, а мы берем ее в руки и разбираем на детали, чтобы понять, как это она получилась такой… В Царскосельском лицее учили писать всех? Так и время было другое, и уровень учеников отличался от нынешнего, и заперли там бедных лицеистов на долгих шесть лет, и гаджеты отобрали… Давайте и мы будем учить писать, только вот времени на интересное письмо у нас нет: все ОГЭ да ЕГЭ.Но вернемся к урокам литературы. Мама всегда учила меня не врать, а мы, большинство учителей литературы, врем на каждом шагу. Ну невозможно за отведенное время прочитать и разобрать с подавляющим большинством нечитающих детей такие большие и сложные произведения! А мы делаем вид, что всё ОК. Или то, что мы делаем, называется «галопом по Европам», что тоже ничего хорошего не приносит.«Критикуя, предлагай!» – скажет мне дотошный коллега и будет абсолютно прав. Я, конечно, рискую навлечь на свою седую голову гнев этого самого коллеги, но все же попытаюсь предложить, абсолютно не претендуя на истину в последней инстанции.Сколько раз на уроках мы сталкивались с ситуацией, когда или учитель говорит монологами, или отвечают 1-4 человека, остальной класс молчит, потому что вообще не понимает, о чем речь, так как не читал. Так вот предложение мое состоит в том, чтобы и литературу сделать базовой и профильной, как математику. Мы с вами прекрасно знаем, что вот этот ученик никогда не осилит большое сложное произведение, значит, переведем его, предположим, в первую группу по литературе. Там будут читать небольшие простые рассказы (если ребенку все ясно и объем маленький, он прочтет). На уроке будем разговаривать с ним, обсуждая прочитанное на любом доступном ему уровне. И процесс пойдет, так как ученик перестанет бояться выглядеть дурачком. А если учитель похвалит за ответ, еще и оценку хорошую поставит, так это вообще именины сердца! Потом перейдем к рассказам посложнее, к хорошим стихотворениям. Кстати, о поэзии. Таким детям необходимо давать задание выучить любое понравившееся и понятное стихотворение изучаемого поэта. Разыскивая свое стихотворение, ребенок невольно прочитает много других, почувствует музыку поэзии, полюбит какого-то одного автора больше других. А тут уже недалеко и до любви к стихам, до понимания многих произведений. Еще учителю нужно уметь хорошо читать стихотворения и выбирать их для этого. На каждом уроке по одному в зависимости от настроения, природных условий («Первый снег», «Февраль», «Осень») и т. д. А вдруг детям понравится и они станут воспринимать хорошую поэзию? В прозе потолком для таких учеников будут, очевидно, повести, а может быть, они так и остановятся на рассказах. Ну и что? Зато это будут рассказы Куприна, Чехова, Бунина, Шукшина и др. Многое будет читаться с объяснениями на уроках, а дома только дочитываться. Но, возможно, таким образом мы выполним нашу главную задачу – привьем ребенку любовь к чтению. Ну ладно, хотя бы избежим отвращения к этому процессу. Это уже хорошо. И, конечно, необходимо давать много рекомендованного внеклассного чтения (выбери из списка то, что понравится, прочитай и напиши коротенький отзыв).Во вторую группу войдут те, кто просто любит читать с детства, кому интересно обсуждать прочитанное, кто видит в сложных произведениях глубокую мысль, заложенную автором, кто понимает, о чем стихотворение Тютчева «Фонтан». Кто любит писать на разные темы, но не собирается связывать свою жизнь с филологией. И третья группа – это те, кому сдавать ЕГЭ по литературе, и те, кому просто хочется изучать литературу на повышенном уровне. Тут все ясно: программа по максимуму, теория литературы, творческие работы и т. д. И, конечно же, увеличенное количество часов, отведенных на этот предмет, чтобы не врать. Чтобы изучать «Войну и мир», «Тихий Дон», «Мастера и Маргариту», «Преступление и наказание» не фрагментарно, а целиком и подробно. Откуда эти часы взять? Все уже догадались: сокращенная программа по математике, физике, химии, биологии и т. д. Что же мы будем иметь в сухом остатке? Коллеги, мы перестанем врать! Но только для каждой группы нужно будет очень тщательно и обдуманно подбирать книги. Они должны быть обязательно эмоциональными, каждый ребенок должен читать доступные его пониманию произведения, постепенно поднимаясь со ступеньки на ступеньку. И, может быть, нам удастся переломить страшную ситуацию, сложившуюся сейчас с чтением.Почему в программе нет очень нравящегося подросткам рассказа Андрея Геласимова «Нежный возраст»? Мы прочитываем его в распечатанном виде за один урок, а тот, кто не успевает, никогда не выходит на перемену, пока не дочитает. Очень интересно обсуждать его, ведь это рассказ о них, о нынешних подростках. Почему в программе нет наиважнейшего романа Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»? Роман небольшой, но, прочитав его, наши дети узнают, что «есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их».Марина ВИШНИЦКАЯ, учитель русского языка и литературы средней школы №167 Москвы
Комментарии